Студопедия — ИХ СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИХ СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ






ИХ СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ

Неразрывное единство гуманитарной и естественно-научной культур может быть оправдано несколькими соображениями.

А. Оба типа культур – суть творения разума и рук человеческих;

Б. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый – свою часть). Мировоззрение человека не может быть половинчатым. Поэтому гуманитарные и естественно-научные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться.

В. Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем. Решение таких проблем заставляет их идти на сотрудничество друг с другом.

Г. Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Подобно этому разделение «труда» гуманитарной и естественно-научной культур порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», работает в целом на единство.

Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по некоторым проблемам, гуманитарное знание, со своей стороны, по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры.

Д. Единство обоих рассматриваемых типов культур и наук проявляется не только в стремлении к истине, но и в схожести заблуждений.

Е. Не менее очевидна и корреляция (взаимная связь) между радикальными поворотами в судьбах естественно-научной и гуманитарной культур.

Ж. Неклассический тип развития естественных и гуманитарных наук выявил и относительность критериев их разграничения.

Перечисленные аргументы подтверждают единство естественно-научной и гуманитарной культур.

Единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур реально проявляется в последней четверти ХХ века в следующем:

- в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формирование для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.

- в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ;

- в формировании общей для гуманитарных и естественно-научных наук методологии познания;

- в гуманитаризации естественно-научного и технического образования;

- в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в 21 веке.

3. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ В «НАУКАХ О ПРИРОДЕ»

И В «НАУКАХ О ДУХЕ»

Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Её явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. Их исследования сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе – есть объяснение, сведение явлений природы к их причинам и законам существования. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются.

Для наук о природе характерен «генерализирующий» (выделяющий общее в вещах) метод исследования, для наук о духе – «индивидуализирующий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).

Цель наук о природе – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. Гуманитарная наука также обязана искать общее в объектах своего исследования и устанавливать общие правила, законы. Но так как сферой ее компетентности является человек, нельзя пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей даже при установлении общего правила или закона.

«Индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных.

Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. Ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись, хотя естественные науки не вправе считать себя полностью свободными от ценностей.

Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма – т.е. представления о центральном месте человека в мироздании в целом. В гуманитарных науках же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.

Гуманитарные науки являются идеологически нагруженными. Естественные же науки идеологически нейтральны.

Взаимоотношения субъекта и объекта познания в естественных науках строго разделены, а в гуманитарных – частично совпадают.

Упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов принес естествознанию славу «точных наук», основу их методологии составляет применение экспериментальных методов; в гуманитарных науках заметно преобладание качественных оценок, так как изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке и экспериментальные исследования весьма затруднены из-за моральных запретов.

Характер объекта исследования в естественных науках – материальный, относительно устойчивый, а в гуманитарных – больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия