В ходе колониальных завоеваний конца 19 – начала 20в., европейцы на Ближнем и Среднем Востоке столкнулись с сильными государствами, и с мощным, активно функционирующим в определенном ключе религиозно-цивилизационном фундаментом. Возможно выделить несколько различных моделей как вариантов развития. 1. Египет. Став к 1923г. независимой конституционной монархией, Египет постепенно свертывал традиционные институты, отдавая первенство европеизации. Революция 1952г. и национализация Суэцкого канала в 1956г. вывели на передний план те силы, что взяли усиленный курс на огосударствление экономики, а затем к усилению роли госаппарата в жизни страны и общества. Ориентация Египта то на СССР (президент Насер), то на США (президент Садат) не имела особенного значения, т.к. главной задачей здесь было получение помощи для развития экономики страны, но не изменение политической системы, опиравшейся на военную силу и исламские традиции. Второй вариант – Турция. Национальная революция 1918-1923гг. под руководством Мустафы Кемаля, вызванная поражением в 1-й мировой войне, покончила с навязанным Турции европейским режимом капитуляций и контроля европейских банков над финансами, ликвидировала султанат и, наконец, халифат (1924). Турция стала светской республикой, подчеркнуто светской по сравнению с прочим мусульманским миром, что открыло перед страной путь к модернизации. После преобразований Кемаля в Турции укрепились правовые нормы гражданского общества, религия была отделена от государства. Третий вариант – Иран. Исламская революция 1979г., свергнув вестернизированную монархию, передала власть духовному лидеру нации – аятолле Хомейни. В Иране сочетаются элементы современного демократического общества – республиканский строй, конституция, властные полномочия президента и меджлиса (парламента), с высшей властью духовно-религиозных лидеров и приоритетом исламских ценностей и норм во всех сферах. Так, согласно иранской конституции, гос. управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента. Факих назначает Генпрокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, его послания стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы. Периферийные арабские страны, взяв на вооружение принципы западной государственности, испытывают сильное влияние религиозных норм в жизни общества и государства. В Ливии свержение в 1969г. монархии в результате военного переворота, передала власть Совету революционного командования во главе с полковником М. Каддафи. Упразднение привычных форм власти, вынудило в 1977г. провозгласить Ливию джаммахирией – общенародным самоуправляемым государством. В центре и на местах были созданы народные собрания, руководители которых составили Всеобщий народный Конгресс, заменивший собой парламент. Страны Персидского залива являются монархиями: Оман – абсолютная монархия, Саудовская Аравия – теократическая монархия, ОАЭ – коллективная монархия из 5 эмиратов, каждый из которых является абсолютной монархией. Бахрейн, Катар, Кувейт – конституционные монархии, в которых парламент играет минимальную роль.