Перестройка ускорила процесс вхождения России в постмодерн: она открыла шлюзы для зап.культуры, поток которой легко захлестнул нехристианскую Россию. Россия, давно переставшая быть христианско-православной, не видела в язычестве опасности. Игра, случай становятся мировоззренческими доминантами в нашей современной культуре; все превращается в игру, иногда смертельно-опасную: бизнес, коммерция, политика, отношения между людьми. Художники стали философами: они пытались изображать на своих полотнах не сами предметы, а условия возможности их восприятия. Они стали писать не пейзажи и портреты, соблюдая правила ретроспективы, нет-они стремились найти способы изобразить все эти «горизонты», «позиции», «интенции», «установки». В дальнейшем для многих из них стали мешать выставочные залы, рамки для картин и другие традиционные атрибуты живописи, ибо они настраивали зрителя на укоренившееся представления о том, что на худож. Выставке их ждет эстетическое наслаждение. Постмодернизм в искусстве-это обращение к исповедальности, отчуждение психического заражения, убеждение, что смех и слезы эстетически суть обман, надувательство. Эзра Паунд- лидер имажинистов говорил, что хотел бы видеть поэзию «свободной от всякой слезоточивой чувствительности, потому что она (поэзия) не должна форсировать эмоциональность и чувствительность. Теперь поэт начинается там, где заканчивается человек. (ортега-и-гассет), это Клюев, Гумилев, Мандельштам…)
36. становление культуры российской цивилизации и её основные черты.
В становлении российской цивилизации можно выделить несколько этапов: 1)древняя Русь (9-13 вв) 2)московское княжество(14-17 вв) 3)имперская Россия (с 18 в и по сей день) Характерные черты российского типа культуры: монументализм склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения иррационализм, выражающийся в непредсказуемости и непознаваемости русской души правовой нигилизм и госуд. Пиетет, этатизм, отождествляющий власть и авторитет, патернализм как самоограничение потребности политической свободы и чувства политической ответственности. Доминантой российского типа культуры явл. Интровертный ар-р. Да, она открыта для внешних воздействий, но не восприимчива к ним внутренне в силу «подозрительного» отношения к другим, чуждым ей культурам. Мессианство, проявляющееся в навязывании своих ценностей другим культурам. Бинарность и амбивалентнотсь. В национальном хар-ре русского народа порой странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевность с грубостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом. Часто соединение противоположных черт выдают за особенность рус. Культуры. Однако такое соединение, говорил Леонтьев- признак вообще всех развивающихся цветущих культур. Своеобразие не в наличии противоположностей, а в отсутствии средины между ним. Русский привык везде во все доходить до крайностей, минуя середину. Бинарность русской культуры проял. В постоянной борьбе, напряжение 2-х центров: христианства и язычества, западничества и славянофильства, коммуниальности и индивидуализма, патриотизма и космополитизма. Эта борьба- залог жизни и движ. русской Культуры.