Средневекового дворянстваБольшой интерес представляют наиболее тщательно разработанные праздники дворян – рыцарские турниры. Собственно, турнир – это сражение двух групп; кроме того, было известно ещё два типа турниров: джостра – ряд поединков один на один и багордо – маневрирование с оружием в руках. Рыцарские поединки таких типов, сопровождавшиеся специально разработанным ритуалом, который передавался из поколения в поколение, представляли турнир как чрезвычайно активный массовый праздник дворян и зрелище для всего остального народа. Ритуал, сопровождавший турниры, включал в себя несколько основных моментов. Большое значение предавалось оповещению города о предстоящем турнире. Обычно, за несколько дней до него, по городу несколько раз проезжали гонцы, герольды, объявлявшие в самых людных местах о предстоящем состязании. Интересен был момент въезда партий или отдельных дворян в город. Обычно он проходил в виде яркого, костюмированного шествия, подчинённого той или иной теме, чаще всего военной. Это был не парад участников, а именно театрализованное шествие, которое имело целью привлечь внимание горожан к турниру. Прибыв в город, участник турнира вывешивал из окон дома, где он остановился, своё знамя и посылал судьям свой шлем и меч как заявку на участие в турнире. Далее следовал парад участников перед судейской коллегией и перед дамами, которые имели право отвода рыцаря от участия в турнире, если считали его недостойным. Рыцари, прошедшие такой контроль, приносили клятву соблюдать законы турнира и только тогда получали право въезда на площадь поединков. Она была красочно декорирована и специально оборудована: в центре создавалась площадка для боя, а по бокам её ложи и помосты. Интересно был разработан ещё один момент – вызов на поединок, когда рыцарь бросал перчатку к ногам своего будущего противника и получал благословение на бой от своей дамы, которой этот поединок посвящался. Рыцарские турниры – это дворянские праздники с тщательной режиссёрской разработкой, с постоянным ритуалом, отдельные элементы которого, такие, как предваряющее турнир шествие, детальная разработка действий и т.д., интересны для исследователей и работников культпросветучреждений и в наши дни. В эпоху Возрождения дворянские и городские празднества постепенно ликвидируют монополию церкви в праздничной жизни общества. Этому способствует и изменяющееся понимание досуга, который снова начинает использоваться для просвещения и развития личности. Не случайно гуманисты Возрождения «вписывают» праздник в картину идеального общества. Томмазо Кампанелла рассматривает народные празднества как проявление целесообразного, демократического и высоконравственного образа жизни, соответствующего природе и свету человеческого разума.
Б – 6.
|