Аудитории коммуникации
Исторические формы и разновидности аудиторий: 1) Аудитория публичных представлений: локализована в определенном месте и времени; относ-но немногочисленна (5-10 тыс. чел); внутренне активна, т.е. вз-е с исполнителями; имеет свою собств. "скрытую жизнь". 2) Читающая аудитория (была объединена соц. и мыслит-м пр-вом) 3) Массовая аудитория. Блумер: масса хар-тся тем, что это большая и в значительной степени рассредоточенная аудитория, ее члены не обязаны знать друг друга, ее члены лишены чувства общей идентичности, ее строение меняется, масса находится в зависимом положении от более компетентного и статусного источника. Массовая аудитория – это однородная, инертная, не активная общественность, которой достаточно просто управлять, используя при этом однотипные сообщения. 2. Аудитория как рынок: Аудитория (как рынок) – совокупность действительных и потенциальных потребителей услуг и продукта СМИ с определенными социально-экономическими способностями. Хаар-ки: члены а. рассматриваются как совокупность отдельных потребителей; границы а. основаны на экономических критериях; нет необходимости во внутренних отношениях м\у границами потребителей; нет соц-х и нормативных отношений с источниками комм-ии; нет основы для непрерывности существования; нет осознания членства, осознания себя как части аудитории; иссл-я а., как рынка направлены только на изучение типов индивид. поведения. Слабые места: 1. Комм. понимается практически исключительно как акт покупки или потребления, что значительно снижает спектр возможностей для значительной части комм. взаимодействия; 2. Эта концепция игнорирует внутренние отношения в группе потребителей информации; 3. Аудитория хар-ся в основном экономическими показателями; 4. Эффективность работы СМИ оценивается только по экономическим критериям. 3. Теория двойственности аудитории: Источники возникновения аудитории:1.Общественная потребность (общество);2. Аудитория как продукт создания СМИ. Типология аудитории: a. Общ-во (как источник аудитории): Макроподход – Публика, Микроподход - Потребители b.СМИ (как источник аудитории): Макроподход - Культура вкусов; Микроподход - Аудитория СМИ Публика обладает признаками классической соц. группы (общие интересы, идентичность) активно взаимодействующая, самостоятельная группа, сформировавшаяся на основе общего интереса или проблемы. Классификация групп общ-ти: 1. Внутренняя и внешняя; 2. Основная группа, промежуточная, помогающая; 3. Латентные, не знающие, осведомленные, активные; 4. Главная, второстепенная, маргинальная; 5. Традиционная и будущая; 6. Группы сторонников, оппонентов, безразличных; 7. Равнодушная общ-ть, общ-ть вокруг одной проблемы, общ-ть вокруг обострившейся проблемы, общ-ть, реагирующая на все проблемы. Потребители – форма аудитории, основанная на индивидуальной цели или потребности, существующей у людей, не сформированных СМИ. Не хар-ся общими соц. понятиями, их объединяет общий тип потребительского потребления. Однородна, активна, сама выбирает СМИ. Культура вкусов (группа поклонников) – на основе интереса к определенному автору, личности, организации. Состав не стабилен и полностью зависит от содержания сообщения. Иногда эта группа трансформируется в более организованную – фанаты. Аудитория СМИ – набранная или удерживаемая по привычке или преданности к СМИ группа. Спонтанные или в результате сознательной маркетинговой комм. СМИ. 4. Новые СМИ и их значение для аудитории: Изменения, происходящие в МК: 1. Избыток обеспечения и возможность выбора средства комм. в любой момент; 2. Быстрое развитие новых способов записи, хранения и восстановления звука и картинки; 3. Появление возможности интерактивного использования СМИ; 4. Увеличение степени интернационализации передачи и восприятия аудиторией. Значение для аудитории: увеличение дробления, все большее разделение аудитории на сегменты; все большая дифференциация источнику, способу передачи, содержанию, времени и месту получения информации; увеличение возможности выбора; поведение аудитории становится все более избирательным; интернационализация восприятия; наблюдается увеличение взаимосвязи м\у содержанием и использованием полученной информации; аудитория становится все более невидимой и все менее поддается расчету с помощью исследования. 5. Основные подходы к исследованию аудитории: 1. Структурный подход связан с проблемой точных, кол-ых оценок охвата аудитории и исследованиями соц. состава аудитории в самых базовых показателях. Позволяет получить общие данные, отследить изменения поведения от использования СМИ, определить перетекание аудитории от СМИ к СМИ. Эти исслед-я являются инструментом отчета СМИ перед спонсорами, общ-ом, рекламодателями. Выборочные опросы и статист. анализ. 2. Бихевиористский подход (поведенческий) призван определить влияние СМИ на индивидуальное поведение, на изменение взглядов, ценностей, мнений; чаще всего используются экспериментальные или полуэкспериментальные методы, а также качественные. 3. Социально-культурный опирается на идею крайне различных типов декодирования сообщений получателями в соответствии с их социальной и субкультурной позиции. Этнографические и качественные методы. 6. Активность аудитории: Показатели активности: избирательность; мотивированность; вовлеченность; запланированность; устойчивость влиянию; критическое отношение; реагирующее и взаимодействующее поведение. Мотивы аудитории в использовании СМИ: получение инфор-ии или совета; изучение общ-ва, мира; поиск поддержки личностных ценностей; снижение личной неуверенности; сопереживание проблемам других людей; обретение основы для социального контакта, чувство связи с другими; замещение соц. контакта; уход от реальных проблем; получение доступа в воображаемый мир; убивание времени; формирование образа жизни. 7. Реакция и обратная связь аудитории: 1. Взаимодействие, инициированное СМИ. 2. Спонтанное взаимодействие, инициатор – аудитория. 3. Источником реакции являются активные группы давления, которые говорят от имени аудитории или ее части.
|