Студопедия — Симультанное и сукцессивное восприятие. Характеристика модальностей восприятия как симультанных и сукцессивных. Переход сукцессивного восприятия в симультанное
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Симультанное и сукцессивное восприятие. Характеристика модальностей восприятия как симультанных и сукцессивных. Переход сукцессивного восприятия в симультанное






Симультанный (в психологии) (от лат. simul — в одно и то же время) — термин общей психологии, означающий практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком-синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления

Сукцессивный (от англ. successive — последующий, следующий один за другим) — термин общей психологии, означающий развернутую последовательность протекания какого-либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой сукцессивный процесс. Развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Глаз и мозг способны работать в двух режимах: симультанном (быстрый панорамный прием обзорной информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивном (медленный прием детальной информации с помощью центрального зрения). Их оптимальное сочетание позволяет получить важный приспособительный эффект. При симультанном (simultaneous) восприятии система “глаз — мозг” обладает способностью быстро, практически мгновенно воспринимать огромные объемы зрительной информации. Симультанно мы воспринимаем человеческие лица, картины природы, уличные сценки и многое другое. При сукцессивном (successive) восприятии производится тщательный последовательный анализ важной информации, первичное выделение которой произошло в ходе симультанного восприятия.

При чтении длинного словесного текста глаз и мозг работают преимущественно в сукцессивном режиме (т. е. медленно), при восприятии изображений доминирует симультанный (быстрый) режим. Если одну и ту же информацию можно представить и в текстовой, и в графической форме, последняя обеспечивает более высокую скорость понимания за счет того, что преимущественно сукцессивный режим восприятия текста заменяется на преимущественно симультанный режим анализа изображения.

Первый этап восприятия нового учебного материала — это этап сукцессивного восприятия. Целью всех упражнений этого этапа является последовательное фиксирование в сознании учащихся формальных признаков изучаемого явления, создание основы для постепенного объединения отдельных признаков в «комплексные признаки». Внимание учащихся последовательно переключается с одного признака на другой. Информация передается в центральные органы умственной деятельности, где в результате синтеза из отдельных признаков создается «целостное видение» ситуации. Прежде чем возникает это «целостное видение», учащимся иногда приходится неоднократно возвращаться к отдельным признакам изучаемого явления. Сукцессивное восприятие — это не линейное движение анализаторов от одного признака к другому, а сложный процесс поступательных и возвратных движений зрительного анализатора и мыслительных процессов. В результате напряженной работы происходит отбор основных опорных признаков, позволяющих сократить время на поиск правильного решения поставленной задачи, создается психологическая база для формирования перехода к симультанному восприятию.

Симультанное восприятие формируется на последующих этапах введения нового материала. Это высшая ступень восприятия. Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления.

 

23. Созерцание как психическое явление: основные характеристики и связь с другими психическими явлениями.

Созерцание – особенный процесс восприятия, который характеризуется состоянием покоя, состоянием безмыслия, состоянием отсутствия эмоциональных переживаний. Особый вид восприятия, психическое состояние, форма сознания, свойство личности (созерцательность). Это изменённое состояние сознания. Целиком внутренний процесс. Спокойствие, безмыслие, глубокая погружённость в себя, отсутствие активности, растворение субъекта в объекте.

Созерцать – продолжительно рассматривать, вникать, наблюдать, ясно видеть, проникать мыслью.

24. Представление как психический процесс: основные характеристики (наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство), механизм возникновения, типы представлений (представления памяти и представления воображения).

Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются.

Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, но т.к. это воспроизведённые и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом, они значительно бледнее, чем при восприятии.

Фрагментарность. Представления полны пробелов. Одни части и признаки представлены ярко, другие – смутно, а какие-то вообще отсутствуют.

Неустойчивость. Любой образ исчезнет из нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать. Чтобы его вновь вызвать, придётся сделать усилие.

Непостоянство. На передний план выступают то одни, то другие детали воспроизводимого образа.

 

Представления – в некоторой степени – обобщённые образы: с наибольшей яркостью даны постоянные признаки объекта, а те признаки, которые характерны для частных воспоминаний, представлены очень бледно или вообще отсутствуют. Общие представления – те, которые характеризуются большой степенью обобщённости.

Представления памяти – представления, которые возникли в процессе нашего непосредственного восприятия какого-либо предмета или явления в прошлом.

Представления воображения – представления, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её более или менее творческой переработки.

 

Классификации представлений (по модальности, по содержанию, по степени обобщенности). Характеристики отдельных видов представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие.

По модальности: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Зрительные – чаще преобладает какая-либо одна сторона. Часто образы лишены объёма или цветности.

Слуховые представления. Важнейшие – речевые и музыкальные. Речевые: фонетические и темброво-интонационные.

Двигательные: представления о движении всего тела или его частей, речевые двигательные представления. При всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения.

Пространственные представления – ярко представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты могут представляться очень неопределённо. Они обычно схематичны и бесцветны. Зрительно-двигательные обычно. Делятся на плоские и трёхмерные

По степени обобщённости: единичные, общие.

Единичные представления – основанные на наблюдении одного предмета.

Общие – обобщённо отражающие свойства ряда сходных предметов.

 

Классификация по содержанию: обыденные, социальные, математические, географические, астрономические, технические, эстетические, экономические, музыкальные, художественные, мировоззренческие, биологические, медицинские, психологические.

Эстетические – то, что производит на нас чувственное впечатление. Ужасное, прекрасное, трагическое, прозаическое.

Люди различаются по типу преобладающей модальности на 4 группы: с преобладанием зрительных, слуховых, двигательных (кинестетических) и с представлениями смешанного типа (синестезия).

Развитие представлений идёт по пути увеличения в них элемента обобщения. Два направления: схематизация и развитие типичных образов.

Схематизация – постепенно теряется часть индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме.

Развитие типических образов – представления становятся всё более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

Представления формируются в результате наших коммуникаций. По мере формирования представлений мы всё больше воспринимаем реальность сквозь призму наших представлений. Мы живём в мире представлений.

«Свободные представления» у детей появляются к 1,5 года, к концу 2го года зрительные представления играют существенную роль в жизни ребёнка. Речевые (слухо-двигательные) – также на 2ом году жизни.

 

26. Память как психический процесс. Основные процессы в структуре памяти, их характеристика. Виды памяти: по характеру психической активности, по степени осознанности, по продолжительности сохранения информации и функциональной роли в структуре психики. Основные свойства памяти.

Память – психический процесс организации и сохранения прошлого опыта. Состоит из запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, а также забывания.

Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Сохранение – процесс закрепления воспринятого образа в памяти.

Узнавание – процесс осознания того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом. Процесс сравнения воспринимаемого предмета с образцами памяти по признакам сходства или тождества.

Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета или явления, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого нами в данный момент.

Забывание – процесс стирания и утраты образов памяти. Процесс фрагментации и исчезновения образа из памяти.

 

Виды памяти по характеру психической активности:

1. Двигательная (моторная) память – практические и трудовые навыки, ходьба, письмо.

2. Эмоциональная память – память на чувства: горе, печаль, восторг, обида, гнев и др.

3. Образная память – память на представления: картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Её иногда разделяют по модальностям.

4. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение наших мыслей:

a) Запоминается только смысл материала;

b) Запоминается буквальное словесное выражение.

 

По характеру целей деятельности (по степени осознанности):

1. Произвольная – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий, имеется цель запоминания (мнемоническая задача);

2. Непроизвольная – процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически, без контроля со стороны сознания, отсутствует цель.

 

По продолжительности сохранения материала:

1. Долговременная (то, что мы обычно называем памятью) – сохранение нужной, отобранной информации;

2. Кратковременная – краткое сохранение воспринимаемой информации. Переработка информации и отсеивание ненужной.

3. Оперативная – обслуживает непосредственно осуществляемые актуальные действия, операции. Обслуживает все психические процессы.

 

Основные характеристики памяти: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохранённой информации.

Объём – количество запомненных единиц информации. Эта характеристика обычно относится к кратковременной памяти.

Быстрота воспроизведения – способность использовать в практической деятельности имеющуюся в памяти информацию.

Точность воспроизведения – способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатлённую информацию.

Длительность сохранения – способность удерживать необходимую информацию определённое время.

Готовность воспроизвести информацию – способность воспроизвести сохранённую информацию в требуемый момент времени.

 

«Эффект края» - при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах. «Кривая забывания» Эббингауза.

 

Воображение как психический процесс. Виды воображения. Виды произвольного воображения. Механизмы и этапы работы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Воображение и творчество.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Оно восполняет недостающие детали в представлении.

Виды по степени произвольности:


1. Произвольное:

а) Воссоздающее воображение;

б) Творческое воображение;

в) Мечта;

г) Грёзы (образы, не связанные с волей).

2. Непроизвольное:

а) Сон;

б) Дремотное (полусонное) состояние.


 

Виды по степени активности:


1. Активное:

Воссоздающее воображение;

Творческое воображение;

Мечта.

2. Пассивное:

Сон;

Дремотное (полусонное) состояние;

Грёзы


Воссоздающее воображение – воссоздание представления объекта по его описанию (формирует во всех модальностях).

Творческое воображение – преобразование уже имеющихся представлений и создание новых, самостоятельно намечая контуры и выбирая материалы. Нет жёсткой границы между ним и воссоздающим воображением.

Мечта – создание образов желаемого самим человеком, а не требуемого обстоятельствами. Она не даёт немедленно и непосредственно объективного продукта.

Грёзы – создание образов, не связанных с волей.

Галлюцинации – восприятие несуществующих объектов.

Пространственное воображение – воссоздание образа в трёхмерном пространстве.

 

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: анализ, абстрагирование, синтез, агглютинация, уменьшение или увеличение объекта или его частей, схематизация, акцентирование.

Анализ – своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений, на составные части.

Абстрагирование – изолирование объекта, его частей или свойств от других объектов, частей или свойств соответственно.

Синтез – установление связей между элементами одного или нескольких образов и сочетание этих элементов в новые образы.

Агглютинация – создание нового образа путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому. Пример – кентавр.

Схематизация – сознательное направление внимания на существенные, по мнению субъекта, черты и свойства объекта и сведение представления до определённой схемы.

Акцентирование – подчёркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.

 

Этапы работы воображения (стадии процесса творчества):

1. Подготовка – зарождение идеи.

2. Созревание – концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

4. Проверка.

 


Мышление как психический процесс. Мышление и речь. Основные характеристики мышления. Основные виды мышления. Практическое и теоретическое мышление. Основные формы мышления. Исследование мышления. Основные виды умственных операций.

Мышление – высший познавательный психический процесс. Порождает новые знания на основе творческого преобразования человеком действительности. Психический процесс, заключающийся в отражении существенных свойств и связей предмета и связей между предметами.

Признаки мышления:

1. Обобщённое отражение действительности – отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

2. Отражение существенного признака предмета.

3. Опосредованное познание объективной реальности – выносим суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений, анализируя косвенную информацию.

4. Непосредственной предпосылкой мышления является наличие проблемы, требующей решения. Решение конкретной задачи. Оно начинается с вопроса. Ответ является целью мышления.

5. Имеет предсказательную силу.

5.1. Имеет ретроспективную силу.

6. Связь с речью – мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами. Речь – орудие понятийного мышления.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 13329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия