Студопедия — Структура социальной сферы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура социальной сферы






С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т. д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т. е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы.

 

Тема 26. Детерминанты самодвижения социальной сферы. Социальная сфера и социальная политика

Социальная сфера относится к классу самоуправляемых систем, т.е. таким, которым присущи гибкие механизмы самоорганизации, саморегулирования социальных отношений и процессов. Именно эти механизмы обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие.

Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Каждая сфера в своем взаимодействии с другими может выступать не только как причина. Будучи включенной в систему взаимодействия, она может выступать и как следствие.

Все сферы – материально-производственная, политическая, культурно-духовная – составляющие среду социальной сферы, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные факторы ее развития. В этой среде социальная сфера черпает силы, материальные средства для пополнения и развития своих компонентов и, в первую очередь, инфраструктуры для подготовки и переподготовки кадров, для совершенствования структуры. При этом, интегрируя возможности других сфер жизнедеятельности общества, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая свое влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, оказывают постоянное воздействие на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимилировать эти воздействия. Таким образом, внешняя среда – это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование социальной сферы.

С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяется внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия.

Вторым рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. Они лежат в основном в рамках самой социальной сферы и не связаны с воздействием других сфер жизнедеятельности общества. Здесь имеется в виду влияние соц-дем., нац-этн., соц-псих. Характеристик социальной сферы.

Общая характеристика факторов самодвижения социальной сферы:

• Экономические – связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений.

• Политические – характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие.

• Правовые – обуславливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения.

• Культурные – определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения.

• Природно-климатические – подчеркивающие особенности естественной среды обитания и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения.

• Социально-демографические – учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационую структуру.

• Национально-этнические – определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев.

• Социально-психологические – представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Социальная политика

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы, особенно в период интенсивной структурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества, является социальная политика, поскольку возникает необходимость целенаправленных воздействий на социальную среду, чтобы избежать огромных социальных издержек, характерных для экономических и политических реформ. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий.

Под социальной политикой понимают составную часть внутренней политики государства, воплощенную в его социальных программах и проектах, регулирующих отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения и имеющих своей целью гармонизацию общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия.

Анализ деятельности субъекта социальной политики в лице государственных органов в последние годы свидетельствует о серьезных просчетах в обеспечении социального развития страны. Резкая дифференциация населения по доходам и имущественному признаку, социальная поляризация населения, рост бедности и нищеты свидетельствуют о том, что не проявляется должной заботы о социальной направленности экономических программ, не ведется поиск консенсуса между различными социальными группами и слоями общества, согласование их противоречивых интересов. И даже наоборот, многие политико-экономические решения не ослабляют, а поощряют социальную дифференциацию, способствуют росту социальных контрастов.

Кризис социальной политики и неблагополучие в социальной сфере явно прослеживается и в связи с ростом безработицы, снижением жизненного уровня широких слоев населения. Наиболее очевидная сторона этого кризиса – резкое обострение проблем финансирования социальных программ в условиях долговременного снижения темпов роста национального дохода. В связи с этим встает задача поиска более действенных методов формирования новой системы социального регулирования и соответствующих ей институциональных структур.

Правительственные меры в области социального развития страны

Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.». Раздел «социальная политика».

В сфере политики доходов:

• содействие восстановлению роли оплаты труда как основного источника дохода и важнейшего стимула эк. активности граждан

• регулирование денежных доходов за счет совершенствования системы налогообложения индивидуальных доходов и имущества граждан, сверхвысоких доходов

• обеспечение благоприятного соотношения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий с величиной ПМ

• прогрессивная форма пенсионного обеспечения.

В сфере занятости:

• сдерживание массовой долгосрочной безработицы

• целевая поддержка потерявших работу

• переобучение безработных граждан и незанятого населения

• содействие занятости учащихся подростков, выпускников школ и училищ

• поощрение целевых субсидий на организацию спец. ученических раб. мест

• поддержка среднего бизнеса

• создание новых и обновление существующих рабочих мест по региональным программам

Жилищная политика:

• с учетом низких доходов основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья, реализация мер по обеспечению доступности жилья за счет бесплатной приватизации жилья, предоставление адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на строительство и приобретение жилья.

• развитие кредитования жилья коммерческими банками взамен дифференцированной системы льгот по налогам на прибыль банков.

Для создания базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры:

• совершенствование системы здравоохранения при сохранении государственной системы, обеспечивающей предоставление гарантированного минимума медицинских услуг, развитие обязательного и добровольного медицинского страхования

• сохранение масштабов системы образования и качественного уровня предоставляемых услуг в области получения образования

• осуществление персонифицированной социальной поддержки обучающихся

Но как показала практика, этой программе не удалось преодолеть кризис социальной политики. Продолжается рост безработицы, обеднение пенсионеров, продолжаются проблемы финансирования социальных программ.

Другой стороной этого кризиса является психологический аспект. Возникает все большее сомнение в эффективности системы социального обеспечения, составляющей важное звено социальной политики. Население очень невысоко оценивает долю социальной помощи государства в семейном бюджете. Отсюда возникает сомнение, насколько она уменьшает неравенство доходов семей.

Одной из причин низкой эффективности социальной политики является то, что государство не сконцентрировало у себя функции координатора много субъектной социальной политики, не обеспечило ее законодательной основы, не взяло на себя контрольные функции, не эффективно поддерживает наиболее уязвимые группы населения.

Преодоление этих неудач связано с созданием институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности и в итоге расширенного социального воспроизводства населения, приумножение качественных характеристик популяции.

Ценностным содержанием социальной политики должна стать категория «социальной справедливости», которая в современной трактовке преодолевает свойственные ей ранее элементы упрощенности, уравнительности, отождествление бесплатности тех или иных благ с их доступностью. Сегодня социальная справедливость должна осознаваться как предоставление равных стартовых возможностей, социальных гарантий всем членам сообщества, как обеспечение равной оплаты за равный труд, как предотвращение дискриминации кого-либо, как необходимость поддержки депривированных слоев и групп населения.

В основе государственных социальных гарантий должно лежать реальное обеспечение прав свободного человека: на свободный выбор трудовой деятельности, перемещения, минимальных доходов, зависимость дохода от качества и количества труда, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов.

 

Тема 27. Концептуальные основы социального государства. Модернизация социального государства в конце XX – начале XXI вв. в России.

«Государство, – писал И. А. Ильин, есть союз людей, организованных на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти». По мнению В. С. Нерсесянца, термин «государство» употребляется в трех значениях, а именно, обозначает государственно-организованное сообщество, аппарат государственной власти как целое и систему государственных органов. По мнению М. Н. Марченко, наиболее приемлемым определением было бы определение, в соответствии с которым государство рассматривается «как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых

задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

 

Существует точка зрения, в соответствии с которой «Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающая посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий, осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции (социальное правовое государство)».

 

сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно, регулировать общественные отношения, управлять обществом.

 

Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. Военный тип обществ, писал Спенсер, постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность). Главное различие военного и промышленного обществ, по определению Спенсера, в том, что “прежде индивиды служили для цели общества, а теперь общество должно служить для целей индивидов”.

Спенсер дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право собственности и свободу частной предпринимательской деятельности. “Полная индивидуальная собственность есть спутник промышленного прогресса” (исключение Спенсер делал для собственности на землю, которая должна принадлежать обществу; национализация земли предполагалась путем выкупа). Рассматривая индивидуальную частную собственность как вывод из того принципа, в силу которого каждый индивид должен нести последствия своей деятельности, Спенсер защищал “право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других”.

Маркс – путем революций придем к счастью в социальстическом государстве, где у всех будет все и ничего

 

Как отмечает С. С. Алексеев, «объективные предпосылки идеи социального государства гигантский научно-технический прогресс, переход общества от традиционных к либеральным цивилизациям, потребовавшие гуманистического содержания либерализма, обеспечения достойного уровня жизни людей, выработки форм социальной, в том числе, государственной деятельности, направленной на «общественное служение». Появление идей и концепций «социализации» государства и права,

«социально ориентированной» политики и экономики было связано с бурным развитием рыночной экономики; Дальше по Марксу. Свобода рыночных отношений породила острые противоречия в обществе, на которые государственная власть не могла не реагировать.

 

Стремление государства к преодолению (или, по крайней мере, к смягчению) жестких противоречий между различными (прежде всего в экономическом отношении) слоями общества получило название «концепция «социального государства». Само понятие «социальное государство» в научный оборот было введено в середине XIX в. немецким ученым Лоренцом фон Штейном. критерии социального государства. Во-первых, – оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти», а во-вторых, – оно «обязано способствовать

экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан. Исторически сложилось так, что конкретные практические меры по социальному реформированию, по реализации идей социальной справедливости начались на основе либеральных идей. Первая мировая война, порожденные ею массовые нарушения прав

человека, обострение социальных противоречий, безработица, нищета.

 

Следствием этого явилось широкое общественное движение за радикальное переустройство социальных отношений во многих странах мира.

 

На втором этапе развития социального государства происходит попытка проведения социальных реформ, когда в различных странах начала создаваться система социальных гарантий для населения. Так, было введено пенсионное обеспечение в Италии (1919 г.), Канаде (1927 г.), США (1935 г.); страхование от несчастных случаев в США и Канаде (1930 г.); пособие по болезни во Франции (1930 г.).

 

После второй мировой войны во многих странах начался период глубоких социальных преобразований, вызванных стремлением людей восстановить справедливость, свободу, равенство. Идеи марксистской социальной государственности, которые исходят из принципа всеобщего равенства, в России были впервые законодательно

закреплены в Конституции РСФСР в 1918 г. В первом ее разделе была сформулирована основная социально-политическая задача Советской республики: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества».

 

Постепенно социальные права стали рассматриваться не как права той части общества, которая либо находится в состоянии нищеты, либо близка к ней, а всех граждан, так как влияниеполитических, социальных, демографических и иных факторов социально незащищенной оказалась значительная часть населения.

Следствием этих процессов в политической и правовой доктрине явилось не только появление новых подходов к пониманию сути государства благоденствия, но и ряд новых требований, которые заключались в том, чтобы социальная забота государства распространялась на всех граждан и охватывала все население, а условиями, дающими право на социальную помощь, были не только социальные риски, но и потребность личности во многих услугах.

В 50-х – 60-х гг. модель «государства благосостояния» многими западными исследователями связывалась с требованием о предоставлении всем членам общества социальных прав, а Й. Альбер считает, что эти требования вытекают из процессов, связанных с изменением структуры общества.

В научной литературе к основным признакам «социального государства» относят обеспечение достойной жизни и создания условий для свободного развития человека. Эти признаки стали определяющими и в характеристике Российского социального государства: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Однако, утверждает В. А. Четвернин, это объективно невозможно, так как принципу правового государства – формальному равенству и господству права «в материальном смысле» – противоречит принцип «социального государства» – произвольное перераспределение национального дохода в пользу социально слабых. Он утверждает, что Россия должна сначала пройти путь социально - экономического развития. социальным может быть только уже правовое государство.

 

Между правовым и социальным государством есть существенные различия, и они заключаются в том, что правовое государство есть «форма ограничения власти правами и свободами человека», тогда как «социальное государство» – это форма обременения власти правами и свободами человека.

Социальное государство предполагает сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.

Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли политико-правовые идеи таких философов-мыслителей, ка Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. Из этих политико-правовых учений мы выделим наиболее важные положения в правовом государстве. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. "Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти." Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

Среди первых, кто дал теоретическое обоснование правового государства, был Спиноза. Будучи связано законами государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Политико-правовые идеи о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

 

С политико-правовым обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Согласно политико-правовым взглядам Гегеля, государство - это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества.

Гражда́нское о́бщество - это свободное и самостоятельное участие граждан в решении социально-значимых вопросов местного и государственного значения.

Гражда́нское о́бщество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.[1]

Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса. Теоретические основы гражданского общества как субъекта и объекта в системах политического и социально-экономического управления, инструменты гражданского общества разработаны[2].

Идеологи неолиберализма (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт и др.) выражают взгляды реформистски настроенных слоев общества – крупных промышленников, высшего чиновничества, а также значительной части интеллигенции. Неолибералы привержены идеям расширения государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Требование активного вмешательства государства в сферу частнопредпринимательской деятельности является отличительной чертой всех неолиберальных программ и концепций.

Ведущим течением в неолиберализме первой половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), получивший мировую известность после выхода своей книги "Общая теория занятости, процента и денег".

Книга была написана им вскоре после "великой депрессии" 1929—1933 гг. В противоположность марксистам, воспринимавшим события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее кризис – явление временного порядка. Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отношения свободной конкуренции, при которых в наиболее выгодном положении оказываются биржевые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расширении производства. Аккумуляция богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы и обострение социальных конфликтов. В сложившейся ситуации, писал Кейнс, политики обязаны найти "новые средства, которые позволили бы спасти капитализм от того, что именуют большевизмом".

Для этого необходимо прежде всего покончить с режимом свободного предпринимательства (одна из работ Кейнса так и называлась – "Конец laisser-faire"). Государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства и решение социальных проблем. "Эвтаназия рантье и праздных инвесторов, – заверял Кейнс, – не повлечет за собой никаких потрясений". Государственное регулирование экономики представлялось ему единственным средством, способным гарантировать "успешное осуществление частной инициативы".

Хотя Кейнс не занимался специально проблемами государства и права, разработанная им программа оказала непосредственное влияние на политическую практику и законодательство. После Второй мировой войны во многих странах Западной Европы были проведены реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в экономике, повышение уровня занятости населения и потребительского спроса (совокупность таких мероприятий неолибералы называют "кейнсианской революцией на Западе", противопоставляя ей коммунистические революции в странах Восточной Европы). Кейнсианский принцип стимулирования занятости как постоянной функции государства закреплен в Конституции Нидерландов 1983 г., в законодательных актах других высокоразвитых стран.

ордолибералы, или представители Фрайбургской школы, то есть собственно либералы во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом, с другой – сторонники социальной рыночной экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак (Alfred Müller-Armack, 28.06.1901 - 16.03.1978) и Людвиг Эрхард (Ludwig Erhard, 4.02.1897 - 5.05.1977). Значительный вклад в процесс формирования и реализации концепции социального рыночного хозяйства внесли Александр Рюстов (Alexander Rüstow) и Вильгельм Рёпке (Wilhelm Röpke), сторонники неолиберализма гуманистической традиции [8].

Единство взглядов представителей этих групп состояло в том, что личная свобода общества является ценностью сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика рассматривалась ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического порядка и тех сфер, в которых свобода является основным условием эффективности [9].

Начало германскому ордолиберализму было положено экономистом Вальтером Ойкеном (Walter Eucken, 17.01.1891 - 20.03.1950) и юристом Францем Бёмом (Franz Böhm, 16.02.1895 - 26.09.1977) в начале 30-х гг. во Фрайбурге (Freiburg).

Учение ордолиберализма строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок (Wirtschaftsordnung), основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их социального статуса) вести достойный образ жизни.

В частности, В. Ойкен утверждал, что каждая конкретная система базируется на сочетании потребностей людей, природных условий, рабочей силы, товарных запасов, технических знаний, правового и социального порядка (порядку придано особое значение). Порядок не устанавливается сам, в его формировании принимает участие государство. В результате он становится естественным, так как ведет к развитию полной конкуренции и экономики в целом, что соответствует самой природе человека и основным принципам экономической свободы [10].

Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:

· Неприкосновенность частной собственности;

· Стабильность денежного обращения и национальной валюты;

· Открытые рынки;

· Свобода всех сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;

· Несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е. недопущение фиктивных компаний);

· Постоянство экономической политики.

Экономическая политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и политикой регулирования. Политика порядка (Ordnungspolitik) включает создание и совершенствование реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность экономических субъектов. Вмешательство государства в эту сферу не просто допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти монополий. Однако государство должно следовать двум принципам: необходим контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует создавать экономический конкурентный порядок (Wettbewerbsordnung), а не регулировать естественные экономические процессы [11]. Политика регулирования – политика воздействия на процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному порядку.

2. Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда.

В современных условиях под социальным рыночным хозяйством (социальной рыночной экономикой) понимают экономическую общественную систему, обеспечивающую высокую эффективность рыночной экономики (Marktwirtschaft) и на этой основе гарантирующую гражданам страны максимум социальной справедливости, обеспеченности и социально-экономического прогресса [14]. В подобной трактовке теория выглядит идеальной. В соответствии с этим несомненной заслугой Людвига Эрхарда является то, что ему удалось применить на практике модель социального рыночного хозяйства. «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» - такова точка зрения Л. Эрхарда, характеризующая его веру в успех глобального предприятия. «Успех восстановления – результат усилий и труда … людей, которые своим старанием и самоотверженностью создали то, что сегодня во всем мире именуется «немецким чудом». Однако сам Эрхард утверждает: «Я далек от того, чтобы говорить о некоем немецком «чуде». Нас вывели вперед совершенно реальные силы и факторы» [15].

Л. Эрхард определяет позицию социального рыночного хозяйства следующим образом. В основе социального рыночного хозяйства лежат свобода и ответственность индивидуума. Рыночное хозяйство в силу конкуренции, основанной на борьбе за объективные результаты деятельности, исключает любую попытку государства злоупотребить хозяйственной силой как инструментом политической власти. Задачей государственной политики порядка является единственно соединение свободы, порядка, индивидуализма







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 4272. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия