Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе
Важным элементом философского феномена Возрождения можно считать возрожденческий неоплатонизм: эпоха Ренессанса отмечена возвратом к платонизму, причем, обращение к идеям Платона произошло в их поздней неоплатонической редакции. Необходимо, однако, отметить, что только в начале XIX века начали различать собственно платоновское учение и учение неоплатоников. Дело также и в том, что еще в античности имела место традиция, когда учителю приписывались все тексты, в том числе и тексты, созданные его учениками как вдохновленные им.
В период Возрождения, доктрина неоплатонизма была наиболее ярко и последовательно развита в творчестве Николая Кузанского (1401-1464). Исходя из концепции неоплатоников и положений математики, Кузанский создает свой метод, при этом, он сам определяет его как "ученое незнание". Суть этого метода заключается в тех особенностях, которые присущи актам сравнения вещей несоизмеримых - тех, которым нет пропорций в чувственно воспринимаемом мире. Тем самым, сознание структурной диспропорции между умом человеческим (конечным) и бесконечностью, в которую включен и сам человеческий ум и к которой он стремится, и есть ученое незнание.
Основываясь на собственной доктрине, Кузанский предлагает путь приближения к истине как сосредоточение на том представлении, согласно которому в бесконечности имеет место совпадение противоположностей. Благодаря этому, конечные вещи могут выступать не только как антитеза бесконечности, но и как своеобразное ее "дополнение". Следовательно, в Боге, поскольку он бесконечен, все различия, имеющиеся в тварном мире и противопоставленные друг другу, совпадают. Данное доказательство "порядка величин" божественного начала ведет к преодолению представлений здравого смысла как "механизма" человеческого мировосприятия, основанного на принципе непротиворечия.