Основной вопрос фил. Истор.формы материализма и идеализма
Основной вопрос фил.: вопрос об отнош-и мышления и бытия, духа и природы, объектив.и субъектив., психич. и физ., матер. и идеал., материи и сознания и т.д. О.в.ф. имеет 2 ст.:1)что первично, что вторично; 2)познаваемый мир (или как относятся мысли об окруж. нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление чел-ка познать мир таким, каким он отраж-ся в его сознании). Материализм – это философ. взгляд на мир, утвержд., что в основе всего сущего лежит материя. Истор. форма м-зма – метафиз.(склад.в период возрожд. н. времени (16-н.19 в.). Это система идей о природе, чел-е, возник. на науч.-опыт. основании. Идеи: мир - колич. превращение, развитие есть всегда одноуровн.движ-е как повторение формы. Началом движ-я всегда оказ. внутр. сила. 3 ист. форма – диалект. м-зм (30-40г. 19в.). Осн. положения: развитие - колич-качеств. преобраз-е; развитие объясн-ся как самодвижение в силу внутр. противоречивости; противоречие как источник движ-я, развития и изменчивости; развитие спиралевид.; диалект. м-зм в понятие развития вкл. и прогресс, и регресс. Истор. формы м-зма: антич. м-зм (Демокрит, Эпикур), мат-зм эп. Возрожд. (Телезио, Бруно), метафиз. (механист.) м. 17-18 вв. (Галилей, Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза); франц. м. 18 в. - Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), антрополог. м. (Фейербах), диалект. м.(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Идеализм – философ. взгляд на мир, кот. кладёт в основу сущего идеальное начало – Бога, Логос, Мировой разум, Идею, кот.сущ-т независимо от чел-ка. Формы ид-зма: как мир. разум или мир. воля, как единая дух. субстанция (идеалист. монизм) или множ-о дух. первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постиг.начало (идеалист. Рац-зм), как чувственное (идеалист. эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).Представители объект. ид-зма: в античн. - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм - Юм, ранний Фихте (18 в.).
5.Фил.Др.Индии. Возникн-е фил. в Др. Индии относится примерно к сер. I тыс-я до н. э., когда на тер. Соврем. Индии стали формироваться гос-ва. Древнеинд. Общ-во делилось на варны: 1)жреческая варна (брахманы); 2)варна военной аристократии (кшатрии); 3)варна земледельцев, ремесл-ков, торговцев (вайшьи); 4)низшая варна (шудры). Древн. памятник инд.лит-ры - Веды. В них выражено весьма древнее религ. мировоз-е. Веды состоят из 4 ч.: сб. религ. гимнов, сб. ритуал.текстов, правила поведения для отшельников, фил. часть (Упанишады). Для древнеинд. Фил. характерно развитие в рамках опр. систем, или школ, и деление их на две б. группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята). Джайнизм– учение, указ. путь “освобождения” души от ее подчинения страстям. Цель – «святость», особый образ поведения, при помощи кот. достигается указанное освобождение. Отрицает влияние богов на судьбы людей. Они старались освободить не только телесное, но и дух.в чел-ке. Освобождение основ.на законах кармы - судьба, рок, неизбежная. Душа освобожд.от кармы в рез-те благих дел, прав.поведения. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. как учение, враждебное др. религии брахманизма. Учения буддизма основ. на легенде об основателе религии Будде и распростр. среди город. низов. Буддизм выдвигает: 1)жизнь исполнена страданий; 2)сущ-т причина возникн-я страданий; 3)имеется возм-ть прекращения страданий в наст.жизни (нирвана). Цель познания - освобождение человека от страданий. Метод постижения- уход в себя, самоуглубление.. Состав. часть-йога(страдания ликвид.путём физ.упраж и дыханий). Рез-т этого – нирвана(в этом состоянии нет времени, прекращ.страдания, волнения, желания). Локаята - древнейшее материалист. Фил. учение в Индии, отрицало сущ-е к.-л. др. мира, кроме матер.. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. Индуизм возник только в теч. последнего тысяч-я в Зап. Индии. Его основой является кастовый строй. Главные боги - Вишну и Шива.
6. Фил.Др.Китая. В Др. Китае в VIII-VI вв до н.э., в период форм-я и развития рабовлад. Общ-ва вырисов. две тенденции в идеологии: консерватив. и прогрес., мистич.и атеист.. В ходе борьбы этих 2х тенденций все шире распростр-сь наивно материалист. идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противопол.началах (инь и ян), о естеств. пути (дао) и др. Однако формир-е фил.течений относится к VI-V вв. до н. э. Конфуциантство. Конфуций (551-479 до н. э.). «Лунь юй». В центре фил. К. – проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо – верхов. божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Идея «жэнь»- идея гуманности, человеколюбия. Раскрывается через категории «сяо»-почтит.отношение к своим родителям; «ди»-такое отнош.к ровесникам; «чжун»(преданность) – отнош-е к правителям, императору, стране; «ли» - этикет, порядок, ритуал; «и»-долг, справделивость. Концепции воспитания «благородного мужа»: соверш-во воспитания чувств; принцип взаимности(«Не делай людям того, чего не пожелаешь себе»). Деление людей на низкиз и благородных. Благородный муж-чел-к долга, его отличает высокие моральные кач-ва, человеколюбие. Принцип «золотой середины». Последов. Конфуция был Мэн-цзы. Чел. жизнь подчинена “небесной воле”, кот.выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострад-я, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи. Против конфуц.школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопред.судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осущ-ть в жизни принципы всеобщей любви, выраж. “небесную волю”. Даосизм - учение Лао-цзы о дао – пути вещей. Основная идея – жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни. Покой-путь к постиж.сущности. Принцип «дэ»- ценность. Принцип «у-вэй» - невмеш-ва в предначерт. путь. Традиц-зм(Легизм- законник). Принцип «фа»- примитив.наказание. Чел-к от природы зол. Неоконф-во – идеалист. школа китай. фил., слож. в основном в период Сун (10-13 века). Значит.место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость соц.порядков. Занимало господствующее положение в фил. и общ.-полит. мысли Китая до начала 20 века.
|