Студопедия — Концепция круговорота элит
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концепция круговорота элит






Действия: логические и нелогические.

Нелогические - люди. Которые их совершают, не знают истинных объективных связей между явлениями, поэтому используют неадекватные средства для достижения цели, т. е. нелогично связаны средства и цели. Пример, жертвоприношение, религиозные обряды.

Логические действия - регулируются не чувствами, а разумом и различными нормами. Пример, в политике, экономике и др.

рассматривал об-во как состоящее из элиты, т. е. биологически и психологически наиболее одаренных индивидов, и неэлиты - менее одаренных индивидов, составляющих массу. Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои об-ва. Наиболее одаренные из представителей низов "поднимаются вверх", пополняя ряды правящей элиты, члены к-рой, в свою очередь, деградируя, "опускаются вниз", в массы. Происходит циркуляция или круговорот элит - постоянный процесс взаимодействия между членами об-ва. Если в низших классах, несмотря на постоянный процесс вертикальной мобильности, скапливаются индивиды, превосходящие своими достоинствами высшие классы, наступает эпоха революции, смысл к-рой, согласно Парето, состоит в обновлении состава правящей элиты, пополнении необходимых для управления психических сил в восстановлении т.обр. обществ. равновесия.

 

Тема 6. К.Маркс и марксистская социология

Марксистское направление в российской социологии появилось в 70-х годах 19 века вслед за переводом «Капитала» Маркса на русский язык. По существу он стал первой прокапиталистической идеологией среди русской интеллигенции в трактовке «легальных марксистов» - С. Булгакова, п. Струве, М. Туган-Барановского.

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основоположник марксизма.

Основные сочинения: «К критике гегелевской философии права. Введение» (1843); «Святое семейство» (1845); «Нищета философии» (1847); «Манифест коммунистической партии» (1848); «Капитал» (3 т.,

1867-1894) и др.

Методологические принципы марксистского подхода к анализу социальных явлений.

Маркс - рационалист и систематик, стремившийся вместить весь материал своих рассуждений в строгие формулы мыслящего разума. Его теоретические и, в частности, нормативно- ценностные построения подчиняются нескольким исходным принципам.

1. Принцип позитивизма (антиметафизичности). Для Маркса не существовали ни метафизическая реальность, ни сверхчувственные абсолюты. Он воспринимал только сугубо земные реалии и был уверен в их познаваемости. Не ведавший чувства робости перед непознаваемыми глубинами бытия, он находился во власти гностического сверхоптимизма, чреватого иллюзиями фиктивного всезнания и всемогущества. Он рассматривал общество как объект преобразовательных усилий человека, а в человеке видел живую «сверхмашину», приспособленную для осуществления социальных авантюр. Его не занимала экзистенциальная проблематика, вытесненная из поля зрения убежденностью в однозначной социальной заданности и ориентированности всех человеческих устремлений. Отвергая метафизику как миросозерцательную парадигму, Маркс не смог, однако, элиминировать метафизическое содержание из собственной доктрины, которое присутствовало в ней, по словам Н. А. Бердяева, в виде мрачного демонизма, веры в творческую силу зла, ненависти к Богу, враждебного отношения к вечности, привязанности к бытию временному и бессмысленному, а также как отрицание абсолютной ценности человеческой личности.

2. Принцип негативизма. Теория Маркса - феномен постклассической культуры нарождающегося модерна. Она возникает на почве распада классических традиций. Марксу ближе всего антагонистически ориентированный способ мироотношения, содержащий в себе сильный деструктивный компонент и предполагавший сугубо негативистское отношения к тем нормам и ценностям, которые не вписывались в круг его агрессивно-авангардистских представлений. Его не устраивал тот путь, которым шла до сих пор мировая цивилизация. Он резко отрицательно относился к большинству классических социально-философских систем, построенных на «идеалистической» основе, отвергал традиционную христианскую систему норм и ценностей, а с ней и принципы классического гуманизма, считая его «абстрактным», оторванным от реалий социальной практики. Не принимал универсальных принципов христианской нравственности и естественного права.

3. Принцип социоцентризма. Ранний Маркс являлся антропоцентристом, видел в человеке высшее существо, которое способно не просто самоутвердиться в мире за счет своих сущностных сил, но и преобразовать его в соответствии со своими притязаниями и нуждами. Зрелый Маркс переместил доминанту, в результате чего его доктрина обрела черты социоцентризма, где социальное довлеет над индивидуальным, исчезло право личности на нравственную автономию, пропали основания для уважения к ней и интерес к исследованию ее глубинных структур. Проблемы существования социальных общностей и в первую очередь классов с противоположными экономическими интересами стали главным предметом его исследований.

4. Принцип экономического детерминизма. Согласно философии Маркса, миром правят не любовь и не голод, а социальная необходимость в форме материально-экономических интересов, безраздельно владеющих людьми. Диктат этих интересов столь же беспощаден, как и диктат инстинктов. Характер экономической детерминации всепроникающ и определяет тип общества, его культуру и все стороны социальной и духовной жизни. Существует пять исторических разновидностей социальных отношений и столько же типов общественных систем или общественно-экономических формаций - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Они связаны между собой логикой линейного, поступательного прогресса, где каждая последующая ступень выше предыдущей.

5. Принцип внеморальности. Будучи конкретной модификацией более широкого принципа негативизма, данный принцип позволил Марксу оправдать насилие как способ достижения политических целей. Насилие превратилось в ключевую формулу марксизма, придающую характерную направленность понятиям классовой борьбы, революционного террора, пролетарской диктатуры. В трактовке этих понятий Маркс шел по следам Макиавелли и Гегеля. От первого он взял принцип «цель оправдывает средства», а от второго - идею зла как способа достижения добра. Важным свидетельством имморалистских ориентации Маркса явилось его явное равнодушие к морально-этической проблематике, выразившееся в отсутствии сколько-нибудь существенных работ по этике. Мотивы борьбы, принципы диктатуры, нетерпимости, идеи воли к власти не оставляли места для мотивов любви, милосердия, толерантности. Все они отвечали особенностям властной натуры самого Маркса, душа которого была более открыта стихиям гнева и ненависти, чем любви (с. Н. Булгаков). В итоге марксизм обрел черты прямой апологетики «революционного» насилия и террора, подвел грандиозную теоретическую платформу под практику массовых политических преступлений.

Социология марксизма

Социология марксизма - это исторический материализм. История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса - способ производства. Он состоит из двух компонентов:

• производительные силы (люди и средства производства);

• производственные отношения.

Производственные отношения включают в себя:

1) форму собственности на средства производства;

2) отношения распределения и обмена;

3) отношения потребления.

От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь (политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).

Законы марксизма:

1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.

2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке.

3. Закон классовой борьбы и социальных революций.

4.Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Влияние марксистской социологической теории в Европе и России.

В конце 19 века широкое распространение среди передовой интеллигенции России получило направление, известное под названием легального марксизма. Просуществовало оно не долго - до разгрома революции 1905 г., однако оставило глубокий след в российском обществоведении. Наиболее яркими фигурами были - П. Струве (1870-1944), С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Туган- Барановский. Легальный марксизм был своеобразным проявлением складывавшейся в России 90-хгодов 19 века либерально-буржуазной идеологии. Они выступали против народнической идеологии о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Категорически выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Смена капитализма другим строем возможна, по их мнению, только в результате социальных реформ.

Представителями ортодоксального марксизма являются социал-демократы во главе со своим идейным вождем Г. В. Плехановым (1856-1918).. В социологическом плане наиболее плодотворными были работы В. И. Ленина (1870-1924), в частности его монография «Развитие капитализма в России» (1899), в которой он на эмпирическом материале убедительно доказал, что крестьянство в России к концу 19 века перестало быть однородной массой и стало раскладываться на пролетарские и буржуазные слои. Придавали большое значение личности в истории как главной движущей силы истории. Утверждали, что революция - это движение самих масс.

Наиболее интересными представителями марксистского социологического подхода были К. Тахтарев (1871-1925), А. Богданов-Малиновский (1873-1928), Н. Рожков (1868-1927).

 

Тема 7. Понимающая социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920) - социолог, социальный философ, историк, основоположник понимаю щей социологии и теории социального действия. Важнейшие работы: «Экономическая этика мировых религий» (1916-1919), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921).

Понимающая социология - это термин М. Вебера, введенный им в противовес позитивизму и натурализму в социологии.

Общество конституируется индивидами в их духовном бытии. Для его изучения Вебер разрабатывает специфический метод познания в общественных науках.

Социология должна быть понимающей, поскольку действие индивида осмысленно.

Социальное действие у Вебера становится таковым при наличии следующих условий: если это сознательное действие, обладающее рациональной осмысленностью; если оно ориентировано не только на поведение вещных объектов, но и на поведение других людей.

Доминанта социального действия - сознательная ориентация действующего индивида на то, как на его действие отреагируют своим поведением другие люди, на взаимодействие с которыми он рассчитывает. Субъект социального действия должен целиком и полностью отвечать за свои поступки.

Основные типы социальных действий:

1. целерационалыюе действие (направлено к достижению ясно осознаваемых субъектом действия целей; используются адекватные для данного субъекта средства)

2. ценностно-рациональное (основано на вере в безусловную ценность самого действия)

3. аффективное (основано на определенном эмоциональном состоянии субъекта)

4. традиционное действие (основано на привычке к определенным действиям)

Все анализируемые выше типы социального действия с точки зрения методологии по своему характеру являются идеальными типами.

Идеальные типы есть некоторые обобщения, с помощью которых исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые социальные факты. Идеальный тип - это чистая модель целенаправленного действия, методологическое средство социального и исторического исследования. Примеры идеальных типов социальных явлений: социальные действия, инстинкты, отношения, формы общественной организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и пр.

Примерами идеальных типов являются: ремесло, капитализм, секта, христианство, экономика, которые используются как средство описания индивидуальных исторических формаций.

Классикой мировой социологии стали работы М. Вебера, посвященные социальным механизмам власти. Социология власти тесно связана с категорией социального действия.

 

Вебер дал типологию мотивов подчинения - он выделил три типа послушания и соответственно три типа господства.

Легальный тип подчинения (собственный интерес выступает как мотив подчинения, существуют целые страны с преобладанием такого типа (Великобритания, Франция, США и др). При этом происходит подчинение людей не какой-то конкретной индивидуальной личности, но установленным законам. Бюрократия - это чистый тип легального господства, который составляет чиновничий аппарат.

Традиционный тип (люди управляются наследственными правами, привычкой к определенному типу подчинения, на святости вечно существующего порядка и властей) Чистая форма традиционной власти - патриархальность. Во многих аспектах патриархальный тип близок по своей структуре организации семьи. Административный аппарат государя - домашние слуги, родственники и многие друзья, лично зависящие от господина, или вассалы, лично присягнувшие ему. Личная преданность является основой назначения на должность и для продвижения, а не служебная дисциплина или деловая компетентность, как в первом типе (в качестве примера Вебер называет феодальные государства Западной Европы).

Харизматический тип (основан на харизматических способностей лидера (магическая сила, дар пророчества, сила ума или слова)). Харизматические лидеры - это герои, великие генералы, маги, пророки, ясновидящие, гениальные художники, выдающиеся политики. Осуществляется прямое, непосредственное господство. Все решает слово вождя. Основано на личных отношениях между господином и подчиненными. Источник личной преданности харизматическому господину - эмоционально окрашенная преданность ему, вера в его харизму. Здесь решения по всем вопросам принимаются иррационально, посредством откровения или примера. Харизматический принцип - авторитарен.

Проблема ценностей

«Отнесение к ценности», с помощью этого понятия Вебер прослеживал, как находят выражение общезначимых понятий, то, что постигнуто интуитивно, что превращает субъективный мир ученого в объективный мир науки, которой он занимается. Это критерий истинности научных понятий.

Ценности могут быть:

• теоретическими

• нравственными

• эстетическими

• политическими

• истинными

Разработка М. Вебером отдельных отраслей социологии. Влияние веберовских идей на современную социологию.

М. Вебер считается одним из родоначальников социологии религии. Многие считают его работу «Протестанская этика и дух капитализма» (1904) главным социологическим трудом М. Вебера. Вебер переходит к изучению социальных условий возникновения и развития таких крупнейших мировых религий как индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм. Вебер в центр многих своих работ, посвященных изучению религий, ставил вопрос о связи между религиозно-этническими принципами и формами экономической деятельности. Питирим Сорокин утверждал, что веберовская социология религии есть, по существу, социология культуры в целом. В мировой социологии до сих пор очень горячо дискутируют один из главных выводов социологии религии Вебера о том, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно - этническому комплексу, обеспечившему воспитание таких характеристик личности как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

Интереса заслуживают работы М. Вебера по методологии социальной науки. Главные работы Вебера по методологии: «Критические исследования в области логики наук о культуре» 1906; «Свобода от «оценочных суждений» в социологической и экономической науке» 1917 и др.

Вебер много занимался методологическими проблемами наук о культуре. Проблема общего значения наук о культуре для Вебера занимает центральное место. Наука о культуре, обществе, истории должна быть, по Веберу, так же свободна от оценочных суждений, как и естественные науки.

Говоря о вкладе М. Вебера в развитие обществоведения в целом, следует отметить, что он по праву считается не только классиком немецкой и мировой социологии, но и исследователем, имеющим серьезные достижения в области политической экономии, права, философии, истории хозяйства, изучения политических институтов и политических теорий, религии и искусства.

Работы Вебера оказали решающее воздействие на западную социологию середины и второй половины 20 в., начиная со структурного функционализма и включая даже такие течения как феноменологическая социология.

 

Тема 8. Социальная система Т. Парсонса и структурный функционализм

Европейские основоположники структорно-функционального анализа (Г.Спенсер, Б.Малиновский, А.Редклифф-Браун).

Б. Малиновский исследовал проблемы экономики, права, мифологии и религии. Культура - инструмент социализации, система артефактов, посредством которых обеспечивается преемственность поколений, передается опыт и формируется практические и духовные качества индивидов. Определяющую роль в социализации играют институты: обычая, религии, общественного мнения. Религиозное сознание потребность человека преодолеть страх перед смертью, несчастьем. Функция религии, мифологии заключатся в том, чтобы подготовить человека к испытаниям.

А.Редклифф-Браун стоял у истоков структурного функционализма в социальной антропологии. Сферы проблем: морфологические проблемы, касающиеся типологических сходств и различий данной социальной системы в отличие от других; социально-динамические проблемы, которые касаются функционального жизнеобеспечения данной системы; проблемы развития общества. Рассматривал социальные отношения через призму категорий структура и функции. Структура - видимые и невидимые межчеловеческие связи. Функции - поведенческие и мыслительные стандарты, которые поддерживают существование структур.

Спенсер. Развивал органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостности, связанные структурно-функциональными взаимозависимостями. Существование социального организма находится во взаимосвязи 2-х процессов: дифференциации (ведет к усложнению структур) и специализации (кооперативное отделение индивидов в группы, способствует возникновению специализированных формирует систему жизнеобеспечения, которая про изводящую, распределяющую, регулятивную.

Дюркгейм как предшественник структурного функционализма.

Дюркгейм разработал структурно-Функциональный метод. Выдвинул идею порядка как результат коллективных представлений (развивал Парсонс). Для социальной жизни более характерны взаимная выгоды и мирная кооперация. Основа порядка в обществе - приверженность общим целям. Разрабатывал теорию социального действия. Коллективные представления, как социальные факты, оказывают на индивида принудительное воздействие, побуждая к определенным заданным способам поведения.

В основу структурно-функциональной концепции Парсонса была положена идея интегративного метода П.Сорокина - метода объединения различных теория для создания универсальной теории анализа общества. Парсонс стал интегрально рассматривать социальную систему и личность индивида.

Т. Парсонс - основатель институциональной школы структурно-функпиональногo анализа. Значение объединения принципов структурализма и функционализма. Уровни развития общества. Типы социальных систем и теория социального действия.

Пытался создать теорию, которая позволит исследовать на разных теоретических уровнях общество - на микро и макро. Самая общая система - система действия. Единица действия - акт, элементарное действие, дальнейшее деление ведет к утрате системной характеристики. Компоненты элементарного действия: наличие актора; существование цели; наличие ситуации, в которой происходит действие (состоит условий действия и средств); нормативная ориентация я, т.е. усвоенных стандартов поведения. Общество – открытая система.

Действие - самоорганизующаяся система, характеризующаяся наличием символических механизмов регуляции (языка), нормативностью (принятые нормы и ценности) автономностью (независимость от условий среды).

Четыре основные системы действия: соц. система, культура, личность, организм.

Важнейшая особенность любой системы – наличие структуры – совокупности относительно устойчивых стандартизованных отношений между элементами. Четыре условия системных требований: 1) потребность адаптации – приспособление системы к своему окружению; 2) потребность целедостижения – с помощью определенных средств; 3) потребность интеграции – поддержание внутреннего единства; 4) потребность равновесного состояния системы.

Р. Мертон и дальнейшее развитие школы. Теории среднего уровня в работе «Социальная теория и социальная структура». Явные и латентные социальные функции. Работа «Социальная структура и аномия».

Мертону принадлежит заслуга в разработке методологического инструментария для теории среднего уровня. Цель: обеспечить гибкую связь между эмпирическими и теоретическими уровнями исследования. Эта теория пригодна для анализа группы фактов, социальных органов. Последняя включает следующие системы характерные для анализа отдельных сфер общественной жизни. Ее заслуга состоит в легкости проверки эмпирическими исследованиями гипотез. Примеры теорий среднего уровня: теория социальной структуры, аномии, бюрократии, науки. В перспективе на базе теории среднего уровня можно создать всеобъемлющую теорию. Для этого необходимо использование общих подходов и консолидация специальных теорий. Теория функционального анализа Мертона: «точно также как одно и тоже явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполнять различными явлениями». Функция это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы.

Дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Нефункциональность - это наблюдаемые эмпирически те последствия, которые безразличны для рассматриваемой системы. Социологическая амбивалентность - в одной системе форма может выполнять и позитивные и деструктивные функции. Явные функции - это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособление системы и которые входили и осознавались участниками системы. Латентные функции - те объективные последствия, которые не входили в намерение и не были осознаны.

Разбалансированность между культурными целями и институциональными средствами ведет к социальной аномии. Аномия - это ценно-нормативный вакуум, безнормие, которое означает, что ценностно-нормативные регуляторы ослаблены, фрагментированы и рассогласованы. Анализировал состояние социальной структуры через 2-ве взаимосвязанные переменные: какие существуют цели, какими институциональными средствами можно достичь эти цели. На основе этих переменных можно выделить следующие типы поведения: конформизм соотвествие целей и средств, инновация – согласие с целями, несогласие со средствами, ритуализм одобрение средств, непринятие целей, мятеж – отказ от средств и целей – замена новыми, ретретизм – отказ от целей и средств – наркоманы, бомжи. Личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособленческие реакции.

Вклад школы французского структурализма (К. Лсви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида).

Они разработали метод деконструкции. Фуко предложил метод исследования дискурсивных практик, который состоит из взаимосвязанных приемов: 1 - деконструкция дискурса на составляющие; 2 - отделить правила образования конкретного дискурса в определенное историческое время. Деррида теоретически обосновывает этот метод: реконструкция - есть движение опыта, открытого к абсолютному будущего грядущего, опыта по необходимости неопределенного, который явлен в ожидании другого. Предметом деконструкции является иррациональный характер отношений между материальными институтами государственной власти и факультетами философии, права

 

Тема 9. Интегральная социология П.Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) виднейший представитель неопозитивизма. Он оказал серьезное влияние на развитие буржуазной социологии ХХ века. Его творческую деятельность делят на два периода - русский и американский. В 1922 г. Сорокин был выслан из России.

Социологические работы: «Преступление и кара: подвиг и награда» (1913), «Система социологии» (1920, 2 т), «Общедоступный учебник социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941, 4 т.) и пр.

Сорокин родился в деревне Турье Вологодской губернии. В 1909 г. он поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910 г. он начинает печататься в научных журналах. В 1910 г. ему предлагают стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и институте Лесгафта. За время учебы с 1910 по 1914 гг. он опубликовал более 50 работ. Самой фундаментальной работой из них была «Преступление и кара: подвиг и награда» (1913).

В 1917 г. он становится «приват-доцентом». События Февральской революции вовлекли ученого в водоворот событий, что помешало защитить диссертацию. Он не принимает социалистическую революцию, выступает против нее. После Февральской революции Сорокин был секретарем главы Временного правительства Керенского, почетным членом Учредительного собрания, редактором эсеровской газеты «Воля народа». По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в русских университетах в качестве обязательного курса.

В конце 1920 г. на специальном заседании факультета общественных наук Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В этом же году получает возможность преподавать в Петроградском университете и становится деканом организованного им факультета общественных наук. Одновременно администрация университета предлагает ему предоставить «Систему социологии» (опубликованную в 1920 г) на публичный диспут в качестве докторской диссертации. К моменту защиты Сорокиным было уже опубликовано 126 научных работ. 22 апреля 1922 г. был проведен диспут, на котором тайным голосованием ученый совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии.

Неоднократно он арестовывался и сидел в тюрьме. Последний раз он был арестован 2 января 1918 Г., но был освобожден. В 1922 г. Сорокин был выслан из России.

"Преступление и подвиг: кара и награда" как изложение идей бихевиоризма.

Вклад «Преступления и кары» состоит в анализе природы социальных и моральных явлений, а ее практическое значение - в возможности использовать результаты исследования для целей морали и права.

Этика строится по принципам естествознания. Этика может быть только теоретической, но не нормативной, она познает то, что есть, но не то, что должно быть.

«Моральный идеал не доказуем, пишет Сорокин, - а потому научной нравственности быть не может, возможно лишь построение рационального «морального искусства». Создание морального искусства - великая задача, но не в сфере истины, а в сфере добра».

Поведение людей всегда реализация и выявление психических переживаний, моральных навыков, взглядов и убеждений - поэтому при изучении поведения людей основная направленность социолога фокусируется на практической, инструментальной значимости научного знания. Таким образом, социальное, по Сорокину, - это психическое взаимодействие индивидов, реализуемое в актах их поведения. Любой процесс, возникающий в общении должен пройти через этап символизации (овеществления). Одно из главных условий общения и создания на этой основе социальных групп - одинаковое понимание символов.

Социальное явление - это связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы.

У социального аспекта есть два аспекта: внутренне-психический и внешне-символический. Символами переживаний являются храмы, музеи, дома, язык. Символизация - это все то, что является средством общения индивидов (мимика, жесты, музыка, слова, буквы, картинки).

В самом поведении Сорокин выделяет три типа актов:

- должные (реакция на поступки - благорасположение, любовь, симпатия)

- запрещенные (вражда, ненависть; реакция - наказание)

- рекомендованные (подвиг; реакция - награда).

Сорокин выделяет в поведении субъекта поступка его объект (услугу) и дестинатора (адресат действия).

Сорокин выводит теоремы мотивации:

1. одна и та же кара тем сильнее влияет на человека, чем момент ее выполнения ближе

2. одна и та же кара тем сильнее, чем сильнее в нем уверенность в их неизбежности

3. одна и та же награда тем сильнее, чем больше человек в ней нуждается для удовлетворения соответствующей потребности

4. эффективность награды зависит от того, насколько поведение, требуемое наградой, совпадает или противоречит тому, что данный человек считает должным, справедливым

5. эффективность кары и награды зависит от характера и интенсивности их научно - религиозно - морального мировоззрения и миропонимания

Теория социальной мобильности. Социальная стратификация. Сорокин объявляет межличностное взаимодействие индивидов родовой моделью общества и группы. В социальном взаимодействии он выделяет ряд сторон:

• индивидов

• действия

• «символы» (проводников) действия.

Эта модель явилась первым развернутым изложением теории «социального взаимодействия» в России. Он предлагает два формальных критерия классификации социальных групп, односторонний и многосторонний:

1) совокупность индивидов, объединенных в единое, взаимодействующее целое одним признаком (напр. языковым, территориальным и пр.)

2) сочетание двух и более признаков, дающих как результат сложные группы - класс, нацию и др.

Основу и сущность социальной стратификации составляет, по мнению Сорокина, неравномерное распределение прав и привилегий, обязанностей и ответственности, социальных ценностей, влияния и власти в обществе. Он выделил три тесно взаимосвязанные между собой фундаментальные страты: политическую, профессиональную, экономическую.

На ряду со стратификацией в обществе имеет место социальная мобильность (переход определенного социального объекта с одной социальной позиции на другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри одной социальной группы, так и между группами).

Он выделял два основных типа социальной мобильности:

• горизонтальную (перемещение в рамках социальной группы одного уровня)

• вертикальную (перемещение из одной социальной страты в другую)

Социальная стратификация и социальная мобильность выступают перманентными характеристиками любой организованной социальной группы.

Причины социальной стратификации и мобильности:

• совместная деятельность людей, которая требует выделения управляющих и управляемых

• природно-биопсихические различия людей (различия в умственных и физических способностях, вкусам, наклонностям и пр.)

Таким образом, общество всегда стратифицировано, ему всегда свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Впервые в научный оборот им были введены следующие понятия: статус, страта, горизонтальная и вертикальная мобильность, стратификация и пр.

 

Глобалистская модель социетальных цивилизационных процессов в "Социальной и культурной динамике".

В «Социокультурной динамике» Сорокие изложил концепцию трех исторических типов цивилизаций - идеациональной (умозрительной или религиозной), чувственной (сугубо советской, атеистической) и идеалистической (занимающей промежуточное место между первыми двумя). История имеет не прогрессирующий, а циклический характер попеременного господства каждого из трех типов ценностно-нормативных систем.

Идеациональная цивилизация характеризуется тем, что ее высшие ценности восходят к сверхчувственному миру и его абсолютной доминанте - Богу. Для нее характерно пренебрежительное отношение к социальным ценностям, власти, материальным благам, телесным удовольствиям. Главная цель служение Богу. Таковыми были архаические государства Греции, Индии, Рима, империя инков и средневековые европейские государства.

Чувственная цивилизация - ее высшие ценности: земные радости и чувственные удовольствия. Главный смысл существования состоит в том, чтобы стремится к удовольствиям, наслаждениям, счастью. Пример: европейские государства нового времени.

Идеалистическая цивилизация сочетает в себе нормы и ценности обеих систем. Ее характерным проявлением можно считать протестантское правовое морально-правовое сознание.

Сорокин настаивал на том, что цивилизация, общество и человек не смогут существовать без Бога, без универсальных религиозно-нравственных и естественно-правовых ценностей, что рано или поздно западная цивилизация к религиозно-умозрительным ценностям морали и права, и тем самым выйдет из кризиса.

Анализируя и объясняя различные типы культуры, сформулировал следующие закономерности:

• совокупность социокультурных изменений не означает их механическую синхронность;

• каждый тип культуры формирует преобладающий менталитет, который, в свою очередь играет важную роль в выборе сферы, в которую идут - существование двойных и тройных ритмов, замедляющих или ускоряющих темпы изменений;

• аккумулирующий характер творческих достижений и в материальной, и в духовной сфере. По Сорокину преобладающий менталитет и поведение личности всегда социокультурно обусловлены.

 

Тема 10. Чикагская школа как первая институциональная академическая школа социологии в США

Прикладная социально-инженерная направленность чикагской школы.

Появилась в первой трети ХХ века. Основная школа в Америке. Возникла на базе университета в Чикаго в 1982 году. Основана на философии прагматизма Д. Дьюи. Основала «Американский социологический журнал». Тематика прикладных исследований: жизнь в США этнических групп, иммигрантов: японцев, чехов, евреев, эстонцев, шведов, итальянцев; положение чернокожих, отношение к ним: проблемы рабского сознания, расовое сознание; этносоциология; социология семьи: взаимоотношение полов, становление личности и социализационная роль семьи, контроль над рождаемостью, межнациональные браки, разводы; социология молодежи: досуг молодежи, самоопределение; социология девиантного поведения: была разработана методика по улучшению положения заключенных в тюрьме, понижение уровня самоубийств и психологических заболеваний заключенных; социология города: проблемы урбанизации, взаимоотношение города и села; изучение СМИ: влияние СМИ на формирование личности, взаимодействие СМИ с другими социальными институтами. Сегодня актуальными проблемами для школы стали: урбанистическая социология, проблемы экосоциологии.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 975. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия