Во второй половине 19 и начале 20 века Россия занимает особое место в системе мировых держав, она укрепляет свою безопасность и решает уже свои геополитические задачи. В обществе формируется представление об особом цивилизационном статусе России. Этот статус в 1912 году удачно определил профессиональный дипломат, бывший посол России в Токио и Вашингтоне Р.Р.Розен: «Россия, занимающая большую половину Европейского материка, есть не столько величайшая европейская держава, сколько сама по себе целая часть света, поставленная между Европой и Азией» [2, с.12]. Хотя Россия и соединяет черты Европы и Азии, но она создала свою многонародную категорию и эту нацию стали называть евразийской, ее территорией стала Евразия, ее национализм – евразийством. Это социально – философское направление возникло в 20 годах прошлого века внутри русской эмигрантской интелегенции, которое отвергло политический строй старой России и коммунизм. Они не считали русский народ ни европейским, ни азиатским, а вели речь о самобытной этнической общности – евразийской. Основоположники этого филосфкого направления решительно выступали как против «холопского» отношения западников к Европе, так и против фетишизации славянофилами славянского элемента в русской жизни [1, с.63]. Интерес к России в последнее время возрастает, публикуются статьи отечественных и зарубежным авторов по теории, сравнительной истории и историографии цивилизаций. Российская цивилизация переживает сейчас сейчас период нового развития, но не упадка, так как ее культурные компоненты гармонически сочетаются в единое целое, но они испытывают сильное воздействие со стороны Запада и особенно США, хотя США своей американской цивилизации не имеют согласно классификации цивилизаций по А.Тойнби. Главным стимулом развития США явились дух свободы, корысти и индивидуализма [3, с.429]. Французская цивилизация проникла на американский континент, преследуя геополитические цепи. При всем сейчас великолепии эта страна полна противоречий. Она создавалась на землях других народов методами насилия, изгнания, уничтожения и покорения исконного населения. Внешне Америка уже давно отбросила рабовладельческие формы управления, но трудно отрицать очевидно: откровенная жесткость, презрение к униженным и слабым, навязывание своих идей управления миром и рассматривает другие народы в качестве хороших слуг. События в Афганистане, Ираке, Югославии, а раньше во Вьетнаме наглядно демонстрирует «миротворческую» деятельность янков в современном мире и только единственная цивилизованная Россия, а не Европа способна сдерживать экспансионистский характер США, мы вступили в третье тысячелетие, по мнению американского ученого С.Хантингтона для человечества представляется угроза столкновения цивилизаций. «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшая границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определятся культурой. Нация – государство остается главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачивать между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов