Студопедия — Различные формы городских праздников
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различные формы городских праздников






В средневековых городах Европы существовали «риторические камеры» - литературные объединения или общества-клубы, куда входили горожане и члены отдельных гильдий. Каждое литературное общество имело свой устав, герб, знаменосца и обязательно шута. Председатель общества торжественно именовался Королём или Капитаном.

Риторы были организаторами и участниками массовых шествий, весёлых уличных карнавалов, рождественских, масленичных и майских гуляний, а так же различных театрализованных зрелищ, где остроумно высмеивали богатых сеньоров, епископов и даже иезуитов, что по тем временам зачастую было связано с опарсностью для жизни. Несмотря на запреты церкви, риторы постоянно устраивали представления на открытом воздухе, и многочисленный народ, привлечённый ярким зрелищем, весело хохотал над своими извечными врагами.

В Нидерландах в XV – XVI веках риторические камеры возникли не только в городах, но и в крупных селениях. Члены этих клубов интересовались народной поэзией, метким юмором. Они и сами сочиняли стихи, песни, построенные на фольклорной основе, сатирические сценки, куплеты и анекдоты политического содержания. Влияние народных поэтов и певцов, музыкантов-импровизаторов и актёров было настолько сильно, что в 1493 году королевские власти вынуждены были собрать в городе Мехелане съезд риторических камер и пытались склонить их на свою сторону.

Искусство риторов, которые вели постоянную пропаганду против испанского владычества и церкви, сыграло определённую роль в подготовке нидерландской революции. Опыт риторических камер ещё раз доказал, какой огромной силой обладает сатирическое искусство, опирающееся на народную основу.

Мы говорим о риторических камерах ещё и потому, что они принимали самое деятельное участие в разработке сценариев массовых народных празднеств.

В эпоху Возрождения в Англии во время праздников устраивались всевозможные игрища: например, приход лета отмечался по традиции празднеством, приуроченным к 1 мая. В пьесах Шекспира неоднократно упоминаются «Майские игры» - массовые иг8рища с песнями и плясками. Весёлые массовые игры устраивались также и на рождество.

Итак, карнавалы, уличные спектакли, «дурацкие» представления, масленичные гуляния шумели, пели, танцевали на городских площадях средневековых городов. Но народная песня и весёлый танец шли зачастую рядом со смертью и войнами.

Так было во Франции во второй половине XVI века; страну десятилетиями раздирали династические распри, терзали многочисленные религиозные войны, которые когда-то начались и никак не могли кончиться. Католики преследовали гугенотов, Медичи выясняли при помощи огня и меча взаимоотношения с Гизами, Валуа воевали с Бурбонами… Города разрушались и разорялись, селения сжигались в огне междоусобиц, народ нищенствовал. Жестокость века достигла кульминационной точки в 1572 году – в ту, навечно памятную человечеству ночь, вошедшую в историю под названием «Варфаломеевской».

Выдающийся философ Возрождения Мишель Монтень, свидетель и участник множества событий своей эпохи, писал: «Мне приходится жить в такое время, когда вокруг нас хоть отбавляй примеров невероятной жестокости, вызванных разложением, порождённой нашей междоусобицей; в старинных летописях мы не найдём рассказов о более страшных вещах, чем те, что творятся сейчас у нас повседневно…»¹.

Жестокость, сопутствующая укреплению абсолютной монархии во Франции, отчаянное сопротивление феодалов, пытавшихся противостоять королевской власти и сеявших повсюду смерть, а рядом с этим – веселье и карнавалы, площадные мистериальные спектакли, всевозможные увеселения, устраиваемые самим народом и для народа – все эти невероятные контрасты в течение веков соседствовали друг с другом. На этой же площади, где ещё вчера рубили головы, сегодня неудержимо разливалось весёлое народное празднество.

Потому что никакие казни и пытки не в силах задушить сердце народа, его песню и веселье. И массовые зрелища средневековья и эпохи Возрождения – убедительное тому подтверждение.

Одна из разновидностей традиционных массовых праздников европейских городов посвящена памятным историческим событиям, славному прошлому страны. Так, в Кракове с XIII века празднуют «Звежинецкий ляйконик». Этот городской праздник связан с легендой о победе поляков над татарами у Звежинца под Краковым в 1288 году. Праздник начинается на рассвете, как только отзвучит с башни Мариацкого костела хейнал – сигнал, которыми краковские трубачи возвещали начало дня. В тот день сигнал обрывается на полуноте в память о трубаче, пронзённом татарской стрелой. И сегодня, как и много веков назад, улицы и площади Кракова заполняют весёлые толпы ряженых, превращая весь город в сценическую площадку…

В Тироле, австрийской горной провинции, славящейся на весь мир удивительной красотой горных пейзажей, глубоких ущелий, уходящих к голубым ледникам, нависающим над далёкими равнинами, и изящными, словно игрушечными, поселениями, - с глубокой древности до наших дней дожили праздники под открытым небом. В дни праздников улицы и площади тирольских городков заполняют весёлые процессии костюмированного карнавального шествия.

 

 

 

1. Монтень М. Опыты, книга 11, с. 122.

В пёстрой толпе мелькают огромные – чуть ли не в человеческий рост - маски: то страшные оскалы злых горных духов, то весело хохочущие маски добрых персонажей тирольского фольклора, причудливые шапки, украшенные белыми перьями, возвышающиеся метра на полтора над головами. Вся эта яркая, шумная, весёлая процессия проходит по городкку, вовлекая в праздничное веселье всё новые и новые группы горожан. Повсюду звучат весёлые тирольские йодли, видны группы танцующих в ярких национальных костюмах. На маленьких городских площадях выступают детские духовые оркестры, обращаются с воззваниями к горожанам средневековые герольды.

 

Европейские городские праздники живут многие века. Традиционные сюжеты, которые разыгрывают костюмированные участники карнавального праздника, - это извечная борьба между Добром и злом, Зимой и Весной.

В городах средневековой Европы массовые праздничные действа, подобные приведённым выше, были чрезвычайно распространены. И показательно, что в разных странах народ сохранил их до сих пор.

 

 

Б – 7.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 868. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия