Студопедия — Функциональное направление философской антропологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Функциональное направление философской антропологии






Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

55. Ценности. Их природа и пинципы классификации Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная справедливость. Ценность всегда для кого-то. Ценности нельзя понимать натуралистическими, как нечто независимое от человека. Ценности это выражение определенного общественного отношения, определенной ориентации человеческого сообщества, его целей и идеалов. Иерархия ценностей. 1. Наслажд. чувства – весельчак 2. Комфорт - буржуй 3. Героическая ценность – герой 4. Наука, искусство – гений 5. Святости – святой

56. Ценностные ориентации человека и «смысл жизни» Как писал французский философ Камю, есть только один фундаментальный философский вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждая философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Человек – единственное существо которое знает о границах своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее осознается еще более отчетливо. Философия не занимается умозрительным конструированием смысла жизни, но она обнаруживает эту проблему и предлагает спектр ее решений. Все многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в 2 группы: Религиозные и светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл индивидуального бытия с богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем мире. ИЗ обещания вечной жизни выводится абсолютность нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает человека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в потустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души. Светская философия отрицает идею бога, отказывается от поиска смысла в потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую выводиться из общего исторического смысла и подчинять жизнь личности задачам общества. Такой ответ о смысле жизни дает Платон, Гегель, марксисты и др. С другой стороны, экзистенциалисты и персоналисты настаивают на первичности индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. По мнению их философов, человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к надличностным и потусторонним силам. Как выразил эту мысль Камю, «либо мы не свободны, и ответ за зло лежит на всемогущем боге, либо мы свободны и ответственны, а бог не всемогущ».

42. Необходимость и случайность, возможность и действительность как категории диалектики Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина). Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это “паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все фатально предопределено. Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности (так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на необходимости – это ошибка. В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на необходимые закономерности. Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция. Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар- ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Ар-ль толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.

43. Причина и следствие, сущность и явление, форма и содержание Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина). Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины. Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие чудес.

46. Личность и общество. Идеи свободы личности в ходе общественного развития Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого. В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека. Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения. Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.

51. Политическая сфера жизни общества. Под политической системой понимается совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Центральным элементом политической системы является государство. Основными признаками государства являются: 1) публичная власть, обособленная от общества. Власть – это возможность одного субъекта - властителя отдавать приказы подвластным ей гражданам осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к людям, уклоняющимся от их исполнения; 2) суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане; территория, на которой распространены законы и полномочия власти; 4) исключительное право на создание законов и норм обязательных для всего населения; 5) право на взимание налогов с населения, для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения. Форма государства определяется формой правления, т.е. способом организации власти и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. В монархии власть принадлежит_одному лицу,глава государ ства получает свою власть по наследству. Различаются абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими конституционными нормами, и Институционные монархии, где полномочии монарха ограничены конституцией. В республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства. Различаются парламентская, президенская и смешанная республики. Парламентская республика предполагает формирование правительства по принципу Парламентского большинства - партия, составляющая большинство в "парламенте, формирует из "своего состава правительство, подотчетное парламенту.В президентской республике главой государства и правительства является президент. В смешанной, или полупрезидентской, республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарным является единое, политически однородное государство, административные единицы которого не о6ладают собственной государственностью. Федерация - это союз государств, имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Их "самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением компетенции между центром и уходящими в состав федерации субъектами. Конфедерация - это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.

50. Социальная сфера общества. Проблема равенства и справедливости. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждении, регулирующих эти отношения. Важнейшим элементом социальной структуры являются социальные общности и группы. Они представляют собой более или менее целостные обьединения людей, отличающиеся наличием общих социальных признаков, таких как общие для группы потребности и интересы, ценности и нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с ними роли. Общественная жизнь протекает в рамках некоторых конкретно-исторических коллективов людей, которые складываются на основе общностей хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и образуют различные виды этнических общностей. Основными формами таких общностей выступают род, племя, народность, нация. Социальной структуре общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия – это социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающиеся юридическими или "основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классы - это большие группы людей, различающиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу.

47. Природа и общество. В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы. Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое появилось в человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений между природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

48. Общество как развивающаяся система. Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора. В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Однако в "современном понимании термины "общность" и "общество" не тождественны. Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; в качестве таковых, выделяются семья и народ. Не всякая "общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся общность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека- Для понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в “естественном состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя гражданским Законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование.

49. Материальная сфера общества. Способ производства (экономика). Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое общество располагает необходимыми для его существования и развития природными благами. Однако общественное богатство создается трудом человека. Сохранение и использование созданного предшествующими поколениями достояния и развитие производительных сил общества приводит к росту общественного богатства, в результате чего возникает институт собственности как важнейший инструмент и стимул общественного производства. Отношения собственности, первоначально опирающиеся на право силы, авторитет и обычай в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде собственность означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в различных формах, что решающим образом определяет и саму форму общественного производства. Экономическая система включает в себя материальное и духовное производство и производство материальных и духовных услуг. Важнейшими факторами производства являются работники, их труд и средства производства + предметы и средства труда. Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных приводить их в действие, составляет производственные силы общества.

54. Духовная сфера жизни. Общественно сознание. Существующее в обществе длительное время разделение труда, которое связано с разными уровнями отражения людьми их деятельности, приводит к делению общественного сознания на два уровня — теоретический и обыденный. Впервые такое деление появляется в рабовладельческом обществе, когда производством идей, выработкой представлений и норм начинают заниматься особые группы людей (попы, идеологи, учёные и др.). С развитием общества развиваются и уровни общественного сознания, однако между ними сохраняется существенное различие. Теоретическое сознание является продуктом сознательного творчества и по определённой логике систематизированно выражает то или иное понимание природных или социальных явлений, формирует требования, задачи и цели деятельности. Обыденное сознание не является результатом специальной деятельности, оно отражает бытие через повседневный, практический опыт людей. «Обыденное сознание, — пишет В. С. Буянов, — это такой уровень сознания (и общественного, и индивидуального), для которого во многом характерно сравнительно неглубокое проникновение в суть явлений природного и социального мира, недостаточная систематизированность, оно складывается на основе житейского опыта людей». Неправильно было бы считать, что обыденное сознание всегда отставало от теоретического — достаточно вспомнить средневековую католическую церковь или современных буржуазных идеологов. В связи с этим из теоретического иногда выделяют научное сознание, которое подтверждается естественной и общественной практикой.

Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию. Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и общественное мнение. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение, каково место науки, религии, политики и права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное значение в характеристике состояний общественного сознания имеет определение соотношения научных и вненаучных представлений.

57. Сознание, его происхождение и сущность, общественная природа Сознание как высшая форма отражения действительности Отражение - уникальное свойство мира. Любой процесс в момент взаимодействия с другим процессом порождает отражение, как например следы на песке или отражение в зеркале. Сознание занимает самую высшую ступень формы отражения действительности. Испокон веков философы стремятся дать определение сознанию, но по сей день нет универсального определения которое было бы окончательным, абсолютным. Потому что сознание лишь приоткрыло тайну человеку, но это не значит, что он до конца постиг природу сознания. Сознание характеризуется еще тем что оно способно к саморефлексии, мысль сознания о себе самом (я не просто мыслю, а я знаю что я мыслю – факт самосознания). Далее возникает вопрос: А откуда вообще берется сознание? Оно дано человеку от рождения? Или приходит с первым вздохом (криком) ребенка? Нет. Сознание по своей природе социально, и формируется в процессе воспитания (социализации). Сознание можно разделить на виды: индивидуальное сознание, групповое, коллективное, общественное. Каждая ступень организации порождает свой вид сознания, но общественное сознание не есть сумма индивидуальных. Оно иное по своей природе, оно вырабатывает формы, которые становятся достоянием всех и каждого. Общественное сознание также представлено различными формами: политика (отражено отношение правящей элиты к тем проблемам, которые имеются), религия (отражено отношение определенной части общества к миру с позиции религиозное веры).

37. Движение как способ существования материи. ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана англ. материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам (сохранять качественную определенность). Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различающиеся между собой формы движения. Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются: *Механическая форма движения (изменения, обусловленные содержанием механики) *Физическая форма (типа расширения металла и др.) *Химическая форма движения (мобильность молекул, движение и изменение хим связей) *Биологическая (рост растений организмов) *Социальная (реформы, процессы воспитания, политические передряги) В последнее время некоторые пытаются включить сюда еще другие формы.

38. Пространство и время как формы существования материи. Пространство и время: общие формы существования материи. Пространство - совокупность отношений, выражающих координацию объектов, взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно, однородно. Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо. В науке сложились две концепции в понимании пространства и времени: • Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая протяжённость; Время -чистая длительность (Демокрит, Ньютон); • Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных объектов.Пространство выражает существование объектов; время – последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц); • Классическая физика; пространство и время существуют сами по себе, независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство - вместилище; время – чистая длительность; В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита: "Все течет, все изменяется". Она признает объективную реальность временных процессов вообще и течения времени в частности. С точки зрения данной концепции, подлинным бытием обладают лишь события настоящего. Прошлое Существует в воспоминаниях, события будущего - неизвестно, будут ли еще существовать. Только в момент настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие, затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем. Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был дополнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время 'вообще не обладает реальностью. Другая концепция - статическая - не отрицая наличия объективных временных процессов, отрицает разделение времени на прошлое, настоящее и будущее. В ней признается объективным временное отношение "раньше - позже". Основными свойствами пространства и времени являются бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума.

40-41. Теория диалектики как учение о всеобщей связи бытия, его движения и рзвитии Исторические формы диалектики: Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести спор». Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается диалектический подход к миру. Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях Стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок. Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский трактат назывался «метафизика». Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Пьер Абеляр «Да и Нет». Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании. Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику. ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ: 1. развития, 2. всеобщей связи Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития. Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер. Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля, сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение определенной связи между явлениями, объектами, процессами. Связь внутренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом сознании Законы диалектики · Закон единства и борьбы противоположностей · Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений · Закон отрицания отрицания 1. вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. 2. вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. 3. показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляе







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 708. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия