Познание чувственное и рациональное
1.1. Чувственное – познание,осуществляемое при помощи органов чувств: а) слух - восприятие звуковых колебаний органами слуха – ухом б)обоняние – восприятие запахов – носом в) осязание – восприятие Ч. прикосновения, давления, растяжения рецепторами кожи, некот. слизистых оболочек г) вкус- ощущения, возникающие при водействии растворимых веществ на вкусовые рецепторы д) зрение – восприятие объектов внешнего мира посредством улавливания излучаемого объектами света
2. формы чувственного познания: а)Ощущения -отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (зрительные, слуховые, осязательные); б)восприятия -отражение в сознании человека целостного образа предмета окружающего мира при его непосредственном воздействии на органы чувств (соответствуют системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой — восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). свойства восприятия: · Предметность. Мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то. · Целостность. Образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры. · Осмысленность. Предмет осознается как конкретный предмет. · Константность. Фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета. в).представления — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение. качества, которыми обладает предмет могут быть: -первичные (предметные):плотность, форма, объем -вторичные диспозиционные: цвета, звуки и др. 3. Особенности чувственного познания
2.1. - Рациональное познание(абстрактное мышление) - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности, в результате которого мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даем их определение, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. 2.Формы рационального познания (мышления) Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
А.понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; (стол, стул- мебель; классификация) Б.суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте.. (Муха-насекомое) В. умозаключение (рассуждения) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. (заключение или вывод). (У мухи есть крылья, значит она летает). - индукция - от частного к общему - дедукция - от общего к частному -аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
3.особенности рационального познания • Опора на результаты чувственного познания • Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений - имеет обобщенный характер - носит абстрактный характер - активно и целенаправленно - связано с речью
4. вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. а) Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
б)Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)
в) Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
г) Вывод: Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания.
|