Вопрос 24. Субъективное и объективное в языке
Субъективное и объективное в языке. Гумбольдт о субъективном и объективном в языке. Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. «Язык мне принадлежит, так как я воспроизвожу его моею собственной деятельностью; но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения, передававшие его друг другу до настоящего времени, то меня, очевидно, ограничивает самый язык». ПОТЕБНЯ: язык – очень субъективное явление. Но он имеет в своих единицах и объективное содержание. Материалом для абстракции (языка) служит действительность, ядро языка – единицы с прямым номинат. значением. Но есть и таковые, кот. выражают и формальное значение, т.е. таким значениям не соответствуют какие-либо реалии, например: категория рода у неодушевл. предметов. Субъективность языка проявляется в хар-ре отражения дейст-ти. В дейст-ти явления неделимы, ср. «летит белая птица» – один факт, а язык членит его на слова, признаки и т.д. И наоборот, некоторые слова могут обозначать комплексные явления, ср. лес, страна, народ. Субъективность проявл-ся и в образовании слова, напр: в названии предмета лежит всегда один признак. Но эта субъективность корректируется значением слова, объективным. Между названием и значением, смыслом лежит наше коллективное познание. Выражая мысль, язык вносит в содержание нечто своё, свой исторически выработанный отпечаток. Для говорящих осознание Объективного и Субъективного в языке – процесс исторически длительный и изменяющийся. Первобытные вообще не отделяли вещи и слова. Отделение Объектиного и Субъектиного связано с успехами языкознания. ПОТЕБНЯ: «практическое значение теор. языкознания – убедить ч-ка в субъективности слова и уметь выделить этот элемент из объективного сочетания слова и мысли». В истории ч-ка движение от мифического к научному – вечное движение от Субъективного к Объективному Субъективное и Объективное взаимодействуют в форме языка. Форма языка – выработанные в процессе эволюции элементы строения содержания, отражающие устоявшиеся в обществе стереотипы отношения ч-ка (Субъективного) и дейст-ти (Объективного). Под влиянием Субъективного создаётся форма языка. Причины: взаимодействие культуры, духовной деят-ти, псих-кой и пр. Но форма языка не сущ-ет отдельно от дейст-ти, она средство её познания. Форма всегда субъективна, но она позволяет проникнуть в объективный мир. По мере развития язык стремиться к Объективному
|