ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия этой эпохи, с одной стороны, во многом продолжает и развивает тенденции философии эпохи Возрождения, с другой, откликается на требования своей эпохи. Возникновение и развитие капитализма привело к возникновению новой системы ценностей, качественно отличной от существовавшей в эпоху Средних веков; развитие естественных наук изменило взгляд человека на мир. В Новое время разрабатывался весь комплекс философских проблем, но под влиянием успехов науки, и, прежде всего, математики и механики, на первый план вышли проблемы гносеологии. Поэтому одной из важнейших черт философии эпохи является ее гносеологизация. Онтология: - деизм – учение, что Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие (это представление было доминирующим); - атеизм – учение, отрицающее бытие Бога (французские материалисты XVIII в.); - материализм – учение, что материя - единственная универсальная основа всего сущего; - механицизм – учение, что законы механики универсальны, а механическая форма движения материи единственно объективна. Гносеология: - эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому опыт, эксперимент является единственной основой познания (термин применяется, прежде всего, к научному познанию); - сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому единственным источником знаний о мире являются показания органов чувств (термин применяется к познанию вообще); - рационализм – в широком смысле: учение, что разум - единственная основа познания и поведения людей; в узком: направление в теории познания Нового времени о первенстве разума в познании, его независимости от чувственных восприятий, противостоит эмпиризму и сенсуализму; - учения о методе научного познания: индукция – метод, основанный на движении мысли от единичного к общему, от фактов к теории (обоснован в эмпиризме); дедукция - метод, основанный на движении мысли от общего к единичному (обоснован в рационализме); - теория двойственности истин, с одной стороны, религии, с другой, философии и науки. Философская антропология: - механицизм - учение о подчиненности телесности человека законам механики; - соматизм – учение, что сущность человека определяется его телесной организацией; - натурализм – учение, что сущность человека предзадана природой; - социологизм – учение, что сущность человека является общественной; - проблема соотношения души и тела; - идея человека как разумного существа, преобразователя природы и общества; - идея господства человека над природой на основе познания ее законов. Этика: - рационализм в понимании мотивов действий человека; - индивидуализм в соотношении человека и общества, идея автономности личности; - прагматизм (утилитаризм) как принцип полезности распространялся и на науку; - гедонизм (получение удовольствий) в противоположность средневековому аскетизму; - эвдемонизм (достижение человеком счастья); - доктрина прав и свобод человека, ее неотъемлемых (естественных) прав. Социальная философия: - критика традиционной идеологии, сословных прав, клерикализма; - теория общественного договора; - теория разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); - идея атомарности общества, его разделения на отдельных индивидов (XVII-XVIII в.); - системность общества, взаимозависимость людей в общественных отношениях (XIX в.); - революционная идеология преобразования общества (XIX в.). Философия истории: - теория общественного прогресса; - телеологизм – учение о наличии направляющей цели исторического процесса; - концепция объективной закономерности исторического процесса.
|