Студопедия — Культ Деметры. Культ Диониса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культ Деметры. Культ Диониса






В – 1.

Древнейшие празднества плодородия в Древней Греции.

 

 

Представление о мире в исторический период первобытнообщинного строя у древних греков, как и у других народов мира, было мифологическим.

У древних греков была целая система обрядов, призванных обеспечить успешное завершение предпринятого дела или приблизить желаемое время года. Материалом для игрового воспроизведения служат при этом мифологические представления, связанные с изображаемым процессом.

Особенное развитие получило на греческом архипелаге хоровое5 пение и коллективные трудовые и обрядовые пляски.

Часто хоры, разделенные на отдельные половозрастные группы, вступали между собой в «состязание» (по-гречески это называлось «агон»). Так на спартанских празднествах плясали три хора. Хор старцев начинал:

«Мы были молодцами прежде сильными».

Хор мужчин среднего возраста продолжал:

«А мы теперь: кто хочет, пусть попробует».

Хор мальчиков отвечал:

«А мы гораздо крепче станем в будущем»

Сохранились также образцы обрядовых календарных песен.

Большое распространение имели в Греции древнейшие весенние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными силами смерти, земледельцы рассчитывали на богатый урожай, на плодородие скота. На праздниках этого типа за трауром, постом, воздержанием следовало воспроизведение животворящих сил в форме разгула, обжорства и половой разнузданности. Смех, перебранка, сквернословие представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников. Там звучали насмешливые и позорящие песни «ямбы». Эти песни могли быть средством обличения, средством общественного порицания, средством насмешливой критики. В эпоху же классового расслоения обрядовая вольность позорящей песни становится одним из орудий классовой борьбы и политической агитации.

В Древней Греции не существовало мощных жреческих организаций, сковывающих свободное мифотворчество народов, поэтому антропоморфизм мифологических представлений сохранился у них и при зарождении и дальнейшем развитии классового общества. Этим объясняется то, что почти в каждом городе-государстве Греции были свое божество, свой культ и свои обряды.

Но наиболее распространенным и общим для многих племен и государств в Греции были культ Диониса и культ Деметры.

В культе Диониса искали опоры демократические элементы, выступающие против земледельческой аристократии. В нем утверждалось радостная, веселая, изначальная для народных обрядов и празднеств стихия. Позднее Дионис становиться богом винограда, виноделия и веселья. В числе эпитетов Диониса есть такие: «плодоносный», «цветущий», «жизнетворящий». Культ Диониса сопровождался обрядами, содержание которых составляло оплакивание страданий и гибели Диониса и ликование по поводу его воскрешения. Эти игры и обряды отражали первобытное представление об умирающей и оживающей природе. В состав дионисийского празднества входили диферамб и комос.

До распространения культа Диониса, а позже параллельно с ним у греков существовало почитание Деметры, богини растительного мира, и ее дочери Персефоны (Коры).

Культ Деметры был распространен в Греции повсюду, но особо чествовали ее на Элевсине, близ Афин.

В период расцвета рабовладельческой демократии, в период наивысшего развития полисной системы народные празднества, торжественные шествия и игры, выросшие из древних обрядов и культов, всемерно поддерживались городами-государствами. Всю материальную и организационную стороны полисы брали на себя. Благодаря этому народные празднества превратились в разнообразные формы массовых состязаний-представлений. Так, например, филы (родовые объединения) города Афин выставляли на соревнования своих атлетов, свои пляшущие и поющие хоры и перед лицом собравшейся общины искали награды в состязаниях. Сложное искусство коллективной орхестики (так называли своеобразные массовые танцы) и хорической лирики (другое название дифирамба) выросло и развивалось в VI и V веках д.э. именно на основе этих гражданских празднеств-представлений.

У спартпнцев таким празднеством были гимнопедии. Мальчики, юноши и мужчины в течении нескольких дней показывали свое искусство в гимнастических упражнениях, в пении, танцах и т.д. В хороших песнях они прославляли не только богов, но и доблести граждан.

Главным празднеством афинян, посвященном богине Афине, в культе которой нашла воплощение идея государственной централизации, были панафинеи или панафинейские игры. Справлялся этот праздник ежегодно, но особенно торжественно каждый четвертый год.

Дифирамб – это хоровое песнопение, восхваляющее и прославляющее бога Диониса. При исполнении дифирамба из хора выделялся запевала, зачинавший песню.

Комос – это веселое шествие поселян, ватага гуляк, толпа ряженых, процессия пирующих. Такое шествие, как правило, сопровождалось задорными фаллическими песнями.

Одной из разновидностей дионисийского праздника были линеи (от сл. Вакханка). Они праздновались в месяце Гамелионе (январь-февраль). Во время линей также исполнялись дифирамбы, устраивались различные драматические состязания.

В дальнейшем многогранность образа Диониса нашла выражение в установлении целого ряда празднеств, в которых выдвигалась то одна, то другая сторона этого образа. А еще позднее «страсти» Диониса получают нравственное осмысление. Растерзанный и оживающий бог символизирует борьбу добрых и злых сил, невинного страдания и конечного торжества справедливости. К этому времени первобытные формы дионисийских празднеств уже значительно смягчены. Дионис вводится в систему «олимпийских» богов, как сын Зевса и фиванки Семелы. А весной вся Аттика справляла празднество «Великии дионисии», которое продолжалось около недели. В это время не взыскивали долгов, отпускали на поруки узников, никого не арестовывали, чтобы все могли участвовать в празднике.

Первоначально главной частью великих дионисий была торжественная процессия, которая переносила деревянное изображение Диониса из Денейского святилища в храм близ рощи Академа. Позднее главную роль стали играть пышные театральные представления, продолжающиеся два дня. Начиналось празднество ночью торжественным бегом с факелами. Утром устраивались пышные шествия на Акропль. Шествующие несли богато затканный новый пеплос (верхняя одежда) богини, который надевали на статую Афины, стоящую в храме Парфенон.

Во время панафиней происходили конные и пешие состязания, бег с факелами, борьба, бросание диска; состязались поэты, певцы, музыканты. В гимнастических состязаниях и в особом торжественном танце в полном вооружении участвовали мальчики, юноши и взрослые граждане.

 

Б – 2







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1044. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия