Или – таким посредником может быть голос собствен-ного сердца
Сейчас ты увлечен слышанием, в первую очередь, своей персональности, но никак не сердца. В действительности голос сердца Человек начинает слышать не вдруг, не сразу… Подлинная боддхичита – мудрость сердца (боддхи – мудрость; чита – сердце) раскрывается в Человеке постепенно, по мере его следования духовным учениям. Кульминационное раскрытие боддхичиты верно назвать просветлением. Просветленному Человеку, действительно, не нужны учителя, поскольку он – в единстве со всеми учителями. Однако, на этом пути Человеку не обойтись без наставника, наставников или цепи духовных посредников, через которых в его жизни проявится Истина тем или иным образом.
Вот, кстати, и один из читательских вопросов: «Что такое опора на духовный авторитет»? Опора на духовный авторитет передается позой Мага Первого Аркана: его правая рука, сжимающая жезл, поднята к небу; левая опущена вниз и указует на Землю. Во-первых, в этом – символизм закона Аналогий: «То, что находится вверху (небесная жизнь) подобно находящемуся внизу (земная жизнь)». Следующий контекст этой позы: Маг опирается на развитый энергетический центр у основания позвоночника, на знание законов земли и на укорененность в Материальном Плане. Но правая его рука – простирается в небо. Его дух, мысль, воля устремлены к постижению небесных архетипов. И третье: земля (или символическая почва) – это мудрость учений и личностей тех учителей и мастеров, через которых она транслировалась на протяжении тысячелетий. В них укоренен Маг. В этом его сила и могущество его внутренней платформы. Платформа личности Мага построена на камне, утверждена на учениях непоколебимых и незыблемых от века. Они названы безвременными потому, что их внутреннее содержание с течением времени умножает свой объем, но не меняется по сути. Это есть опора на авторитет. Теперь, что такое в действительности – авторитет? Как говорилось раньше, духовно авторитетный Человек или истинное Учение узнается по принесенным плодам. Кришнамурти, действительно, призывал не опираться ни на какие авторитеты. Это – категорическое утверждение. Истина находится, как известно, посередине течения реки… Позволь, я уточню то, что, вероятно, имел в виду Кришнамурти, а затем ты продолжишь. Никакая мысль не может быть для человека правильной только потому, что она высказана кем-то авторитетным. При «опоре» на авторитет ни в коем случае речь не идет о слепом приятии каких-либо истин и утверждений… Неважно, от кого они исходят: авторитетного или не авторитетного Человека. Если нечто принимается слепо, неосознанно и не пережито в качестве собственного опыта, то это остается поверхностной пищей ума. И в таком случае – лишь продолжает питать наш концептуальный ум. Но в постижении учений есть несколько этапов: есть этап понимания, есть этап осознания, есть этап интеграции и наконец – этап просветления. Поэтому и говорится: «Не путайте понимание с осознанием, а осознание – с просветлением». Любая личность или учение могут быть авторитетны объективно. И эта объективность, в первую очередь, явлена в принесенном плоде. Что касается того, что Учитель не может быть твоим авторитетом или твоей внутренней опорой, – я позволю себе в ответ Кришнамурти процитировать короткую молитву Жигме Лингпы: «Из расцветающего лотоса великого блаженства возвысься и приди о, мой сострадательный Учитель! Ты видишь: меня преследуют минувшие действия и бурные эмоции. Чтобы защитить меня в несчастии моем, останься бесценным украшением в мандале великого блаженства. Разбуди все мое сознание и внимание. Об этом молю тебя!» В других писаниях говорится, что Учитель – это твоя внутренняя опора, это твой собственный ум, это твоя собственная природа. Внешний учитель распознается как отражение твоего внутреннего учителя; и в свою очередь – внутренний учитель пробуждается, отвечая внешнему учителю. Следовательно, без преемственности невозможно существование учений вообще. В том числе и бóльшая часть того, что говорит столь часто цитируемый тобой Кришнамурти, имеет свой корень в ведических и хиндуисских писаниях.
|