Разновидности парадигм международных отношений в истории социально-политической мысли
1). Классическая - Фукидид “История Пелопонесской войны в восьми книгах”- говорит не только о господстве силы в отношениях между суверенными политическими единицами. В его работе можно найти упоминание и об интересах государства, а также о приоритет- ности этих интересов над интересами отдельной личности. Тем самым он стал в известном смысле родоначальником одного из наиболее влиятельных направлений в более поздних представлениях и в современной науке о между- народных отношениях. В дальнейшем это направление, получившее название классического или традиционного, было представлено во взглядах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Э. де Ваттеля и других мыслителей, приобретя наиболее законченную форму в работе немецкого генерала К. фон Клаузевица. Т. Гоббс исходит из того, что человек по своей природе - существо эгоистическое. В нем скрыто непреходящее желание власти. Единственным “регулятором” межгосударственных отношений является, таким образом, сила, а сами участники этих отношений находятся в поло- жении гладиаторов, держащих наготове оружие и настороженно сле- дящих за поведением друг друга. Разновидностью этой парадигмы является и теория политического равновесия, которой придерживались, Б. Спиноза, Д. Юм, а также упоминавшийся выше Э. де Ваттель. Э. де Ваттель в полном соответствии с классической традицией, считал, что интересы частных лиц вторичны по сравнению с интересами нации (государства). 2). Идеалистическая - связывают с философией стоиков, развитием христианства. Ф. Витториа, Г. Гроция, И. Канта и других мыслители. В ек основе лежит идея о моральном и политическом единстве человеческого рода, а также о неотъемлемых, естественных правах человека. Так, в трактовке Ф. Витториа приоритет в отношениях человека с государством принадлежит человеку, государство же - не более, чем простая необходимость, облегчающая проблему выживания человека. С другой стороны, единство человеческого рода делает в конечном счете вторичным и искусственным любое разделение его на отдельные государства. Поэтому нормальным, естественным правом человека является его право на свободное пере- движение. 3). Марксистская - середина XIX. Согласно К. Марксу всемирная история начинается с капитализмом, ибо основой капиталистическо- го способа производства является крупная промыпшленностъ, создающая единый мировой рынок, развитие средств связи и транспорта. Буржуазия путем эксплуатации мирового рынка превращает производство и потребление всех стран в космополитическое и стано- вится господствующим классом не только в отдельных капиталисти- ческих государствах, но и в масштабах всего мира. В свою очередь, “в той же самой степени, в какой развивается буржуазия, то есть капитал, развивается и пролетариат”. Тем самым международные отношения в экономическом плане становятся отношениями эксплуатации. В плане же политическом они являются отношениями господства и подчинения и как следствие отношениями классовой борьбы и революций. Тем самым национальный суверенитет, госу- дарственные интересы вторичны, ибо объективные законы способствуют становлению всемирного общества, в котором господствует капиталистическая экономика и движущей силой явля- ется классовая борьба и всемирно-историческая миссия пролетариа- та. “Национальная обособленность и противоположность народов, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни”. В свою очередь, В.И. Ленин подчеркивал, что капитализм, вступив в государственно-монополистическую стадию развития, трансформировался в империализм. В работе “Империализм как высшая стадия капитализма”7 он пишет, что с завершением эпохи политического раздела мира между империалистическими государствами на передний план выступает проблема его экономического раздела между монополиями. Монополии сталкиваются с постоянно обостряющейся проблемой рынков и необходимостью экспорта капитала в менее развитые страны с более высокой нормой прибыли. Поскольку же они сталкиваются при этом в жестокой конкуренции друг с другом, постольку указанная необходимость становится источником мировых политических кризисов, войн и революции.
|