Соотношение периодов архаика-цивилизация со схемой Восток-Запад-Россия Хронологически и простсранственно выделяют из традиционных культур универсалистки-гуманистические культуры «философского типа» (пять «осевых» цивилизаций Ясперса- с ярко выраженным философским статусом китайской, индийской и начатой греками европейской традиции). Хронологически грань, разделяющая доосевые (дофилософские) и осевые (философские) культуры во всемирной истории,- середина 1 тыс до н.э. Каждая из этих исторических типов культуры, в свою очередь, разделяется на 2 формы: Первая-архаика (первобытные культуры) и цивилизация 9великие культуры древности бронзового века); второй-культуры Востока и Запада. Архэ-«первоначало», «первооснование» господствует в жизни человека и общества на любых этапах развития. Поскольку схема «Архаика — Цивилизация» не вызывает сомнений, остановимся на другой философско-исторической и культурологической формуле: «Восток — Запад — Россия». В ней скрываются две самостоятельные темы: традиционная для европейского (и русского) теоретического самосознания XIX — XX вв. социокультурная парадигма «Восток— Запад»; тема русской специфики и (или) самобытности (тема «русской идеи») в отношении к обозначенной альтернативе. Начнем, естественно, с первого пункта. Если считать стартовой площадкой вышеприведенную формулу Ясперса (универсалистски-личностное мировоззрение — философия — наука), то дальнейшее погружение исторического эхолота в археологические глубины дает нам еще две эпохи в культуре человечества: эпоху великих цивилизаций древности (рубеж IV — III тыс. — середина I тыс. до н.э.), а за ней «прометеевскую» эпоху первобытного человека и общества. «Восток-Запад». Это 2 основных потока цивилизационно-исторического существования. Россия, ее духовная культура, ее философия (поздно, лишь в XIX — XX вв. принявшая зрелые формы, сравнимые с формами философской культуры Запада) лежат вне двух основных потоков цивилизационно-исторического существования, хотя и находится постоянно в том или ином отношении к ним. Россия лежит вне западного и восточного потоков цивилизационно-исторического развития. Но сразу же добавим: и не только Россия. Вместе с Византией и католической Европой она представляет в культуре и истории человечества особый вариант «символической цивилизации». В русской истории, в первую очередь из-за огромной площади территории страны, решающее значение приобрело развитие государственности, опрокинувшей авторитет церкви и на этом пути принявшей новационные процессы в экономике, социальной сфере, политике и культуре, пришедшие из быстро модернизировавшейся Западной Европы. Факт христианства оказывает существенное влияние и на западе, на Востоке.