Студопедия — Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятия «феодализм» и «средние века» в историографии






 

Термин ср. в. был впервые введен итальянск. гуманистами. Историк 15в. Флавио Бьондо(История от падения Рима) назвал ср. в. период, отделявший его время от античности. Эта оценка была отрицательной, т. к. гум. оценивали прежде всего сост. культуры. В 17в. пофессор Галльского университета (Германия) Й. Келлер ввел термин ср.в. в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и нов. время (хронолог. рамки: от разделения Р. империи на зап. и восточную(395г. при Феодосии 1) до падения Конст.(1453г.). В 17 и 18в.(век Просвещения) критерием периодизации стало служить отношение к религии и церкви. Ср. в. оценивались как период стеснения умственной свободы. В 19в. романтическое направление в историографии идеализировало ср. века. На рубеже 18 и 19в. были сделаны два важных шага: идея о непрерывности общественного развития и попытки анализа не только событийной и политической, но и социальной истории. Эти попытки привели к отождеств. терминов ср. в. и феодализм. Углубление этих терминов было в конце 19в. с оформлением новой философии – позитивизм(О.Конт во Фр., Г.Спенсер в Англ.). Пришло комплексное видение исторического процесса. Феодализм виделся как особая полит. и правовая организация общества, с системой сеньориально-вассальных связей. Более перспект. оказались попытки сопряжения полит. и соц. анализа. Позитивисты начали изучение общины и вотчины, хоз. и соц. жизни. Позитивизм подготовил первые шаги системного(структурного) анализа. Одним из его плодов явл. термин цивилизация, подчеркивающий территориальное разграничение людских обществ. Появился также термин формация, выделивший, наоборот, временное деление исторического процесса, где точкой отсчета стали способ производства и форма собственности. Новый этап развития – 20й век, франц. историки, создавшие свое направление вокруг журнала Анналы (Люсьен Февр). Они говорили о множественности связей – вещных и личностных - внутри общественной системы. Это ломало механическое понимание причинности в истории и представление об однолинейности развития.

 

В марксистской историографии феодализм понимался как определенная стадия исторического развития, через кот. прошли страны Европы и Азии, Африки и Латинской Америки. Подобное мнение не является общепринятым. В историч. науке 19в. многие исследователи не связывали этот тип соц. устройства с определенным историческим этапом и поэтому находили «феодализм» в античном мире, а «капитализм» в средневековье. В современной науке некоторые исследователи отказываются от идеи универсальности этого понятия, закрепляя его только за западноевропейским вариантом развития. Мнение об универсальности феодализма как определенной стадии исторического развития может считаться корректным при некоторых оговорках: 1. Если признается своеобразие его конкретно-исторических вариантов и не только возможность, но неизбежность их расхождения с абстрактной моделью, созданной исследователями. 2. Представление о стадиальности развития должно дополняться признанием многоукладности господствующей общественной системы на каждой из стадий. 3. Стадиальный принцип членения исторического процесса должен быть органически увязан с особенностями цивилизационного развития, связанного с факторами долговременного воздействия(природные условия, особенности этногенеза и социальной психологии, религия, тип общины).

 

21. Складывание централизованного государства во Франции в XII-XIII вв.

 

Во Франции как и везде процессу централизации предшествовал долгий период ослабленной королевской власти и политической раздробленности. Развитие городов вызвало так же становление в обществе новой социальной силы - сословия горожан, заинтересованной в усиление королевской власти. Феодалы тоже были вынуждены сплотиться вокруг королевской власти, т.к. возрастал отпор крестьянства.

 

Процесс централизации прошел через несколько этапов. До конца XII века короли решали проблему усиления собственной власти в пределах домена. Разделение централизации на два этапа - централизация по провинциям и общегосударственное объединение. Начало XII века - переломный момент в укреплении королевской власти. В середине и второй половине XIII века был создан общегосударственный аппарат управления. Королевский совет - верховный орган управления. Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведомство - Палата счетов. Была введена единая монетная система.

 

22. Эволюция общины в сред. века

 

Во время родоплем-го строя и генезиса феод-ма-гл-й хоз-й и соц-й организм- община. С к.8в. вотчина- комплекс крупной зем-й соб-ти (сеньория во Фр-и, манор в Англии). Хоз-я ф-ция- концентр-я ср-в, необх-х для реал-и крупной зем-й соб-ти. Соц-я ф-ция- взимание ренты и внеэк-е принужд-е. Вотчина: домен- господ-я часть(усадьба, лес, луга и сеньориальная запашка) и земля, отданная крест-м в держание(мансы- во фр-и, гуфы- в Германии). Вотчина обесп-ла устойч-ть крест-го хоз-ва. В то же время крест-я община не б. уничтожена, вотчина надстр-сь над ней, подавив ее политико-юридические ф-ции. Община регул-ла использ-е общинных угодий, порядок севооборота. С переходом к продуктовой и денежной ренте феодалы м. раздать весь резерв пахотных земель в крест-е держания=> усил-е эк-й роли крест-го хоз-ва=> его освоб-е от тяжелых форм личной завис-ти. Община смогла возродить свои соц-е и политико-юридич-е ф-ции. Во Фр-и, Италии и Испании община смогла пол-ть статус коллект-го юр-кого лица, образовав сельскую коммуну с правом выборного упр-я: контроль за польз-м общинными угодьями, сбором ренты и суд-й деят-тью вотчинника. Община м. обр-ся с жалобой в гос-е суды.

 

2 3. Четвертый крестовый поход. Латинская Романия

КП-воен-колониз. движ-е зап.евр. феодалов, ч-ти горожан, кр-ва в ф-ме религ, войн, под лозунгом осв-я христ. святынь, обращения языч., еретик, в хр-во (к. 11-13 вв.). Термин «КП» -1250 г., общепринят с 17-18 вв. Прич.:

 

расслоен, трад. структур об-ва=>рост мат. потреб, феодалов, нестаб-ть; право майората (старш. сьн)-агрессив. настроения рыц. молодежи. Файды- столкнов-я между феодалами из-за земли и крест. Представл-е о Вост. - богатство. Рим-кат, ц-вь - нрав., псих, и мат. основа. КП к Г3-15вв. орг. монархи круп, г-в, папы, прав-ли ит. морс, республик. 13в. - судьба Св. земли зависела от Египта. Папа Иннокент. 3 развернул пропаганду КП на Ег. Нарастание антагонизма между Зап. и Виз. 4 КП- перелом, момент, кризис крест, движения (неприязнь, торг, противореч-я). Кр-цы собр-сь во Фр.(лето 1200) и обратились к Венеции (флот), 1201г. - дог. венец.(дож Энрико Дандрло) с кр-цами о перевозке за 85 тыс. сер. марок. 1/3 кр-цев прибыла в Венецию 1202г., заплат, т-ко ч-ть суммы=> блокированы на о. Лидо. Монферратский маркиз Бонифаций дог. с Дандоло вместо денег взять далмацкий город Задар (хотя Венг. король тоже принял крест). 1202г-3адар взят и разграб. Йннокент 3 отлуч. кр-цев. Кр-цы дог-сь с сыном Исаака Щослеплен, в плену; на преет. - Алексей!!!) Алексеем (за 200 тыс. мар.). 1203г. Конст-ль осажден. Исаак восстановл. на троне, его сын Алексей! V -соправитель. Заплат, т-ко!/2 суммы. Нар. восс-е импер-ры низложены. Имп.-АлексейУ Лука, порвал с латинянами. 13.04.1204г - К-ль пал, дележ и захват земель кр-цами. Оор. Лат. имп. Латин. Романия сост. из Лат. имп.(1204-1261). Венец. Романия, Генуэз. Романия, терр. госпитальеров (Родос, о-ва Додоканеса 91306-1522). во гл. -гр. Фландрии и Эно Бодуэн, патриарх -венец. Томмазо Морозини. По ф-ме виз. гос-ть по сути - феод, иерархия фр. образца. Имп-ру принадл. % Конст-ля П/2 - венец.), Фракия, С-3 ч-ть Мал.Аз. Прав-ли др. гос-в - форм, вассалы имп-ра Лат.имп.: Фессалонкское г-во (1204-1224), Афинское герцогство (1205-1465), Морейское/Ахейское княж. (1205-1432). Лат.имп. -непроч. обр-е. 1205г- при Адрионополе войска Имп. разгромлены болг. цар. Калояном. При Генрихе!- врем, стао-я. Но 1261г-г-во пал+Фессалон. кор-во. Ц. и Ю. Грец. разделена на рыц. лены (+греч. феодалы=>устойчивость морейск. князей). Домен, х-во, барщина, кр-не -парики. Греч, феодалы (архонты) сохр. свой статус и земли. Низш. клир - греки. 1428-1432гг. Морей, кн-во завоев. виз-цами, Афин, герц-во 1456г.- османами. Венец. Ром. Для венец, гл. -торговля (монополии, гл. рынки), а не созд-е г-ва. Приобрю торг, кварталы Конст-ля, Крит, порты Корон, Модон, о-ва Ионич. моря, греч. крепости. Эти города - б. роль в торг, между Венец, и Вост.(с/х прод-я, зерно). Земли поделены м/г-вом, венец, колонистами, ц-вью, греч. архонтами. Венец-цы монополизировали упр-е и внеш. торг. Повыш. налогов, крест, повинностей. 1212-1367гг -12 круп, выступл. против венец. =>у ступки мест, знати. Сер. 14в.- усил-е консолид-и феод, строя быстр, разв-е тов.-ден. отн-й. осв-е кр-н за выкуп, рост торг-рем, сословия. 15-16в. Крит- ц-р Греко-венец. к-ры. Генуэз. Ром Не прин. уч-е в 4 КП. Дог. с ник. имп. Михаилом 8 (1261)=> торг, колонии и фактории. После восст-я Виз. осн. в Галате г-д Перу. Колониз-я Крыма, их оплот - г. Кафа (Феодосия). Густ, сеть факторий на берегах Черн. и Азов. м.(Солдаия, Чембало,Тана). Контроль над Черном, и Эгей. басе. Сам-ть факторий. Орг-я факторий- част, лица, предприн., банки. Упр-е - изб-сь на год консулы+суд. чинов-ки. Черном, г-да - ц-ры работорговли и экспорта рабов в Ег. 1205г. склад-ся Никейская имп. (Феодор! Ласкарь). 1259г. - битва пои Пелагонии разгром союз. армии эпир. правит, и морей, князя, 1261г. отряды никеию имп. Мих.8 Палеолога зан. Конст-ль.

 

24.Формирование феодальных отношений во франкском гос-ве в VIII-IX вв

 

К концу VIII и нач IX в переворот в поземельных отношениях во Ф гос-ве привел к господству феод земельной собственности – основы феод строя. Захваты крупными феодалами крестьянских наделов принимают особенно массовый характер к началу IX в. Большую роль в обезземеливании и втягивании в зависимость крестьянства играла церковь. + завоевательная политика Каролингов. В 8-9 вв практика прекария получила широкое распространение как одно из важнейших средств феодализации. Прекарий – условное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование. Прекарист, отказываясь от права собственности на землю, превращался из собственника ее в держателя. Прекарные отношения являлись результатом тяжелого экономического положения крестьян, вынуждавшего их отдавать землю крупным землевладельцам, а иногда и следствием прямого насилия. Если в 6-7 вв решающ роль в складывании феод собственности и установлении крестьянской зависимости играли королевские пожалования, то в 8-9 более важным фактором становится разорение массы крестьянства, втягивание его в поземельную зависимость от крупных феодалов даже без активной роли гос-ва. К личной зависимости часто вел акт коммендации мелкого свободного крестьянина светскому магнату или церкви. На практике установление личной зависимости от феодала могло иногда предшествовать утере им аллода. Способствовала процессу и концентрация в руках отдельных крупных землевладельцев полит власти, служ орудием внеэконом принуждения.Иммунитет – особыми королевскими грамотами должностным лицам – графам, сотникам, их помощникам – запрещалось вступать на тер-ию, принадлежащую тому или иному магнату, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских или фискальных ф-ий. Иммунитетные права: землевладелец пользовался на своей земле судебной властью, имел право взимать на тер-ии иммунитета все поступления, кот шли в пользу короля, являлся предводителем ополчения, созываемого на тер-ии иммунитетного округа. Иммунитет способствовал усилению независимости феодалов от центральной власти, подготовляя последующий распад империи Каролингов. Вассальные отношения – вассалами первонач назывались свободные люди, вступившие в личные договорные отношения с крупным землевлад, большей частью в кач военных слуг – дружинников. В 847 г Карл Лысый в Мерсенском капитулярии признал вассалитет главной законной формой общественной связи. Основой хоз и соц организации общ-ва становится феодальная вотчина – сеньория, поглотившая как свободные франкские общины, так и крупные земельные комплексы галло-римского типа. Феод вотчина явл организацией для эксплуатации зависимого крестьянства, для присвоения крупными землевлад феод ренты – оброк и барщина.Земля делилась на 2 части: на господскую землю, или домен, на кот велось хоз-во феодала, и на землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян и сост из наделов. Земли в пользовании крестьян делились на анделы (на западе – мансы, на востоке – гуфы, на юге – колонники. Общинная организ-ия с принудительным севооборотом и коллективным пользованием неподеленными угодьями не исчезла с возникновением вотчины. Но из свободной превратилась в зависимую, а сход свободных общинников – в сход зависимых крестьян, он проходил под председательством назначенного сеньором старосты. Крестьянское нас-ие: колоны, литы и рабы-сервы (2 категории – не имевшие надела и сидевшие на земле). Преобладание натурально-хоз отношений объясняется низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хоз-вом. Торг связи не играли б роли. Крестьянские восстания в 848 и 866, в Саксонии в 841-842 (восст «Стеллинга» - «дети древнего закона»). Уже к нач 9 века сложились крупная феод вотчина и осн классы феод общ-ва – феодалы и завис крестьяне.

 

25. Культура Западной Европы в XII-XIII вв

 

Хр-во - осн. идейный стержень. Теология -высш.ф-ма идеологии (для элиты), идеолгия простецов -практ. культовая религия. Фил-я стрем, к универс-му. Гл. вопрос -взаимосвязь - бог, мир и чел. В XI в. -схоластика шир. интелект. движ.(осмысл. догм хр-ва с рац. позиций). ХП в.- «Св гуманизм», «Ренессанс» (интерес к Антич., упрочнение рац-ма, возн. свет л-ры, к-ра городов, поиск личности) Откр. оппозиция к церкви:

 

Петр Абеляр - блеет, педагог, оратор, рационализировал отношение веры и разума («Да и нет»), сторонник концептуализма (общее понятие -нечто, существ-е в вещах).Его противник Бернард Клервосскип - яркий представ, мистики. В ХП -шир. распр-е мистицизма в рамках схоластики, тяготении к богу-искупителю. Отклик в светской л-ре, в ереси. Абеляр -оппозиц. ц-ви (осужден церк. собор. 1121, Бернард - защитник. Интерес к антич. мыслителям (через Виз и араб, авторов). Огр. авторитет Аристотеля в науч. центрах (Ит.Фр.Исп.), в ХШ в резкое сопротивл. в Париже => запрет аристот-ма. Ц-вь бессильна ==> ассим-я Аристотеля (доминиканцы, Альберт Великий, Фома Аквинскии). Фома - итог теолого-рац. поисков схоластики. С к. ХШ в. томизм -офиц. док-на. Идей, противники его - аверроисты (араб. мысл. Аведроэса: освобождение фил-и от теологии и догмы (Сигер Брабантский, Боэций Докииский). В ХШ в. мист. линия фил-и разв. Бонавентуроп (против томизма). Доминиканец Экхард - идеи неоплатонизма, абсолют-я безличного. Пантеист, тенденции. Образ-е ант. трад-я - 7 свобод, иск-в: грам-ка, диалект, геометр, астроном, ритор, арифм, музыка. XI в. - подъем СВ школ, школы - монастыр, кафедр, приход. Позже - свет город., части., гильдейск, муницип. У чащ. церк. шк. - бродячие школяры (ваганты) из город, крест, рыцар. среды, низш. клира. На лат. яз. до 14 в. Нет дел-я на нач., сред, и высш. шк. Религ содер-е образ-я. С ХП в. ц-ры обуч-я ремесла -цеха.Ун-ты (независимость=строгая регламент-я). 13 в. - болонья, Монпелье Ю Пелермо. Ф-ты: пртистич., юр., мед., богослов. Зн-я о прир. Зарожд. интереса к опыт. зн-ю. Мир-непознаваем и фантастич. 12 в. прогресс мех-ки и матем. Роож. Бэкон - иссл. прир., предпочт-е опыту перед умозрит.; оптик, физик, химк=> маг. У. Оккам, Ник. Отрекур, Буридан, Орем - физика, механика астроном.В Сиц. - мед. шк. Алхимики - важ. отнр-я. 13 в. бр. Вивальди, М. Поло «Книга» - разв-е геогр. История - линейн. пр-сс, гарант стаб-ти. 13 в. - интерес к мирскому (ит. Салимбене). Эпос.- коллект. память, жизн. эталон. Корни-варвар, эпоха. Нар.-патриот, х-р., идеал-я героев в духе рьщ.-христ. идеол-и. 2 слоя: историч. и сказоч. 10?0 г. «Сказание о Беовулъфе» (англосакс.): молод, воин из н-да гаутов соверш. героич.подвиги, умер в схватке с драк.; отраж. пр-сс феод-ии н-дов сев. Евр. Исланд. саги: «Старш.Эдда» (12 песен): черты древ, этапов разв. словесн. иск-ва; «Младш-Эдда» (авт. поэт-скальд ХП в. Снорри Стурлусон- рук-во в поэт, иск-ве; мифол. предания. ФР-«Песнь о Роланде»- реал, событ. - бои франк, отряда в Ронсевальском ущелье в 778 г. (поход Карла Велик, в Исп.). Исп. - «Песнь о Сиде» - один из эпизодов Реконкисты. В них -патриот, мотивы. Масштабы вселенского события. Герм - «Песнь о Нибелунгах» -больше мифа, реал, события.разгром Атиллой бургундов в 436 г. Эпос -ритуально-символ. отраж-е действ-ти. Рьщ. к-ра -зарожд. РСВ, расцвет XI-XIV вв. корни -варвар, эпоха + христ. концепция служ-я: верность сеньору, служ-е справедл-ти (носит сосл.-корпорат. х-р)=>куртуаз. к-ра. - особ, стиль повед-я, быта, выраж-я чувств (культ дамы). Храбрость, щедрость, благ -во - напоказ, стремл-е к славе=>блеск рьщ. к-ры, ритуал и символика. Появл. рыц. турниры. К. XI в. -трубадуры, поэты-рыцари, стихи о любви(Гильом IX, Бернарт де Вентадорньеатирис де Диа, Мария Шампанская). ХП в. -труверы (Фр.) миннезингеры (в Герм.) - центр, явл-е свет, к-ры на нар. языках. «История Тристана и Изольды» - истоки -эпос о короле Артуре. Новое пон-е любви, любовь - центр произв-я. Поиски Св.Грааля - распр. мотив, рыц. романа. Город культура С XI в. - город ц-р культ, ж-ни (антицерк. вольнолюб направл-ть). 12-13 в. нар. массы - субъект дух. ж-ни. Интерес к житиям св., рассказам о видениях и чудесам (усил-е худ. элементов). Люб. нар. книга - «Золот.легенда» Иакова Ворагинского (13 в.). Попул. жанр - новеллы, басни, шутки (фаблио -Фр., шванки-Герм.) - сатир, дух юмор, образ-ть. Нов. тип героя: неуныв., смышл., плут, горожанин. («Поп Амис»). Город сатир эпос: «Роман о Лисе» (Фр.) - находч. горожанин. «Роман о Розе» Гильом де Лорис (1й авт.) и Жан де Мен (2и)- о юном поэте, устремл. к идеалу; идеи свободомыслия, рав-ва людей. Ваганты - школяры(студенты), оппоз-я против церкви и порядков, поэзия на лат. языке. ХШ в. - город театр, иск-во (раньше церк. мистерии) - жизн. сюжеты фольк. («Игра о Робене и Марион»). Новый персонаж - крест-н -Садовник «Крестьянин Гельмбрехт») - устрем-е н-да к рав-ву. Иск-во Выражение высш. красоты, абс. идеи=>символизм, аллегоричность. СВ соборы - библия для мирян.Х-ХПв. -романский стиль. Храмы-крепости, ед-во и гарм. мира. Скульптура -реал. люди. Собор в Клюни, Отене. Сер. 12в. - готика. Стр-во по заказу город, коммун - символ могущ-ва ц-ви, вольность городов. Фр.- класс, готика (Нотр-Дам, соб. в Реймсе Амьене). Выраз-ть скульп.: излом-ть линий - душ. страд-я, (соб. в Реймсе, Наумоурке). Жив-сь- алтари, миниатюры.

 

 

27. Культура Западной Европы в XIV-XV вв

 

Хр-во - осн. идей, стержень. Теология- ф-ма идеологии для элиты, «прект.», культ, религия -для нар. масс. Гл. вопр.- взаимосвяз. Бога, мира, чела. XI в. - рожд-е схоластики (осмысл-е христ. догм с т. зр. рацонал-зма). Напр-я: реализм (извечность универсалий, нах-ся в бож. разуме), номинализм (общ. понятия извлек-ся из единичных), концептуализм (общ. понятия-нечто, сущ-е в вещах). 14 в. -критика ортодокс, схоластики (примир-е разума и веры на осн. подчин-я 1-го 2-у) радикал, настр. философ. - номиналистами Дунсом Скоттом, Уильямом Оккамом: треб, разгранич-я сфер веры и разума, невмешат-ва теологии в ф-фию. оккамизм осуждем ц-вью. книги сожжены. XV в. распр. форм, логич. напр-я.(изуч-е терминов «как самост. логич. катег-й) =>вырождение схоластики в абстр. игру слов. Шк. Кузанский - крупн. мысл-ль, повл. на разв. натурф-ии Возрожд. Универс. осмысл-е начал мира и уст-ва Всел. на основе диал.-пантеист, интерпрет. Настаивал на обособл. изуч-я природы от богословия=> удар по ортодокс, схоластике. ХШ в. появл-е университетов (внещ. независ-ть + строгая реглам-я). XV в. 60 унтов. (Фак-ты: артистич., юpидич мeдиц. богослов.) Разв-ся коллегии: сначала общежития ст-тов, потом ц-ры занятии, лекции, диспутов. XV в. - аристокр-я ун-тов, берут верх консерват. силы, увелич. спрос на книгу. В РСВ -роскошь. С 12 в -дешевле, город, мастерские. С 14 в. - бумага унификация и упрощ. произв-ва. 1445 - изобр-е книгопеч. 13-15 в. -светские библ-ки. 13 в. разв-е механики, математики, физики, алхимии. 14-15 вв. -появл.опис-я разл. земель. Атласы, карты (подг. вел.геогр.открытий). Рыцар. культура - зарод, в РСВ, расцвет- 13-14 в. Рыцар. кодекс: храбрость щедрость, благор-во, стрем-е к славе=> пьшшостъ, блеск, ритуал, символика. 13-14 вв. -расцвет турниров. 14 в. - болезн. разрыв между мечтой и действ-ю в идеологии рыц-ва.(Упадок куртуазного романа вычурность, фантастичность) Попытки возродить - Томас Мелори «Смерть Артура»(15в) - черты разложения сосл. строя и трагич. безысходность. Упадок рыц-ва -глуб. пессимизм, неверие в будущее прославление смерти. Город, культура С XI в. города -центры культ, ж-ни, 14-15 вв. -отражение роста социал. самосозн-я бюргерства (поэзия, драма прозаич новелла).

 

Противопоставление двор-ву и дух-ву как опора гос-ва.(Эсташ Дюшен, Шартье) 14-15 вв. - мейстерзингеры (ремесл. цех среда) вытесняют миннезингеров. Франсуа Вийон - на фр. яз. (сер.15в), предшеств. Возрождения. Фарсы - юморист, сцены: реалист, изобр-е

 

быта горожан. Театр, представл-я - мистерии - орг. ремесл. и торговцы.(злободнев. х-р). Расцвет СВ гражд. арх-ры. Большие крас, дома горожан, замки феодалов превр. из крепостей в загород, резиденции. Разв-е ювелирного иск-ва. Нов. веяния Данте Алигьери (1265 -1321). сторннник объедин-я Италии. «Бож.Комед»- черты эпохи Возрожд., наивысш. достиж-е ф-ской мысли. Утвержд-е идеалов добра и высоты чел. духа. Инфант Хуан Мануэль «Граф Луканор» (сборник поучит, рассказов и предгуманис.настрой). Чосер. Демократ, и реалист, тенденции. Драматизм юмор, отточен, лит. ф-ма. Устрем - народа к рав-ву, бунтар дух - герои крест-н. (Уильям Ленгленд «Видение Уильяма о Петре -пахаре» - сочувствие крест-м) Т.о., гор. к-ра смыкается с нар. Изм-е в нар. к-ре и мент-ти - секуляр-я общ-ва, распрост-е магии, демономании, ведовства. Бедствия, эпидемии. Обостр-е пережив-я идеи смерти, Страш. Суда, грехов через аскетизм, страд-я. Хр. Бог преобр. черты гневного и гроз, судьи. Смерть-гл. персонаж карнавалов и мистерий, в т.ч. сатир, плане. Укрепл-е самосозн-я народов. В Италии 14-15 вв. к-ра Возрождения. Иск-во - сп-б выраж-я абс. высш. красоты, абс. идеи==> символы и аллег-и. С 12 в - готика. 14-15 вв. -пламен, готика: изощр-ть изыск-ть. Один из круп, ц-ров -Бургундия. Клаус Слютер «Колодец пророков» в Дижоне. Живопись - алтари, миниатюры. 14в. -станковый портрет, в Исп. -мавр, иск-во.(Альгамбра в Гранаде)

 

28. Феодальная вотчина в VIII-XI вв

 

Основой хоз и соц организации общ-ва становится феодальная вотчина – сеньория, поглотившая как свободные франкские общины, так и крупные земельные комплексы галло-римского типа. Феод вотчина явл организацией для эксплуатации зависимого крестьянства, для присвоения крупными землевлад феод ренты – оброк и барщина.Земля делилась на 2 части: на господскую землю, или домен, на кот велось хоз-во феодала, и на землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян и сост из наделов. Земли в пользовании крестьян делились на анделы (на западе – мансы, на востоке – гуфы, на юге – колонники. Общинная организ-ия с принудительным севооборотом и коллективным пользованием неподеленными угодьями не исчезла с возникновением вотчины. Но из свободной превратилась в зависимую, а сход свободных общинников – в сход зависимых крестьян, он проходил под председательством назначенного сеньором старосты. Крестьянское нас-ие: колоны, литы и рабы-сервы (2 категории – не имевшие надела и сидевшие на земле). Преобладание натурально-хоз отношений объясняется низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хоз-вом. Торг связи не играли б роли. Крестьянские восстания в 848 и 866, в Саксонии в 841-842 (восст «Стеллинга» - «дети древнего закона»). Уже к нач 9 века сложились крупная феод вотчина и осн классы феод общ-ва – феодалы и завис крестьяне.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия