Студопедия — X XVI века)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

X XVI века)






«Дух народный всегда был велик и могущ… Это же доказывают и произведения народной поэзии, запечатлённой богатством фантазии, силою выражения, бесконечностью чувства, то бешено-весёлого, размашистого, то грустного, заунывного, но всегда крепкого, могучего, которому тесно и на улице и на площади, которое просит для разгула дремучего леса, раздолья Волги-матушки, широкого поля…»

В.Г. Белинский.

 

Возвращаясь к истории возникновения массовых праздников в нашей стране, мы видим, что ещё в Древней Руси бытовали народные песенно-танцевальные действа, явившиеся той богатейшей фольклорной почвой, на которой зародились основы русского искусства.

Творческий дух народа издревле находил своё воплощение в песнях, плясках, красочных обрядах, комических скоморошьих играх и «глумах».

Изучая источники, мы убеждаемся, что русские народные гулянья, скоморошьи игры и глумы неразрывно связаны с бытом народа, общественными взаимоотношениями определённой эпохи, являясь одной из составных частей духовной жизни русского человека – фольклора, неиссякаемого родника поэтических сил народа, веками создаваемого бесчисленными поколениями.

Героические деяния народа, могучая сила его и патриотизм, выкованные веками, и исторический характер русского человека-воина, на протяжении всего существования России отстаивавшего от врагов родную землю, воплотилось в могучем былинном эпосе. А жизнерадостность, юмор русского человека, готовность к шутке, доброй насмешке – всё это нашло отражение в «смеховой культуре», или говоря словами А.Н. Островского, «комической производительности», наиболее ярко выразившейся в скоморошьих забавах, глумах и потехах, и в массовом коллективном творчестве – народных гуляньях. В них – истоки русской поэзии, музыки, русского театра и эстрады. В народном быту зародились и массовые празднества и зрелища. Достаточно вспомнить наиболее характерные из них: кузьминки (девичий праздник), семик, ночь на Ивана Купалу, веснянки, масленицу, колядки. Особенно популярные были гуляльные (или катальные) ледяные горы на рождество и на масленицу (гулянье «под горами»), народные гулянья, катанья на качелях летом («под качелями»). Во время этих праздников выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках, выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки учёных медведей, раёшники и т.д.

Старинные русские праздничные обряды нигде и никем не записывались, но веками сохранялись в памяти народа, пройдя сквозь нашествия, голод и смерть – словом, сквозь все испытания, которые обрушивались на русский народ в течение всей его многовековой истории. Поистине бессмертен оптимизм русского народа, безгранична народная фантазия, неиссякаем живой родник его творчества!

Праздничные обряды – это, по существу, народные песенно-танцевальные массовые представления со своим наивным, но точным сюжетом, образами, поэтическим текстом, музыкой, особой драматургией и своеобразной режиссурой. Например, в русской свадьбе есть твёрдый «сценарий», обязательные «действующие лица» (сваты, дружки, подруги невесты, ряженые и т.д.), обязательный репертуар (плач матери, плач невесты и т.д.). Хотя детали праздника менялись в разных областях, даже в различных сёлах, «сценарий», «репертуар» и «постановочный план» в основном оставались неизменными. В конечном итоге народ создал песенно0танцевальный спектакль, действие которого происходит и в избах, и под открытым небом. При этом обязательным условием является активное участие в сюжете праздника большого количества людей. Старинная русская свадьба, обряды, игрища и празднества навсегда остались живым памятником русского народного творчества, дошедшим до нас с древних времён и убедительно свидетельствующий о том, что истоки современных массовых зрелищ надо искать в русских народных фольклорных празднествах.

Непременными участниками и заводилами старинных народных праздников и гуляний всегда были скоморохи. В дальнейшем скоморошьи игры и «глумы» превращались и в самостоятельные спектакли, которые давали актёры-скоморохи (или «охотники», как их называли) на играх и братчинах. Скоморохи принимали участие и массовых действах, но уже как профессиональные актёры – ведя «конферанс», разыгрывая «скетчи» и «репризы», играя на дудках и гуслях.

Творчество скоморохов, наполненое язвительной сатирой по отношению к церкви и боярам, - следовательно, социально направленное и несущее в себе определённые черты общественного протеста, - пользовались поддержкой трудового люда и, естественно, входило в непримиримое противоречие с позицией власть имущих.

Скоморохи постоянно подвергались жестоким гонениям. В дошедшей до нас «Повести временных лет» 1068 года проповедник-летописец осудил скоморохов, высказав, очевидно, официальную точку зрения на скоморошество и народные гуляния: «Конечно! Языческого обычая поддерживаются по указке Дьявола! Таких людей дьявол обольщает и другими способами, отвлекая нас от бога всевозможными соблазнами: трубами и скоморохами, гуслями и русальи (т.е. праздничными гуляньями). Ведь мы видим места для игрищ утоптанными, и людей много множество, яко происходит давка, когда начинается представление, от беса замышленного дела. А церкви стоять! Егда же бывает год (т.е. – время) молитвы, мало их обретается в церкви».

Судя по этому документу, церковь была в панике: народные гулянья переманивали у неё верующих, и трудовой люд предпочитал посмотреть на вольном воздухе весёлые скоморошьи игрища, посмеяться над злоключениями бояр и попов и поучаствовать в увеселениях, нежели забиваться в душную тесноту храма, где из темноты его «стращали» возмездием за всевозможные «дьявольские» искушения.

В XVI веке Стоглав запретил скоморошество, назвав его «бесовским позорищем», а затем и Домострой осудил скоморошьи потехи. При царе Алексее Михайловиче, как писал А.М. Горький, «церковь и боярство истребили скоморохов и калик перехожих».

Но скоморошество, перестав так называться, не исчезло так же, как не могла исчезнуть тяга русского народа к шутке, юмору, острому слову, насмешке, к яркому веселью, песне, народной музыке, народному танцу – словом, к тому многообразию тем и жанров, которое несло в себе творчество скоморохов. Вспоминается А.Н. Островский, отметивший своеобразие русского народного характера: «Как отказать народу в демократической и тем более в комической производительности, когда на каждом шагу мы видим опровержение этому и в сатирическом складе русского ума, и в богатом, метком языке; когда нет почти ни одного явления в народной жизни, которое не было бы схвачено народным сознанием и очерчено бойким, живым словом. Такой народ должен производить комиков…»¹.

Разве могли церковные указы и царские грамоты переломить характер русского человека, убить в нём то, что составляло самые сокровенные глубины души русской? Нет, не удалось задушить эту черту русского народного характера – способность к «комической производительности», сатирическому складу ума, богатому меткому языку, бойкому живому слову.

Скоморохи остались жить, вопреки всем указам и постановлениям. Они только изменили свой облик, когда их искусство было подвергнуто запретам и гонениям. Они стали называться «народными забавниками», «потешниками», пошли в петрушечники, раусные деды, раёшники… По-прежнему потешали они простой люд, заставляли задумываться над социальной несправедливостью существующих общественных взаимоотношений.

Не обязательно искать только в истории Москвы или другого великого города следы, свидетельствующие о том, что народные гулянья с давних пор процветали на Руси, были любимы народом и постоянно подвергались злым гонениям со стороны церковной и государственной власти.

 

1. Островский А.Н. О театре. Л. – М. 1941, с. 28

 

Взять хотя бы Кашин. Тихий патриархальный городок, затерянный «во глубине России», он удивительно живописно раскинулся по берегам многократно петляющей извилистой речки Кашинки, впадающей в Волгу. Деревянный город-крепость Кашин не один раз сгорал до тла, но приходило время, и народ заново отстраивал его, и он – в который раз – поднимался из пепелища.

В XVII веке в Кашине зашумел посад – торговый и ремесленный центр, окруживший Дмитриевский монастырь. Сюда на престольные праздники, на шумные ярмарки потянулся народ со всей округи.

«В твоём государеве богоспасаемом граде Кашине в понедельник первыя недели великого поста чинитса великое бесчиние беззаконие», - доносил царю архимандрит Дмитриевского монастыря. Он явно был возмущён и напуган тем, что творится «бесовская игра веселие с медведи и бубны, и с сурнами», и что «со всякими бесовскими играми с иных городов торговые люди и веселые приезжают на тот великий день».

Видно много хлопот доставили монахам народные гулянья и скоморошьи забавы. Тревожили они и царя, ибо царская грамота указывала: «Тех людей имать и делать наказанье». Но всё равно Кашин оставался городом торговым и весёлым и постоянно привлекал скоморошьи ватаги «с медведи и с плясовыми собачки».

 

Б – 10.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 803. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия