Чувственный и рациональный уровни познания. Эмпиризм и рационализм
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или, точнее, уровней познания, то это скорее эмпирический и теоретический уровни. Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира. I. Чувственное отражение (три основные формы): 1. Ощущения – это чувственные образы отдельных свойств предметов (Ощущение –отображение отдельного свойства, одной стороны вещи одним из органов чувств, результат физиологического анализа. 5 органов чувств – 5 видов ощущений). (Л.Фейербах, ощущения – это субъективный образ объективного мира). 2. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие – целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта (результат последующего физиологического синтеза). 3. Высшей формой чувственного отражения являетсяпредставление – образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти (на основе абстрагирующей способности нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали). При этом обнаруживает себя воображение – способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Основные моменты, характеризующие роль чувственного познания и его место в познавательном процессе. - Прежде всего, органы чувств это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Но чувственное отражение и ограниченно оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего. Мышление (абстрактное) позволяет познать сущность, существенные свойства, причинные отношения, закономерные связи... II. Мышление – это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Основные формы мышления: 1. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. (обыденне и научные) 2. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли (в форме предложения). 3. Умозаключение – форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, (посылок), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. (индуктивные и дедуктивные) 1. Сенсуализм (абсолютизирует роль чувственного отражения) 2. Рационализм (отводил решающее место разуму) Лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания реальный путь к постижению истины. 3. Иррационализм – (ограничение возможностей разума)
|