Студопедия — История и археология 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История и археология 7 страница






 

5.217. С какой целью Тур Хейердал отправился через Тихий океан на плоту «Кон-Тики»?

В 1947 году норвежский этнограф Тур Хейердал и его 5 спутников совершили плавание на плоту «Кон-Тики» (название по имени божества инков). Плот был построен по древне-перуанскому образцу из бальзовых деревьев с тростниковым парусом. Используя попутные течения и пассаты, он за 101 день прошел расстояние около 8 тысяч километров от Кальяо (Перу) до островов Туамоту в Тихом океане. Тур Хейердал отправился в океан на плоту с целью подтвердить правильность своей теории, согласно которой Полинезия и остров Пасхи были заселены пришельцами с американского континента. Чтобы доказать возможность такого подвига древних мореплавателей, Хейердал решил его в точности повторить.

 

5.218. Кем и за сколько лет была создана исламская мировая держава?

Мировая исламская империя была создана всего за одно десятилетие – в период правления халифа Умара I (634–644), тестя и сподвижника пророка Мухаммеда. За это время арабы завоевали Сирию, Палестину, Месопотамию, Египет и Персию.

 

5.219. Какой славянский город (кроме Москвы) называли Третьим Римом?

Третьим Римом и Вторым Константинополем в 1235–1393 годах называли Велико-Тырново, столицу Второго Болгарского царства (1187–1396) и резиденцию болгарского патриарха (1235–1767). В 1393 году этот богатый торговый и культурный центр был захвачен и опустошен турками, после чего играл важную роль в национально-освободительной борьбе болгарского народа.

 

5.220. Как назывались месяцы в календаре древних славян?

У древних славян год делился на 12 месяцев, названия которых были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от местного климата в разных районах получили различные наименования. Наиболее установившиеся из них:

– сечень (январь) – время вырубки леса;

– лютый (февраль) – лютые морозы;

– березозол (март) – существует несколько толкований: начало цветения березы, сбор березового сока, сожжение березы на уголь;

– цветень (апрель) – цветение садов;

– травень (май) – позеленение травы;

– червень (июнь) – покраснение вишни;

– липец (июль) – цветение липы;

– серпень (август) – от слова «серп»: время жатвы;

– вересень (сентябрь) – цветение вереска;

– листопад (октябрь) – опадение листьев у деревьев;

– грудень (ноябрь) – от слова «груда»: мерзлая колея на дороге;

– студень (декабрь) – от слова «студено, холодно».

Многие старославянские названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках (в частности, в украинском, белорусском и польском).

 

5.221. В каком государстве на территории современной России государственной религией был иудаизм?

Этим государством был Хазарский каганат, возникший в середине VII века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. К началу VIII века хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. Столицей каганата до начала VIII века был город Семендер (в Дагестане), а затем город Итиль на Нижней Волге. Местонахождение между владениями Византийской империи и Арабского халифата поставило правящую верхушку каганата перед выбором между христианством и исламом. Но Хазария, стремясь занять положение равновесия в отношениях с двумя могущественными соседями, выбрала третью религию – иудаизм. В «Хазарской книге» еврейского писателя Иегуды Галеви (1075–1141) рассказывается, что каган Булан, решив принять иудаизм, отправился вместе со своим визирем в пустынные горы. Там они нашли пещеру, «в которой некоторые из иудеев праздновали каждую субботу». Каган и визирь открылись евреям, приняли их веру и совершили обрезание. Мало-помалу они открыли свою тайну всем приближенным. Когда сторонников новой веры стало достаточно много, они заставили остальных хазар принять иудаизм. Каган Обадия, внук Булана, в конце VIII – начале IX века утвердил иудаизм государственной религией. В 960-е годы киевский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу, разгромил Хазарский каганат и разорил его города. Попытка хазар спасти положение с помощью Хорезма успеха не имела, и в конце Х века Хазарский каганат прекратил существование.

 

5.222. От кого вели свою генеалогию русские князья (и цари) Рюриковичи?

В 862 году варяжский конунг Рюрик захватил власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами, а затем овладел всем русским севером. От этого искателя приключений без особых оснований велась генеалогия русских князей (и царей) Рюриковичей.

 

5.223. Что погубило великого князя киевского Игоря?

Осенью 945 года великий князь киевский Игорь отправился за данью в Древлянскую землю. Возвращаясь в Киев, Игорь решил, что дани собрано недостаточно. Отпустив основную часть войска в Киев, он с малой дружиной вернулся в древлянский город Искоростень, чтобы потребовать дополнительной дани. Встретившие его на пути послы древлян пытались убедить князя, что дань уплачена сполна, но Игорь был неумолим. Тогда отчаявшиеся древляне, поняв, что «надобно умертвить хищного волка, или все стадо будет его жертвою», перебили дружину, а князя разорвали на двух деревьях. Так Игоря погубило безрассудное корыстолюбие.

 

5.224. Как княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря?

В своем мщении за убитого супруга великая княгиня Ольга проявила изощренные жестокость и хитрость. Убив Игоря, древляне считали себя вправе властвовать над Киевом, а потому отправили к Ольге посольство с предложением стать женой их князя (что вполне соответствовало обычаям того времени). Приветливо встретив приплывших по Днепру на ладье послов, княгиня дала согласие на их предложение. Только велела подождать следующего дня, когда она окажет им должные почести: их принесут в ее терем на руках прямо в ладье. И действительно, назавтра гордых и довольных послов принесли к Ольге в ладье – а затем вместе с ладьей сбросили в вырытую вблизи княжеского терема глубокую яму и заживо засыпали землей. Тут же княгиня направила к древлянам посла, требуя прислать за ней более торжественное и многочисленное посольство, что и было немедленно исполнено. Новым послам гостеприимно истопили баню, а затем в ней же их и сожгли. Далее Ольга сообщила ничего не подозревающим о случившемся с их послами древлянам, что она желает перед вторым браком свершить тризну над могилой первого супруга. В тризне в окрестностях древлянского города Искоростеня приняли участие 5 тысяч знатных древлян – и, потеряв под действием крепкого меда бдительность, также навсегда легли вокруг игоревой могилы, убитые воинами Ольги. В 946 году Ольга подступила к Искоростеню с многочисленным войском. Жители города отчаянно сопротивлялись, и Ольга прибегла к новой хитрости. Сделав вид, что удовлетворена уже свершившейся местью, она потребовала от горожан чисто символическую дань: по три воробья и голубя с каждого двора. Жители Искоростеня с готовностью исполнили ее требование, после чего княгиня велела привязать к каждой из полученных ею птиц зажженный трут и пустить их на волю. Птицы устремились к своим гнездам, и город охватило пламя. Горожане пытались спастись бегством и попали в руки к воинам Ольги. Часть их были казнены, другие проданы в рабство, а остальные обложены тяжкой данью.

 

5.225. Кто из киевских князей первым принял христианство?

Первой из русских князей приняла христианство великая княгиня киевская Ольга (около 890–969). В 957 году она посетила Константинополь, где и крестилась. Княгиня получила новое имя – Елена – в честь равноапостольной матери святого императора Константина Великого. Княгиня пыталась убедить своего сына, великого князя Святослава Игоревича, последовать ее примеру, однако тот «не брежаше того ни во уши приимати, но аще кто хотяше креститися, не браняху, но ругахуся тому» (то есть, не желая и слышать о собственном крещении, не запрещал другим принимать новую веру, но лишь ругал их).

 

5.226. В чем киевляне упрекали своего великого князя Святослава Игоревича?

Великий князь киевский Святослав Игоревич (? – 972) вошел в историю не столько как правитель своей земли, сколько как завоеватель чужой. Почти всю свою короткую взрослую жизнь Святослав провел в походах, вдали от родного дома. Киевским государством в это время фактически правила его мать – княгиня Ольга. В свой первый поход князь ушел в 964 году, а погиб весной 972 года. За эти 8 лет Святослав совершил: два похода на вятичей, разгром Хазарского каганата (приведший практически к его полному уничтожению), покорение Дунайской Болгарии, отражение натиска печенегов на Русь, двухлетнюю войну с Византией, в ходе которой греки лишь ценой величайшего напряжения сил сумели остановить русские дружины, угрожавшие непосредственно их столице. Родная держава, Киевская Русь, не занимала в уме князя главенствующего места, а представлялась ему лишь частью (притом не самой главной) великой славянской империи, которую он замышлял создать на Дунае. Киевляне упрекали своего князя: «Ты, княже, чужой земли ищешь, а своей пренебрегаешь». И Святослав лишь подтвердил правоту их упрека, заявив матери и боярам: «Не любо мне в Киеве быть».

 

5.227. Сколько жен имел великий князь киевский Владимир Святославович до крещения?

Будучи язычником, Владимир Святославович (? – 1015) имел пять законных (как тогда говорили, «водимых») жен. Познав женщину лет в 15–16, он, по словам летописца, был «побежден похотью женскою». Поэтому кроме жен у будущего крестителя Руси были еще и сотни наложниц в его загородных резиденциях: «300 в Вышгороде, до 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницами дело не ограничивалось. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», – с осуждением писал о Владимире летописец XI века. Следует, однако, учитывать, что подобное «женолюбие» князя было предосудительным лишь с точки зрения христианской морали. С точки зрения морали языческой оно было проявлением княжеской силы, свидетельством особой, сверхъестественной мощи. Возможно, именно поэтому в летописях нет ни малейших намеков на ропот со стороны киевлян, жены которых попали на княжеское ложе. Неизвестно, полностью ли Владимир отказался от своего многочисленного гарема после крещения и женитьбы (по христианскому обряду) на византийской царевне Анне. Согласно преданию, он предоставил своим женам самим избрать себе в мужья бояр, не обремененных еще узами брака.

 

5.228. Почему великий князь киевский Владимир Святославович в качестве государственной религии избрал христианство?

В 988 году в Корсуни (ныне Херсонес в Крыму) великий князь киевский Владимир Святославович принял крещение по византийскому обряду. В «Повести временных лет» помещен под 987 годом полулегендарный рассказ об испытании вер. «Мужей славных и умных, числом десять» избрали для ознакомления с религиозными обычаями волжских болгар, немцев, евреев. По возвращении послы пришли к выводу, что «не добр закон их». Но служба в храмах греческой земли их поразила. «И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой… Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Однако главным фактором, обусловившим выбор Владимиром православия, утверждают историки, явились прочные и устойчивые связи Киевской Руси со странами христианского мира – славянскими соседями и Византией.

 

5.229. Как великий князь киевский Владимир Святославович мотивировал свой отказ от ислама?

Согласно «Повести временных лет», в 986 году в Киев прибыли болгарские мусульмане, чтобы обратить князя Владимира в ислам. На вопрос князя, в чем сущность их веры, они объяснили: «Магомет нас учит так: обрезать тайные уды и свинины не есть, вина не пить; после же смерти можно блудить с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жен, и изберет из них одну красивейшую, и воплотит в ней красоту всех – она и будет тому женой. И здесь можно вволю предаваться блуду. А если кто беден на этом свете, то и на том также». «И еще много ложного говорили, – рассказывает летописец, – о чем и написать нельзя срама ради». Согласно летописи, Владимир выслушал мусульманских послов весьма благосклонно. Особенно понравилось ему в исламе то, что можно вволю предаваться блуду. «Бе бо сам любя жены и блужение многое», – неодобрительно замечает летописец. Но вот что «нелюбо» было князю – так это обрезание, а также запрет на употребление свиного мяса. Особенно же неприемлемым оказалось запрещение пить вино. Именно тогда Владимир и произнес ставшую знаменитой фразу: «Руси есть веселье питье, не можем без того быти». На этом разговор был закончен.

 

5.230. Как великий князь киевский Владимир Святославович мотивировал свой отказ от иудаизма?

Согласно свидетельству летописца, на вопрос князя Владимира о том, где их земля, пришедшие обращать его в свою веру иудеи ответили: «В Иерусалиме». Видимо, князь достаточно хорошо знал историю еврейского народа, поскольку тут же спросил: «А точно ли там?» Иудейские проповедники вынуждены были признаться: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по странам за грехи наши, и предана была земля наша христианам». Тогда Владимир Святославович возмущенно заявил: «Как же вы иных учите, а сами отвержены от Бога и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

 

5.231. Каким было христианское имя великого князя киевского Владимира Святославовича?

В 988 году, еще до крещения, во время предварительного оглашения, князь Владимир получил новое – христианское – имя Василий. С этого времени и в течение нескольких веков – до XIII, а то и до XIV века, русские князья носили два имени: одно славянское, княжеское – для повседневного пользования, другое христианское – для молитвы, церкви, предстояния перед Господом.

 

5.232. Как называется Русь в скандинавских мифах?

Скандинавы называли Киевскую Русь страной городов, что звучало как «Гардарики». И действительно, в домонгольской Руси насчитывалось около 400 больших и малых городов. Поскольку основой каждого города была крепость (детинец) и слова «град» и «крепость» были практически синонимами, то скандинавское «Гардарики» иногда переводят и как «страна крепостей».

 

5.233. Как давно в Древней Руси прекратились человеческие жертвоприношения?

Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением в языческом обществе, в том числе и в Древней Руси. Особенно часто они происходили после кровопролитных сражений: вражеская кровь должна была искупить кровь павших в бою соплеменников. Одно из самых известных таких жертвоприношений свершилось в 971 году, во время осады византийцами болгарского города Доростол (современная Силистрия), за стенами которого укрылось войско великого князя киевского Святослава Игоревича. В ночь перед решающим сражением русы сожгли тела своих погибших воинов, заколов предварительно множество пленных мужчин и женщин. В числе принесенных в жертву были и грудные младенцы, задушенные русами, а также петухи, которых топили в водах Дуная. Другое известное жертвоприношение имело место в 983 году после возвращения великого князя киевского Владимира Святославовича из ятвяжского похода – всего за пять лет до принятия Киевской Русью христианства. В позднейшие века русского язычества, когда, подавляемое властями, оно сопротивлялось наступлению христианства, человеческие жертвоприношения стали еще более частыми. Археологические исследования, проведенные в 1982–1989 годах на реке Збруч в Прикарпатье, свидетельствуют, что обычай приносить людей в жертву богам существовал на Руси вплоть до середины – второй половины XIII века, то есть спустя более двух с половиной столетий после ее крещения, когда христианство, казалось бы, уже полностью утвердилось в Древнерусском государстве.

 

5.234. За что великий князь киевский Святополк получил прозвище Окаянный?

Великий князь киевский Святополк (правил в 1015–1019 годах) был сыном Ярополка Святославовича, старшего брата великого князя киевского Владимира Святославовича. Владимир убил Ярополка, обманом и предательством заманив в ловушку, его вдову взял в качестве военной добычи и сделал своей супругой, а рожденного ею мальчика усыновил. Святополк остался в истории под прозвищем Окаянный, потому что, стремясь захватить великокняжеский трон после смерти Владимира Святославовича, убил своих двоюродных братьев Бориса, Глеба и Святослава Владимировичей. Против Святополка выступил их брат, новгородский князь Ярослав Владимирович, и в 1016 году разбил его в битве при Любече, после чего Святополк, женатый на дочери польского короля, бежал в Польское королевство. Вернувшись в 1018 году с польским войском, Святополк разбил Ярослава на реке Буг и изгнал из Киева. Недовольство народных масс владычеством иноземцев вынудило польские войска оставить Русь. В 1019 году Ярослав вновь выступил против Святополка, и тот ушел к печенегам. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию и в пути погиб (в том же 1019 году).

 

5.235. Как русский князь Мстислав Владимирович стал правителем касогов?

Мстислав, сын великого князя киевского Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды, был посажен отцом княжить в Тмутаракани (древний город на Таманском полуострове). В 1022 году он выступил против касогов, возглавляемых князем Редедей. Касожский князь отличался исключительной физической силой и отвагой. Автор «Повести временных лет» так рассказывает об этом столкновении: «И встали оба полка друг против друга, и сказал Редедя Мстиславу: «Что ради станем губить дружину между собою? Но сойдемся бороться. И если ты одолеешь, то возьмешь имение мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же одолею я, то возьму твое все». И отвечал Мстислав: «Так будет». И съехались, и сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, потому что велик и силен был Редедя. И сказал Мстислав: «О Пречистая Богородица, помоги мне! Если одолею его, воздвигну церковь во имя Твое!» И сказав так, ударил им о землю, и вынул нож, и зарезал Редедю». Жестокость Мстислава была оправданой: согласно многовековому обычаю поверженный враг должен был умереть, пролив кровь (Мстислав выхватил нож только после того, как его противник был побежден в поединке голыми руками). Земля, принадлежавшая лично Редеде, досталась во владение Мстиславу, на остальные касожские земли была наложена дань. Касожское войско вошло в состав дружины Мстислава, признав своим князем более сильного и более удачливого воина, одержавшего победу в честном поединке. Подвиг Мстислава, беспримерный в истории Руси, был воспет дружинными певцами и самым известным из них – легендарным Бояном. Князь тмутараканский и черниговский Мстислав Владимирович известен потомкам под прозвищем Храбрый.

 

5.236. Как отзывалась о французской столице княжна Анна, дочь Ярослава Мудрого?

Княжна Анна Ярославна в 1050 году вышла замуж за Генриха I, короля Франции, и стала впоследствии матерью французского короля Филиппа I. Приехав в Париж, она не сочла французскую столицу красивым городом. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый, и сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев.

 

5.237. За что киевского князя Ярослава Владимировича прозвали Мудрым?

Великий князь киевский Ярослав Мудрый (правил в 1016–1054 годах), сын Владимира Святославовича, соединил под своей властью почти все древнерусские земли. Под руководством Ярослава была составлена «Русская правда» – древнейший свод законов Киевской Руси. Во время правления Ярослава в Киеве развернулась интенсивная работа по переводу византийских и других книг на церковно-славянский и древнерусский языки, развивалось летописание. В 1036 году Ярослав нанес сокрушительное поражение печенегам, положив конец их набегам на Русь. В 1051 году он назначил митрополитом русского монаха Илариона, что укрепило международный престиж Русского государства. Своей брачной политикой Ярослав связал русскую династию Рюриковичей с ведущими правящими домами Европы. При Ярославе Мудром в Киеве шло широкое строительство, превратившее столицу Руси в один из красивейших городов Восточной Европы.

 

5.238. Почему венец московских царей часто называют шапкой Мономаха?

Великий князь киевский Владимир Всеволодович Мономах (правил в 1113–1125 годах) получил свое прозвище по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Согласно легенде, Владимир при венчании на царство получил знаки царского достоинства – венец и бармы, присланные византийским императором. Поэтому и венец московских царей, первые из которых были прямыми потомками Владимира Всеволодовича, стали впоследствии называть шапкой Мономаха.

 

5.239. За что русский князь Юрий Владимирович получил прозвище Долгорукий?

Юрий, шестой сын великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха, при жизни отца правил в Ростово-Суздальской земле. После смерти в 1132 году великого князя киевского Мстислава Владимировича Юрий Владимирович вел активную политику на юге, стремясь к приобретению южного Переяславля (современный Переяслав-Хмельницкий), а затем и Киева, за что и получил прозвище Долгорукий. В 1147 году в поселении Москва состоялась встреча Юрия Долгорукого с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Эта дата первого упоминания о Москве традиционно считается датой ее основания. В 1149 году Юрий Долгорукий занял Киев, однако в 1151 году потерпел поражение от Изяслава Мстиславича. В 1155 году он вновь овладел Киевом. После смерти Юрия Долгорукого в Киеве вспыхнуло восстание, в ходе которого его завоевания на юге были ликвидированы. В 1954 году в Москве установлен памятник Юрию Долгорукому как основателю города.

 

5.240. Кто был подлинным основателем Москвы?

По археологическим данным, кремль в Москве стоял за 50—100 лет до кремля Юрия Долгорукого, возведенного в 1156 году. Построен он был вятичами, первое поселение которых было на Боровицком холме. В XII веке Москву нередко называли Кучково по имени старейшины вятичей боярина Кучки.

 

5.241. Когда и в связи с чем наступил период феодальной раздробленности Руси?

В 1113 году Владимир Всеволодович Мономах стал великим князем киевским, нарушив обычай старшинства: он обошел своего двоюродного брата из старшего колена Рюриковичей черниговского князя Олега. Поэтому после смерти в 1132 году Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха, Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период феодальной раздробленности. Весь XII век Ольговичи и Мономаховичи боролись за киевский великокняжеский стол.

 

5.242. Кто жил в Берендеевом царстве?

Присутствующее в русском фольклоре Берендеево царство получило, вероятно, свое название от народа, известного как берендеи. Это кочевое племя тюркского происхождения упоминается в русских летописях с 1097 года до конца XII века. Во второй половине XI века берендеи вместе с родственными им торками и печенегами обосновались в южнорусских степях вблизи Киевского и Переяславского княжеств, особенно в районе реки Рось. Киевские князья использовали конницу берендеев для обороны Руси от половцев и в княжеских междоусобицах. В связи с нашествием монголо-татар на Русь часть берендеев в начале XIII века ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды.

 

5.243. В честь какого события возведен храм Покрова Богородицы на реке Нерль?

Храм Покрова Богородицы возведен на берегу реки Нерль владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским (около 1111–1174) в память о победе, одержанной им в 1164 году в войне с Волжской Болгарией. Андрей, сын Юрия Долгорукого, был посажен отцом княжить в Вышгороде (под Киевом), откуда в 1154 году самовольно бежал и обосновался во Владимире, который сделал столицей Владимиро-Суздальского княжества. Утверждая культ Богородицы, Андрей Боголюбский стремился усилить самостоятельность Владимира от древних центров Руси – Киева и Новгорода, где преобладало поклонение святой Софии.

 

5.244. За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо?

Великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо (1154–1212), сын Юрия Долгорукого, получил свое прозвище не только за многодетность (у него было 8 сыновей и 4 дочери), но и за то, что вскоре после его смерти во всех княжествах Северо-Восточной Руси, кроме Рязанского, княжили его потомки. При нем Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Влияние владимирского князя ощущалось не только в соседних землях, но и в Киеве, а также в Галицко-Волынской Руси.

 

5.245. Кто был первым московским князем?

Первым московским князем и родоначальником московских князей был Даниил Александрович (1261–1303), сын Александра Невского, правнук Всеволода Большое Гнездо. Около 1276 года он получил от брата, великого князя владимирского Дмитрия, в удел Москву. В 1300 году Даниил Александрович присоединил к Московскому княжеству Коломну и ряд волостей, а в 1303 году получил по завещанию князя Ивана Дмитриевича Переславль-Залесский.

 

5.246. Когда на Руси отмечали Новый год?

До XIV века на Руси год начинался с марта, а затем стали применять византийскую систему летосчисления, по которой счет производился «от Сотворения мира» – 1 сентября 5509 года до нашей эры. Петр Великий своим указом от 15 декабря 1699 года установил начало года с 1 января и счет лет «от Рождества Христова» – вслед за 31 декабря 7208 года «от Сотворения мира» в России наступило 1 января 1700 года «от Рождества Христова».

 

5.247. Какая категория населения Руси не платила подушную подать Золотой Орде?

Основной формой зависимости русских княжеств от Золотой Орды был регулярный сбор дани, которым занимались присылаемые Ордой баскаки. От грабительских поборов было освобождено только православное духовенство. Все остальное население должно было выплачивать подушную подать.

 

5.248. Кому принадлежала власть в Новгородской феодальной республике?

Новгородской феодальной республикой называют феодальное государство со столицей в Новгороде Великом в XII–XV веках. Высшим органом власти Новгородской феодальной республики являлось вече – собрание свободных граждан республики (как горожан, так и свободного сельского населения). Вече избирало из среды боярства высших должностных лиц республики – посадника, тысяцкого и даже архиепископа. Однако реальную власть осуществлял боярский совет во главе с архиепископом. Архиепископ являлся главой исполнительной власти и был самым крупным новгородским феодалом. В его ведении находились казна, внешние сношения республики, право суда и многие другие вопросы. Функции князя в Новгородской феодальной республике были ограничены: его приглашали только предводительствовать войском.

 

5.249. Кто такие ушкуйники?

Ушкуйниками (от древнерусского «ушкуй» – речное судно с веслами) назывались новгородские отряды удалых «добрых молодцев», формировавшиеся боярами для захвата земель на севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волге и Каме с целью обогащения и для борьбы с политическими и торговыми противниками. Отряды эти, появившиеся в 1320-х годах и включавшие до нескольких тысяч человек, продвигаясь на финский северо-восток или в район Прикамья, основывали там поселения, облагали данью покоренные племена, развивали лесные и охотничьи промыслы. Именно широкая северная колонизация принесла избыток дорогостоящих товаров и стала одной из причин экономической и военной мощи Новгородской феодальной республики. Походы ушкуйников по Волге и Каме подрывали экономические ресурсы Золотой Орды, но вместе с тем наносили ущерб русским городам и мешали развитию торговли по этим рекам. В 1360 году ушкуйники во главе с боярином Анфалом Никитиным захватили город Жукотин на Каме. В 1366 году они напали на Нижний Новгород и перебили много татарских и армянских купцов. В 1371 году ушкуйники совершили грабительские набеги на Кострому и Ярославль, а в 1375 году разбили войско костромичей, разграбили Кострому, Нижний Новгород и дошли до Астрахани, где были разгромлены татарами. В начале XV века в связи с усилением Московского великого княжества походы ушкуйников прекратились.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия