Жанрово-композиционное своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Связь романа с героическим эпосом. Событие и герой: проблема соотнесенности
«Что такое «Война и мир», - писал Толстой в статье по поводу книги. – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Современное литературоведение отмечает, что «Война и мир» - это роман-эпопея, для которого характерны широкое изображение исторический событий и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни. Главный герой такого романа – русский народ, и основная идея заключается в утверждении непобедимой силы народа. Основой жанровой формы «Войны и мира» является великое историческое событие, от исхода которого зависела судьба целого народа. Особенность композиции романа в том, что военные действия, события, происходящие на полях сражений, тесно связаны с различными сторонами мирной человеческой жизни. Решающие моменты в судьбах главных героев определены ходом исторических событий. Война 1812 года все изменила в укладе жизни семьи Ростовых, подвергла тяжелым испытаниям Пьера Безухова, оборвала жизнь Андрея Болконского, Ростовых, Безуховых, Курагиных. В произведении нет завязки и финала. Картины в салоне А.П. Шерер, в имении Болконских, в доме Ростовых в Москве, являющиеся началом действия, сразу же показывают жизнь в развитии, а эпилог, в котором Пьер говорит о необходимости создания тайного общества, предвещает следующие события. Кульминацией романа является Бородинское сражение, в котором силы двух воюющих армий достигли высшего напряжения. Для композиции романа характерен обобщенный образ народа, который возникает из множества массовых сцен, из слияния многих персонажей, не имеющих самостоятельного значения. Широко используется Толстым прием контраста. Корыстолюбию, бюрократизму, аморальности столичного дворянства (Курагиным, Друбецким) противопоставлена патриархальная помещичья аристократия (Болконские, Ростовы); паразитической жизни верхов общества – трудовая жизнь народа. Контрастна деятельность Кутузова и Наполеона. Важную композиционную роль в романе играет пейзаж. Картины природы связаны с жизнью людей, размышлениями героев, способствуют их психологической характеристике. Накануне Бородинского сражения Пьер «замер от восхищения перед красотою» дальних лесов, «точно высеченных из какого-то драгоценного желто-зеленого камня», золотых полей и перелесков. Его восприятие природы неразрывно связано с тем чувством «скрытой теплоты», любви к родной земле, которое переполняло в эти решающие минуты сердца Кутузова, князя Андрея, русских солдат и офицеров – участников предстоящей битвы. Что же отличает «Войну и мир» от классического романа? Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры. Сам Толстой, ощущая известное сходство «Войны и мира» с героическим эпосом прошлого, в то же время настаивал на принципиальном отличии: «Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла».
|