Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Субрегиональные международные подсистемы, их характеристика





Международная система; международный порядок; и международное общество: общее содержание и особенности.

В науке о международных отношениях существует согласие относительно того, что современный международный порядок и современная система межгосударственных отношений ведут свое начало с 1648 года, когда Вестфальский мирный договор положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распадение Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств. Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство (в западной терминологии - “государство-нация”), а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального (то есть государственного) суверенитета. До этого времени, как подчеркивал известный юрист-международник прошлого века Ф. Мартенс, международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, глав- ным проявлением которых выступали кратковременные вооружен- ные конфликты или длительные войны5.

 

Вестфальский договор имел целью закрепить сложившееся в результате войны соотношение сил и, закрепив границы национальных государств, создать противодействие их стремлению установить свое господство над территориями друг друга (см. прим.1, с.52). Таким образом, вместе с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверените- та в международных отношениях закрепляется система полити- ческого равновесия. Основной ее смысл - это компромисс между принципом суверенитета и принципом общего интереса.

В целом наблюдаемые в истории типы международного порядка колеблются в пределах двух классических моделей: модели “состояния войны” и модели “ненадежного мира” или “нарушаемого порядка” (см. прим.4, с.673-675). Согласно первой из них сущностью международных отношений является война или подготовка к ней. Так называемые общие нормы хрупки, временны, они про- порциональны поддерживающей их силе, подчинены преходящему совпадению интересов. Сторонники этой модели (Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант, Гегель) сходятся во мнении, соглас- но которому в международных отношениях не существует общего разума, который умеривал бы амбиции каждого автора, а есть лишь институциональная рациональность: поиски наилучших средств для особых целей, расчет сил, приводящие не к гегемонии, а к конфлик- там. Вместе с тем они расходятся в оценках подобного типа между- народного порядка, а, следовательно, и путей его преодоления и замены новым, более совершенным.

 

Гоббс, например, считал состояние войны вполне терпимым, хотя и различал индивидуальную войну “всех против всех”, выте- кающую из самой человеческой природы, и войну между госу- дарствами, которая не обязательно угрожает выживанию каждого человека, особенно если речь идет о сильных государствах. Отсюда его призыв к отказу от индивидуальной свободы людей в пользу государства-Левиафана. Гегель видел в войне необходимое и благоприятное, хотя и суровое средство против упадка гражданско- го общества, и считал, что в конечном итоге конфликты между циви- лизованными обществами трансформируются в некий ритуал, не угрожающий их безопасности. В противоположность такому под- ходу Кант рассматривал войны как нетерпимое явление. Идеальным состоянием общества он считал мир между отдельными лицами в естественном состоянии и мир между государствами. Но вечный мир, с его точки зрения, может наступить лишь в очень отдаленном будущем.

 

Что касается второй модели, то она является реакцией на возникновение государств-наций с их принципом суверенности, утрату абсолютного авторитета христианской церкви и римского папы. Международные отношения рассматриваются в ней как среда, в которой имеются силы, способные гарантировать минимум порядка. Такие силы формируются из государств, объединяющихся на основе совместных интересов, которые приводят их к созданию общих правовых норм. Так, с точки зрения Локка, мировая политика не есть состояние войны. В противоположность Гоббсу, он считал, что естественное состояние человека означает не “войну всех против всех”, а личную свободу и равенство людей и, кроме того, отсутствие единого союза и общего суверена. Последнее обстоятельство создает возможность злоупотребления, поэтому госу- дарство призвано соблюдать и защищать принципы естественного права и ограждать от злоупотребления ими. Для государств является “естественным” признание взаимных обязательств, уважения друг друга и взаимопомощи, война же является продуктом злоупотребления суверенитетом и наносит всеобщий вред. Тем не менее войны практически неизбежны, поэтому международный порядок всегда является ненадежным.

 

Каждая из приведенных моделей отражала часть действи- тельности своего времени. В определенной мере это остается верным и для наших дней, хотя следует подчеркнуть, что последние десяти- летия привнесли в международный порядок существенные изме- нения. Сегодня достаточно чётко просматриваются два качественно разных этапа послевоенного международного устройства: период “холодной войны” и современный период, начало которому положи- ли перемены в нашей стране и в странах Восточной Европы и кото- рый следует характеризовать как переходный.

Тема 30. Международные отношения как объект изучения в социологии

Международные отношения (МО) – общественные отношения, отличающиеся масштабом, участниками, функциями.

Одной из особенностей международно-политической науки является многообразие концептуальных построений, множество соперничающих между собой аналитических школ и конкурирующих теоретических построений.

Это порождает проблему классификации различных теорий международных отношений. В настоящее время существует множество классификаций современных теорий МО в зависимости от того критерия, который положен в их основу:

1. По географическому критерию

- англо-саксонские концепции,

- советские.

- Китайские,

- Подход ученых «третьего мира»

2. По степени общности теорий

- глобальные экспликативные (политический реализм, философия истории, марксистско-ленинская концепция МО)

- частные гипотезы и методы (теория международных акторов Корани, теория стратегии, конфликтов – Бофр, Сингер, Галтунг, теория международной организации Холли)

3. По методу:

- традиционный и «научный» подход

4. По центральным проблемам той или иной теории

В итоге: политический реализм, либерализм, классический марксизм.

Первые внешнеполитические концепции возникли одновременно с появлением государств.

Например, внешняя политика традиционного Китая на протяжении веков в значительной степени вдохновлялась идеями конфуцианства и легизма.

Конфуцианство породило представление об исключительном положении Китая по отношению к соседним странам и народам, его превосходстве над ними и привело впоследствии к изоляционизму.

В основе внешнеполитической концепции легизма лежал прагматический принцип выгоды и пользы отношений Поднебесной с теми или иными «варварами» (под которыми понимались все остальные народы).

Поскольку легизм делал ставку на принуждение и насилие как наиболее эффективные средства правления людьми, постольку и во внешнеполитической сфере он ориентировался прежде всего на силовые методы. Об этом свидетельсгвует выдвинутая легистами теория прямой зависимости могущества государства от его военных успехов.

По существу, это было одним из первых теоретических оправданий агрессивных войн.

Одним из первых письменных источников, содержащих глубокий анализ отношений между суверенными политическими единицами, стала написанная более двух тысяч лет назад Фукидидом (471-401 до н.э.) «История Пелопоннесской войны» в восьми книгах.

По мнению древнегреческого историка, в конфликте между двумя политическими единицами главным и наиболее убедительным аргументом может быть только сила.

Вместе с тем, по мнению Фукидида, сила и могущество государства - это не самоцель. Они служат лишь основными инструментами в отстаивании интересов государства, его чести (престижа) и его безопасности.

Очевидно, что Фукидид отнюдь не является апологетом насилия, он лишь с сожалением констатирует его неизбежность, которая коренится в самой природе человека.

Классическоая традиция была представлена во взглядах Никколо Макиавелли (1469-1527), Томаса Гоббса (1568-1679), Эмерика де Ваттеля (1714-1767) и других мыслителей. В XVIII в. приобрела наиболее законченную форму в работе немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780-1831).

(Т. Гоббс:

- война представляет собой естественное состояние человеческих взаимоотношений.

- Отношения между государствами продолжают пребывать в естественном состоянии. Будучи независимыми, государства не связаны никакими ограничениями.

- Единственным «регулятором» межгосударственных отношений является сила.

Разновидностью этой традиции стала и теория политического равновесия, которой придерживались, например, голландский мыслитель Барух Спиноза (1632—1677), английский философ Дэвид Юм (1711— 1776) и упоминавшийся выше швейцарский юрист Эмерик де Ваттель.

Идея политического равновесия, равновесия власти подразумевает такой порядок вещей, при котором ни одна держава не в состоянии абсолютно преобладать над другими и устанавливать для них законы».)

Либерально – идеалистическая традиция.

В Европе ее связывают с философией стоиков, развитием христианства, взглядами испанского теолога-доминиканца Франциске де Виториа (1480-1546), голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645), представителя немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804) и других мыслителей.

В ее основе лежит идея о моральном и политическом единстве человеческого рода, а также о неотъемлемых, естественных правах человека.

Представители этой традиции исходят не столько из сущего, сколько из должного опираясь на соответствующие философские идеи. Они апеллируют к моральным и правовым аргументам, отстаивают неотъемлемые права личности,

В рамках данной традиции между линией Канта и Витория, с одной стороны, и линией Гроция - с другой, есть одно существенно важное различие. М. Уайт назвал это различием между революционаризмом и рационализмом.

Сторонники революционаризма настаивают на приоритете моральных норм и неотъемлемых и вечных,

Сторонники рационализма подчеркивают значение правовых норм, разработанных и принятых государствами в процессе их общения.

Марксистская традиция

Согласно К. Марксу, всемирная история начинается с капитализма, ибо основой капиталистического способа производства является крупная промышленность, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта.

Буржуазия путем, эксплуатации мирового рынка превращает производство и потребление всех стран в космополитическое и становится господствующим классом не только в отдельных капиталистических государствах, но и в масштабах всего мира. Но «в той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т.е. капитал, развивается и пролетариат» (Маркс и Энгельс. Т. 4. С. 430).

Международные отношения в экономическом плане становятся отношениями эксплуатации. В плане же политическом они становятся отношениями господства и подчинения и, как следствие, отношениями классовой борьбы и революций.

Тем самым национальный суверенитет, государственные интересы вторичны.

В свою очередь, В.И. Ленин подчеркивал, что капитализм, вступив в государственно-монополистическую стадию своего развития, трансформировался в империализм.

В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (Ленин. Т. 27) он пишет, что с завершением эпохи политического раздела мира между империалистическим государствами на передний план выступает проблема его экономического раздела между монополиями. Монополии сталкиваются с постоянно обостряющейся проблемой рынков и необходимостью экспорта капитала в менее развитые страны с более высокой нормой прибыли. Поскольку же они сталкиваются при этом в жестокой конкуренции друг с другом, постольку указанная необходимость становится источником мировых политических кризисов, войн и революций.

Канонические парадигмы

Реализм: Акторы – правительства Великих держав; принцип – «помоги себе сам», плюрализм суверенитетов; цель – отстаивание нац. интересов, обеспечение безопасности; средства – сила; процессы – конфликты, сотрудничество – вторично; будущее МО – его нет (Гоббс, Арон, Макиавелли и др.)

Либерализм: Акторы – государства с межправительственными организациями и др. участниками МО; процесс демократизации, но регулируемый; цель – плюрализм, общественные ценности; средства – международное сотрудничество; процесс – взаимовлияния; будущее – единое мировое сообщество. (Кант, Гроций).

Марксизм: Акторы – государства на втором плане, мировая буржуазия и мировой пролетариат; эксплуатация; цель – свержение буржуазии с целью предотвращения эксплуатации; средство – революция; процесс – конфликты, кризисы; будущее – свержение буржуазии – наступление социализма и коммунизма.(Маркс, Ленин).

Неканонические и постканонические парадигмы.

Неореализм: конец 70-х гг.

Неореализм = структурный реализм.

К.Уолц «Теория международной политики».

Метод дедукции. (Предыдущие теории на основе индукции охватывали только видимые связи.)

Следует изучать не только уровень отдельных участников МО и их групп, но и в целом глобальный международный уровень.

Иными словами сама международная структура задает распределение возможностей среди государств. И в первую очередь, военных возможностей.

Структурная триада Уолца.

- Государства руководствуются мотивом выживания, хотя и имеют множество других целей.

- Основные участники МО - государства. Другие смогут играть решающую роль в МО, когда догонят и перегонят государства по наличию полномочий и властных возможностей.

- Государства не однородны. Они стремятся увеличить свой потенциал, что приводит к изменению структуры МО.

Неолиберализм

Концепция транснациональных отношений. Р.Кохэн, Дж. Най. Подчеркивается многообразие акторов, видов и каналов взаимодействия между ними. Вместо термина МО вводят – транснациональные.

- Теория комплексной взаимозависимости.

Р.Кохэн, Дж. Най. Разговор о множественности каналов связи, на которых строится политика.

- Теория международных режимов. Джон Рагги, Стефан Д.Краснер, Роберт Кохэн. Под режимами понимаются принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, в отношении которых ожидания участников МО совпадают. Это может касаться торговых тарифов, использования космоса, финансовой политики и т.д.

Неомарксизм

Представители: И.Валлерстайн, Р.Кокс, С.Амин, М.Рогальски, Й.Галтунг, Н.Герас.

Исходный пункт – мысль о несимметричности и взаимозависимости современного мира. Более того, о зависимости слаборазвитых стран от индустриально развитых.

Мир-системная теория

1. Мир делится не только на государства, но и на более важные единицы – классы. Появление же государств было необходимым для перехода к мировой экономической системе (мир-экономике) и ее победы над мир-империями прошлого.

2. В настоящее время существует только одна мир-экономика – капиталистическая. Развитие капитализма прошло ряд циклов. В результате мир раскололся на 3 части: центр, периферия, полупериферия.

Страны центра имеют более высокий жизненный уровень и доминируют над остальными. Развитие ядра осуществляется за счет остальных. Это ведет к конфликту. Периферия и полупериферия сопротивляются, поднимая восстания.

Споры между приверженцами той или иной теории.

Постканонические парадигмы

Постреализм:

Одним из первых выразителей постклассической версии реализма стал профессор Гарвардского университета С.Хантингтон.

В 1993 г. выступил с идеей столкновения цивилизаций. В соответствии с ней на смену государствам как главным акторам мировых отношений приходят цивилизации.

Под цивилизацией С.Хантингтон понимал культурные сообщества, различающиеся историей, языком, традициями, но более всего – религией.

Несмотря на некоторое переплетение, автор выделил

- западную

- конфуцианскую,

- японскую,

- исламскую,

- индуистскую,

- славяно-православную,

- латиноамериканскую и

- возможно африканскую цивилизации.

Это реальные сообщества с реальными разделяющими их границами.

В постреализме сохраняются основные постулаты парадигмы реализма.

Постлиберализм:

Идейной основой служит концепция радикального изменения сущности политической власти под влиянием глобализации.

Одно из последствий глобализации – эрозия национально-государственного суверенитета. Проявляется в «проницаемости» границ и в ослаблении основных функций государства (обеспечение безопасности и социальной защиты населения).

Формируется глобальное самоуправляющееся сообщество людей – мировое гражданское общество. Оно функционирует по единым правилам и регулируется едиными законами.

Постмарксизм:

Теория антигегемонистского блока

Общей методологической основой ее являются идеи Р.Кокса, мир-системная теория И.Валлерстайна и теории нового исторического блока и уровней соотношения сил раннего представителя радикализма А.Грамши.

Первый уровень – производственные отношения.. Являются независимыми от человека и определяются развитием материальных производительных сил.

Второй уровень соотношения сил – политический.

Третий уровень – соотношение военных сил. Грамши имел в виду техническую военную функцию (контроль за репрессивным аппаратом государства) и военно-политическую (касается морали населения, степени солидарности и разобщенности людей).

Выводы

Каждая парадигма имеет свои сильные стороны и свои недостатки, каждая отражает определенные аспекты реальности и находит то или иное проявление в практике международных отношений.

Вместе с тем картина международно-политической науки отнюдь не может быть сведена к названным парадигмам.

Во-первых, в рамках самих парадигм существует достаточно много оттенков, различий и даже противоборствующих взглядов и теорий.

Во-вторых, каждая из них, так или иначе, испытывает влияние близких в некоторых аспектах к ее содержанию подходов, течений или теорий.

Тема 31. Экономическое поведение: определение, субъекты, влияющие факторы

Экономическое поведение – совокупность действий и поступков, направленных на производство, перераспределение ресурсов и управление ими для реализации экономических интересов субъекта. Иными словами, экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и назначению экономических ресурсов (ценностей) и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.

Ресурсы с точки зрения экономики: статусы, внешний вид человека, профессия, квалификация, основные фонды, оборотные средства, денежные средства, ценные бумаги и прочее.

Экономическое поведение может протекать по различным схемам мотивации: рациональной, утилитарно – прагматической, эмоционально – аффективной, традиционной, нормативно – императивной, гедонистической и т.п.

Рациональность экономического поведения людей может быть достигнута на 100%, но проявляется как тенденция, связанная с:

- действиями отдельных людей, преследующих свою выгоду

- функционированием соц. институтов «заставляющих» множество людей вести себя рационально и в рамках определенных правил;

- привычками, соц. стереотипами, навыками, которые «побуждают» людей следовать традиционным процедурам, выработанным в процессе соц. эволюции.

Основой экономического поведения является экономическое действие. Это одна из форм соц. действия. Экономическое действие – это осуществление субъектом контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей.

А соц. действие – форма деятельности, которая, во-первых, содержит в себе внутренне субъективное смысловое единство; во-вторых, соотносится по этому смыслу с действиями других людей и ориентируется на эти действия. То есть о соц. действии можно говорить тогда, когда оно внутренне мотивировано, а его субъект ожидает от других людей определенной ответной реакции.

Субъектом экономического поведения могут быть: 1) отдельные люди, 2) соц. группы, 3) организации. И для каждого типа могут быть характерны разные модели и разные стратегии экономического поведения в одних и тех же условиях.

 

Тема 32. Рынок труда и социально-трудовые отношения: характеристика и специфика измерения

Трудовые ресурсы. Тр. ресурсы - главная производительная сила общества. Они состоят иj трудоспособного населения в рабочем возрасте и экономически активного населения за пределами рабочего возраста.

Трудоспособное население - с 16 лет до пенсионного возраста. Экономически активное население = занятые + безработные.

Рынки труда, их регулирование и тенденции развития.

Рынок труда имеет следующую структуру:

1. Покупатели - фирмы, формирующие спрос.

2. Продавцы - домохозяйства, формируют предложение. Спрос на труд и предложение труда.

W - Зарплата.

L - количество рабочих

Кривая спроса на труд. Она показывает, как изменяется количество услуг труда в зависимости от изменения цены на услугу труда (зарплаты W).

Предложение на рынке труда. Зависит от нескольких факторов численность населения, численность работников, миграция (из других стран и из отрасли в отрасль).

Занятость и безработица.

Занятость означает тот факт, что трудоспособные члены общества самостоятельно или в сообществе с другими членами общества осуществляют какой-либо вид общественно полезного труда, направленного на удовлетворение своих и определенных общественных потребностей. Уровень занятости выражает соотношение между числом занятых и общей численностью населения данной страны. Занятые - это часть экономически активного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом или находится на гос службе, или учится.

Безработица - невозможность трудоспособного лица, желающего работать, вступить в трудовые отношения, при которых оно будет получать плату за свой труд, чем обеспечит свое существование. Безработным считается любое лицо, желающее работать, но которому общество не создает условия для устройства на работу, соответствующую его возможностям или способностям, невзирая на его работу и профессия в прошлом.

Виды занятости и безработицы, социальные последствия безработицы. Занятость: полная (уровень занятости, когда в экономике имеется только функциональная или структурная безработица), частичная

Безработица:

1. текущая (временная, возникающая вследствие неравномерного развития и цикличности экономики),

2. латентная (скрытая). Имеет место тогда, когда занятая в экономике рабочая сила не полностью используется в процессе труда.

3. стагнативная незанятость охватывает тех трудоспособных членов общества, которые, несмотря на свое желание найти работу, не могут этого сделать годами и, в конце концов, теряют всякую надежду на это.

4. фрикционная (непродолжительная) незанятость обнаруживается как следствие временного несоответствия отдельных факторов производства, вследствие массового перехода активного населения из одной профессии в другую.

5. структурная - следствие несоответствия структуры рабочей силы и потребностей в ней, когда незанятые работники не могут удовлетворить требованиям свободных рабочих мест.

6. циклическая - возникает вследствие уменьшения потребностей в рабочей силе как отражение цикличности экономики.

7. добровольная - возникает как следствие отказа работников выполнять определенную работу за предложенную плату.

Социальные последствия безработицы: рост преступности, снижение уровня и качества жизни, экономический спад.

Государственная политика в сфере занятости: типы политики государства в сфере занятости. Создание центров занятости, формирование новых рабочих мест, центры подготовки и переподготовки кадров и Т.д.

Связь особенностей экономического и правового пространства с выбором людьми стратегий экономического поведения.

 

Тема 33. Малые группы как объект изучения в социологии

Общество - совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - фундамент человеческого общества, да и само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.

Социальная группа это своеобразный посредник между человеком и обществом в целом. Но группа - это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.

Классификация социальных групп:

1. В зависимости от размеров групп (большие, средние, малые). 2. В зависимости от социально значимых критериев:

1) Номинальные (или условные). Их выделяют только для статистического учёта населения, и потому у них есть второе имя - социальные категории. Они относятся к большим социальным группам.

2) Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат признаки, которые осознаются людьми в качестве реально существующих признаков (пол, доход, национальность, возраст, родство и брак, профессия, место жительства). Реальные группы могут быть большими и малыми.

З) Агрегаты - совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и не относятся к статистическим группам.

4) Социальная организация - это искусственно сконструированная общность людей. По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста человек до нескольких человек).

Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. К первичным относят только малые группы, а все остальные - к вторичным.

Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых ценностей». (Андреева)

Размеры группы:

Нижний предел - диада.

Верхний предел: Б. Шоу - 20 человек;

Отечественные учёные - ЗО-50 чел. Некоторые учёные - 7+/-2 чел.

Андреева - по целесообразности группы, по выполняемым социальным функциям. Целесообразность с т.зр. управляемости (5-9 чел.).

Основные направления исследования малых групп.

1)социометрическое (микро и макроструктуры общества)

2)социологический (Мэйо) (формальные и неформальные отношения)

3)школа групповой динамики (Левин) (группа – динамическое целое, состоящее из частей)

Классификация малых групп

(дихотомический принцип противоположенности)

1) Лабораторные и естественные

2) Организованные (формальные) и спонтанные (неформальные)

3) Открытые и закрытые

4) Стационарные и временные

5) Группы членства и референтные

Команда рассматривается как группа высокого уровня развития, но с более реалистичными прагматичными целями.

Коллектив - один из видов социальных групп, включающий характерные признаки, качественные характеристики, свойственные только коллективу в отличие от группы:

Коллектив - наивысший уровень зрелости малой группы. Любой коллектив является малой группой, но не всякая группа может быть признана коллективом.

Трудовые коллективы призваны строить свою работу таким образом, чтобы добиться правильного сочетания интересов государства, личности, коллектива.

Этапы и направления развития малой группы, достижение группой высшего уровня развития, превращение ее в коллектив:

1 этап. На стадии возникновения формируются основные параметры коллектива; создаются условия для функционирования коллектива, задаётся цель, основные позиции, производится подбор и расстановка кадров; назначается руководитель; на начальном этапе преобладают внешние требования (руководителю приходится быть авторитарным лидером).

II этап. Становление коллектива. Развитие отношений по всем позициям, укрепляется организационная структура, определяется оптимальный состав коллектива. Главная задача - достижение результата в предметной деятельности; вырабатываются средства, способы деятельности; повышение организованности за счёт самоорганизованности; осознание общественной необходимости, значимости деятельности коллектива, создание благоприятного морального климата. Элемент соревновательности может быть и в современных коллективах. Главное материальные мотивы. Соревнования плохо сказываются на личности. Наблюдается элемент озлобленности, агрессивности.

Успешное соревнование - соревнование самим с собой. Различают методы наказания и поощрения. Стимулирование - премии, путёвки. Наказание снижение заработной платы, снижение по должности. Для ускорения становления коллектива является формирование ближайших и дальних перспектив развития. Демократический стиль управления. Авторитет руководителя. Выстраивается система отношений с подчинёнными. Люди проявляют себя во всей полноте: выявляются деловые и профессиональные, личностные качества человека, ролевая структура коллектива. Образуется актив. Выстраивается вертикальная и горизонтальная структура. Группа превращается в целостное образование, сплачивается, формируется сознание «мы».

III этап. Зрелый коллектив - это коллектив, который приобрёл качественную определённость (отношений, статусных ролей, структуры и жизнедеятельности), устойчивость.

Объективные показатели зрелости: высокая результативность и эффективность деятельности, чёткая организация всех сфер жизнедеятельности, ритмичность работы, дисциплина, порядок и т.д. коллектив соответствует требованиям общества.

Субъективные критерии зрелости: сознание общественной значимости коллективной деятельности, превращение общественной значимости в основной мотив, высокий нравственный потенциал, взаимопонимание, единство взглядов коллектива, высокий уровень коллективного мнения, коммуникативность, психологическая совместимость членов коллектива между собой, превращение внешней цели во внутреннюю, принятую, использование принципов стимулирования и т.д.

Субъективные критерии отражают объективные. Коллектив становится ячейкой общества.

 

Тема 34. Социология организаций: основные понятия и социологические школы

Социология организации - частная социологическая теория, относительно самостоятельное направление в теории организации, пытающееся объяснить природу, механизмы функционирования и развития организации, опираясь на положения социологической теории.

По отношению к другим частным социологическим теориям выполняет методологическую функцию.

Центральная проблема – феномен соц. организованности.

Объект социологии организации – организация, как специфическое, многоэлементное соц. образование.

Предмет социологии организации – совокупность соц. средств регуляции поведения людей, включенных в процесс кооперационной деятельности.

Понятие социальной организации.

1) как соц. институт – структура, нормы и правила

2) как процесс – деятельность – распределение функций – управление органами системы.

3) Как упорядоченность какого-либо объекта

Организация данной организации в более организованное состояние.

В СССР возникла как самостоятельная дисциплина в 60 гг, в США в 50гг. (управленцы+теоретики-социологи+психологи)

Организационный эффект – эффект синергии – прирост дополнительной энергии, которая повышает энергию участников процесса. Синергия – возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективной связи.

Соц. организация – структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархии власти достижения общественных целей.

Составляющие: люди, задачи и цели, управление.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общественной цели или целей.

Системный подход в теории организации. Все организации являются системами. Соц. организация как система обладает рядом специфических черт, которые отделяют ее от других систем.

Структурно – функциональный подход. Функции каждой системной единицы по отношению к системе как к целому. Функции по Парсонсу: планирование, организация, мотивация, контроль.

Ситуативный подход. Эффективным методом управления является тот, который соответствует данной ситуации. Ситуация – конкретный набор обстоятельств, который сильно влияет на организацию в данное конкретное время.

Типология и таксономия организации

Парсонс. По принципу вклада:

-производственные организации, -ориентированные на политические цели, -нтегративные организации, -организации сохраняющие традиции.

Этциони – принцип согласия. Существует три типа власти (отчужденная, инструментальная (расчетливая), правительственная) и три типа согласия (принудительное, вознаградительное, нормативное).

Школа научного управления Тейлора.

Установлена норма выработки на тяжелом производстве. Две концепции: «достигающего рабочего», «достигаемого руководителя» (максимально профессиональный отбор, обучение, дифференциация оплаты труда). Ценить трудолюбие, система штрафов.

Сдельно – премиальная система – чем больше выработка, тем больше з/п.

1911г. «Принципы научного управления»:

1)внедрение экон. Методов работы

2)проф. Отбор кадров

3)рациональная расстановка кадров

4)сотрудничество администрации и рабочих

Последователь Гант – человеческий фактор – двигатель производства.

(Эмерсон – 12 принципов производительности: 5 – отношения с людьми, остальное – управление; Форд – прибыль за счет оборота, конвеер).

Школа административного управления А. Файоля.

Рациональная организация труда в сфере производства.

Функции управления:

1) предвидение (планирование)

2) организация (материальная и социальная организация предприятия)

3) распорядительство

4) координирование

5) контроль

Управленца можно научить. Чем больше знаний, тем больше ответственности. Организация – закрытая система управления. Повышение эффективности труда через организацию.

 

Идеальная организация по Веберу – бюрократия.

 

Школа человеческих отношений Э. Мэйо.

Хоторнский эксперимент – 1924г. На производительность труда влияют соц. – псих. Факторы. Хоторнский эффект – присутствие наблюдателя побуждает работников к изменению поведения. Эффект неформальных отношений и неформального лидерства.. Роль малой группы как инстанции, способной осуществлять контроль за поведением и деятельностью работника.

Организация как соц. – техн. Система. (Ф. Ротлисберг)

Труд имеет социальный хар







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2786. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия