Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого русского митрополита Илариона (стал митрополитом в 1051). Критикуя религиозный национализм, киевский митрополит обосновывал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности. Благодать для Илариона предполагает духовную свободу личности, свободно принимающей этот дар и стремящейся к истине. Благодать «живит» ум, а ум познает истину, считал религиозный мыслитель. Согласно его историософии, центральным событием мировой истории является смена эпохи Закона эрой Благодати (Новый Завет). Но и духовная свобода, и истина требуют немалых усилий для их утверждения и защиты. Для этого, необходимы как нравственно-интеллектуальные усилия, предполагающие «благие помыслы и остроумие», так и государственно-политические меры: надо, чтобы «благочестие» «сопряжено было с властью». В сочинении митрополита Илариона вполне ясно выражен идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного сознания.
Становление философии происходило в процессе решения разногласий между славянским мифологическим мировоззрением и христианством. Мировоззренческая культура акцентирует внимание на проблемах, таких как противостояние духа и природы, души и тела, духовного и телесного, Бога и Дьявола. При этом в центр названной пирамиды проблем относится человек в этико-моральном свете, его чувства и понимание мира. Философская картина в таких произведениях имела этический характер: познание, человек, человеческие поступки, общество рассматривалось сквозь призму добра и зла. В социальной философии доминировали патриотичные идеи единства всех русских земель, укрепление централизации государства для отпора иностранным захватчикам, необходимость развития культуры и образования. Украинская философия приобретает патриотический характер. Проповедовалось превосходство веры над знанием, высшей целью познания провозглашался Бог, а единым методом познания – божественное откровение. Человек толковался как Существо, тело которого есть вечным источником греха, а душа признавалась бессмертной. Известно, что философия является особой сферой духовной деятельности человека, направленным на осознание проблем человеческого бытия, духовных потребностей конкретного народа или нации. В этом контексте украинская философия есть давним феноменом, начала которого достигают глубины веков. Духовные начала праукраинськой культуры, в частности религия украинцев-русичей, оплодотворившись христианскими ценностями, получили импульс, энергию к существованию в новых исторических условиях. Известно, что на уровне всеобщих, теоретических, абстрактных понятий и представлений языческие верования уступали христианским идеям, которые, вне сомнения, были доскональными из обзора потребностей дня — потребностей высшего уровня познавательного процесса, который предусматривал абстрагирования, а не приземление и непосредственность.