Суперграфика и ее использование в дизайне архитектуры
В отличие от наружной рекламы, лишь косвенно участвующей в решении задач гармонизации архитектурной среды, орнаментальными и тематическими росписями стен городских зданий целенаправленно формируется колористический климат и закрепляются композиционно-художественные ориентиры города. Ввод цветовых и сюжетных составляющих в композиционный ансамбль малых форм и зданий, стены которых представляли до этого как бы пустой холст, меняет образ пространства, располагает наблюдателя к визуальному диалогу и контакту со средой, ее духовной приватизации. В оформлении стен, брандмауэров суперграфикой (которая отличается от просто окраски обособленностью, акцентированностью идеи, скрепляющей целостность дизайна среды, его композиционную завершенность) широкие возможности самовыражений находят художники, тяготеющие к масштабному творчеству. Колористика города не ограничивается средой — природной или рукотворной* Приемы оформления фасадов, подчеркнуто независимые от архитектурных членений, устраняют визуальную незавершенность «пустых»* поверхностей, придают новизну видения и проявляют скрытые композиционные возможности пространств меняя его масштабность, структурные оси, градостроительные акценты. Подбор единой цветовой гаммы окраски зданий отдельного района способствует более четкой его идентификации, отличию от других районов [44]. Суперграфика во многом способствует обновлению старой застройки, небогатой на цвет и изысканность форм. Роспись стен зданий, которые в силу обстоятельств и исторических причин оказались композиционными инвалидами, отчасти восполняет дефицит формы. Разрушенные в войну дома Берлина в ожидании реконструкции украшались фигурными или абстрактными росписями. Дети с большей охотой играют даже у примитивно раскрашенных павильонов и беседок. Брандмауэр одного из домов в Лионе изображал перспективу улицы и удаляющуюся молодую женщину с девочкой. При обновлении росписи через пятнадцать лет художники изобразили на том же месте взрослую девушку, заботливо поддерживающую постаревшую маму. Такая суперграфика, никому конкретно не адресованная, делает тем не менее более теплыми и гуманными отношения обитателей города.
|