Мир полон конфликтов
Говорю тебе, если ищешь конфликтов, найдешь только конфликты - и в собственном сердце, и в жизни, и в окружающих людях; и сам превратишься в большой конфликт. Если ищешь мира - найдешь мир; если ищешь блага - найдешь благо; если ищешь противоречий - ты сам станешь противоречием. Иди в горы и посмотри, как некоторые пастухи садятся за свою трапезу. Позвони нашему другу выдающемуся болгарскому писателю Антону Дончеву и спроси его: «Антон, и как же Вы кушаете мясо – с чистым или не с чистым сердцем?» Задай этот вопрос Человеку, который своим творчеством сделал для болгарского христианства, вероятно, не меньше, чем вся нынешняя болгарская православная церковь. Видишь ли, сейчас ты сам пытаешься конфликтно ответить на мой вопрос. Я пытаюсь остановить лавину конфликтно звучащих вопросов, потому что мы вступаем в ту область, где отвечающий должен замолкнуть, и словесный поток спрашивающего начнет разбиваться о стену. Ладно, посмотрим на проблему под другим углом: начало человеческой природы – духовное или животное? Конечно, духовное, потому что плоть и энергия формируются вокруг духовного зародыша, который воплощается. Отсюда - слово «воплощение»: «становление плотью», «внесение во плоть». Таким образом, можно сказать, что и начало хищника (тигра, например) тоже духовное. И начало тигра тоже духовное – все есть Бог. Это, значит, сближает человека с животным? Именно то, что все есть Бог. Пока мы будем находиться в области противопоставлений и размышлений (это – хорошо, а это – плохо), мы всегда будем ограничены человеческой моралью, которая существует на определенном уровне мышления. Но на другом уровне мышления - меня вдохновляет история об одном индийском святом – Учителе. Ночью он прогуливался по городу Бароде, где действовал комендантский час. Это было в конце XIX века. Полицейский окрикнул его, но тот не услышал, поскольку был очень далеко в своих мыслях. Тогда полицейский подошел и закричал ему почти в ухо: «Ты что, вор?» Учитель внезапно ответил: «Конечно, да». Полицейский забрал его в участок и продержал там всю ночь. Утром пришел офицер и, увидев мистика, перед которым преклонялся весь город, отпустил его с извинениями, но спросил: «Простите, мастер, почему Вы сказали полицейскому, что являетесь вором?» Просветленный Человек улыбнулся: «А чем я не являюсь? Я есть все!» Видимо, просветленному мистику было не жалко своего времени – для него времени просто не существовало. Поэтому он счел для себя возможным дать далеко не просветленному полицейскому такой ответ, который привел его в участок. Для него не существовало не только времени, но, очевидно, и пространства. Ведь и в полицейском участке действует Бог. Таким образом, его ответ – это образец мистического вдохновения; это воистину уровень сознания, который в ведической традиции характеризуется термином «параматма». Не могу спорить. Но ты не дал мне договорить о животном и духовном началах. Совершенно ясно, что и животное, и человек происходят от Духа. Но мы все-таки говорим, что человек – это сын Божий, и не говорим так о животном. Ты хочешь спросить, какое начало преобладает в Человеке?
|