Фасции и клетчаточные пространства. 1 страница
Новый всплеск утопического мышления имел место в 60-70р.р. в работах творческих групп молодых архитекторов, которые относились к европейскому авангарду. Среди них английские, итальянские и австрийские группы: «Архигрем», «Суперстудио», «Архизум», «Химмельбляу» «Хаузруккер». Обобщая развитие утопического мышления, следует отметить, что классификация утопий может быть проведена: классовым направлением (феодальные, крестьянские, социалистические, капиталистические) по содержанию (технологические, архитектурные, литературные) по форме (роман, трактат, проект) по средством организации (построение нового мира или преобразование старого). В современной науке и практике выделяют космогонические утопии, экуменические (религиозные) утопии, практопии.15
(16). Часть из международной выставки (австрийские группы «Химмельбляу» и «Хаузруккер») создавали антиархитектурни, дизайнерские проекты и экспериментальные модели мобильного среды; проекты индивидуальных средств коммуникации и изоляции (очки, шлемы, скафандры), которые могли бы заменить архитектуру как таковую. В таких экспериментальных проектов относится индивидуальная капсула на двоих в рюкзаке «Желтое сердце», жилую среду «Вилла Роза» т.д. (16)
17) Серия из четырех выставок под названием «Визион», которая была про-ведена концерном «Бауэр», начала творческие поиски и эксперимента над предметным окружением человека, которые осуществлялись под руством ведущих дизайнеров Дж.Коломбо, О.Мурга, Дж. Пентон т.д.. Международные выставки дизайна среды ВИЗИОНАГлавным суджетом визионерской архитектуры стал город 2000 года_чаще всего город вообще реже_конкретный город толко Париж или Лондон.Интерес к урбанистической тематике вызван угражающей деградацией среды крупнейщих метрополий и обостреннем социальных проблем городской жизни.Мир Визионерских проектов Меймона и Фридмана с их(городами-мостами),(городами- кратерами),(городами-пирамидами),простершимися в воздухе над старими населениями,долинами,реками,так или иначе вызрывал раздражение у тех кто сталкивался с подлинными проблемами городской жизни.Структкра такого города выревает лишь запоминающийся образ,но выворачивая на изнанку все стереотипы все не решает поставленный задач.Такие образы ориентировали на ослепительные технологические перспективы но прогресс техники рассматривается лишь в общих чертах,только как обещание осуществления любих материальных структур.Мечты о новых формах среды связянны с утопическим желанием передстройства общества.Урбанистическая структура_матрица Фридман предложил идею (мобильной архитектуры будущего),которая открывала возможность без особых затрат менять структуру сооружений и всего города.работа над Визионерскими проектами отразила основные черты творческого метода(новой архитектуры). 17) Yрбанизация и городской контекстКонтекция индустриального общества, сформированного в трудах американского социолога Д. Белла, базировалась на следующих положениях: переход от производственной к обслуживающей экономикой, от классового к професиональног деления общества, переход от ориентации на максимальную прибыль к качеству жизни. Эти процессы сопровождались тотально урбанизациею.виникненням интеллектуальных технологий, усилением контроля за их развитием; центр определения политики перемешивается в университеты; фигура менеджера постепенно вытесняет фигуру капиталиста: возникает «средний класс» и явлений «массовой культуры». В Развитие постиндустриального общества обусловил возникновение феномена массовой культуры урбанизированного общества. В архитектуре урбанизация в большинстве случаев воспринималась в негативном смысле как потеря кудьтурнои самобытности (А. Лоос, обеднение архггекгурного среда (К. Зитте) и его упрощенность.Критика тотальной урбанизации привел к критике модернизма и современного движения в архитектуре его концептуальных основ. На смену концептуальному подходу современного движения приходит идеология контекстуального подхода контрсучасного движения в архитектуре.Возникают новые идеи формирования городского контекста. Прежде всего, это идеи «мисга-коллаж» и «города-бриколлажа» К. Роу, города как коллаж в пространстве и времени К. Линча, А. Гутнова. Концепция массовой культуры, как повседневной культуры урбанизированного общества, как культуры массовой коммуникации стала основой для формирования художественных течений «РОР art». В архитектуре появилась теория, где городская среда исследуется как информационная система (Р. Мейер), как палимпсестна структура (текст написан поверх текста, как архитектурный кич и др. 18
20. В своих постройках Вентури намеренно смещал разные стилистические пласты, придавая жилым домам черты склада или супермаркета, – но в сочетании с иронически-остраненными элементами исторических стилей (Гилд-хаус, дом для престарелых в Филадельфии, 1960–1965; особняк для матери Вентури в Честнат-Хилле, Пенсильвания, 1962; Брант-хаус в Гринвиче, 1971–1973). С годами стилистические ретроспекции, «сноски» на классику занимали в его произведениях все более заметное место, однако мастер неизменно погружал их в атмосферу тонкой архитектурно-пластической игры, не позволяющей зданию превратиться в непреложный эстетический канон. Среди его произведений – гуманитарный факультет и факультет общественных наук в Государственном университете штата Нью-Йорк в Перчейзе (1968–1978), пожарное депо в Нью-Хейвене (1970), мемориальный комплекс Б.Франклина в Филадельфии (1972–1976), новый корпус Художественного музея в Оберлине (1974–1977), корпус молекулярной биологии в Принстонском университете (1983), художественные музеи (Лагуна Глория в Остине, 1983) и Сиэтле (1985), новый корпус лондонской Национальной галереи (1987–1991).
21. Архитекторы, которые принимали участие в формировании доктрины "партисипации" и "движения к потребителю" - это К.Танге («Городские ворота» - центр города Скопле, «Циркус» - жилой район в Милане) Г.Шаруна (жилой комплекс «Ромео и Джульета») Ч.Мура («Площадь Италии»в Нью-Орлеане) Ф.Герри («Джинджер и Фред»в Праге,«Золотая рыба»в Барселоне).
22. Предвестниками неорационализму считаются К.Леду, Н.Булле, А.Лоос, Дж.Терраньи. На становление неорационализму повлияли идеи французского структурализма, в частности работы Леви-Стросса. Общие идеологические основы нового движения были изложены в каталоге «Рациональная архитектура» на ХV триеннале, что произошло в Милане в 1973г. 23. В рамках критики функционализма и его эргономических основ возникло новое направление в развитии контрсучасного движения в архитектуре, получивший название рациональной архитектуры или неорационализму. Это направление возглавила группа молодых итальянских архитекторов «тенденций» под руководством своего лидера Альдо Росси. В группе работали такие теоретики и практики, как М.Тафури, Ф.Пурини, Л.Термес, В.Греготти, Е.Бонфанти, М.Сколари. Концептуальные положения «тенденций» можно свести к нескольким принципам: перенос акцента от сооружения до улицы или квартала и относительная независимость архитектурной формы от функции; внимание к историческим памятникам, поиск первичных элементов архитектуры.
24. В рамках критики функционализма и его эргономических основ возникло новое направление в развитии контрсучасного движения в архитектуре, получивший название рациональной архитектуры или неорационализму. Это направление возглавила группа молодых итальянских архитекторов «тенденций» под руководством своего лидера Альдо Росси. В группе Работали такие теоретики и практики, как М. Тафури, Ф. Пурини,.1. Термес, В. Греготти, Е. Бонфанти, М. Сколари.
В 1960 г. группа молодых людей, среди которых были архитектор, поэт, актриса, рабочий, математик, писатель и философ обьеденились в «Тальер где Архитектура», творчество которой имела социалистическую направленность. В работах «Тальер где Архитектура» объединяются рационалистичность пространственной организации с сюрреалистической характером внешнего вида, со смещением масштабов, с сознательной деформацией обычных архитектурных форм. Эти методы и приемы наряду с использованием традиционных классических архитектурных сооружений и форм, подобных амфитеатра, триумфальной арки, виадука, аркады, обелиска, дворца стали основой для проектирования жилых и общественных зданий и сооружений, для реализации программ муниципального строительства, программы «Версаль для народа». Среди жилых ансамблей, предложенных для Парижа и небольших французских городов, следует отметить Среди них: использование «общей теории относительности искусства» (К. Вентос. Использование нового художественного мышления в искусстве после возникновения контрсучасного движения. Для нового мышления характерно: предпочтения чрезмерного и случайного; предпочтения осложненного, эффектного и бесцельного; обращения в исторических стилей; невосприятие любой умеренности и нормативности; новое отношение к технике; театрализация и ритуализация повседневности.26 27. Методы и приемы наряду с использованием традиционных классических архитектурных сооружений и форм, подобных амфитеатра, триумфальной арки, виадука, аркады, обелиска, дворца стали основой для проектирования жилых и общественных зданий и сооружений, для реализации программ муниципального строительства, программы «Версаль для народа». Среди жилых ансамблей, предложенных для Парижа и небольших французских городов, следует отметить «Озерные аркады» (1974 80р.р.), Дворец Абраксас (1979-83р.р.), «Антигона», «барокко лестницы», «Балкон над городом»,«Площадь Окситании»т.д. 28. Последователи концепции рационализма "тенденций" работали в странах Европы. Среди наиболее известных последователей были М.Унгерс и Й.Кляйхус (Германия), Е.Сириани (Франция).
29. В своем творчестве А.Росси последовал такие принципы классической архитектуры, как чистая форма, симметрия, традиционные материалы, классическая на тектоника. Он построил новую типологию, считая, что такие типы объектов, как школа, больница, тюрьма и кладбище является истинным воплощением ценностей архитектуры как таковой. В своих работах А.Росси широко использовал метод аналогий, суть которого заключалась в подражании строительных традиций. Жилой дом в Галларатезе (1973г.) был ссылкой на традиционный миланский доходный дом. Дом ратуши в Триесте (1973) имел много общего с образом тюремной здания. Аналогичные принципы использовались в строительстве школы в Триесте (1969), кладбища в Модене (1971 84р.р.), Средней школы в Броне (1979р.), театра дель Мондо (1979р.). 30. «Озерные аркады» (1974-80 гг), Дворец Абраксас (1979-83 гг), «Антигона», «барокко лестницы», «Балкон над городом», «Площадь Окситании» и др. Основные философско-теоретические основы группы можно обобщить в положениях «эстетики избыточного».
31. Продуктивизм, как направление в современной архитектуре, ассимилировал в себе идеи функционализма и конструктивизма, универсального пространства и интегрированной инфраструктуры. В некоторых аспектах это направление выступает как противоположность популизма. В своих поисках продуктивизм опирался на достижения в архитектуре, которые были связаны с новыми материалами и новыми технологиями в строительстве и проектировании. Среди этих достижений: Хрустальный дворец Дж.Пекстона; работы О.Перре, И.Леонидова, Е.Сааринена и Мис ван дер Роэ; фонд Форда и гостиница «Юнайтед Нейшнз Плаза» в Нью-Йорке К.Роша; центр дизайна в Лос- Анжелесе и общественно-издательский центр в Вене Ц.Пелли; административные здания Г.Биркитса ; гостиничные комплексы Р.Формена. Среди перед вестников продуктивизму следует выделить поисковые проекты «Архигрем» и венского авангарда, проекты Б.Фуллера, промышленные сооружения для космических исследований на мысе Канаверал, сверхбольшие металлургические и химические заводы т.д. Архитектурный продуктивизм опирался на ключевые пространственные идеи послевоенной архитектуры, среди которых универсальный пространство универмага и лабиринтоподибний пространство конторских помещений «бюроландшафт». Для продуктивизму характерно наличие многоэтажного галерейного внутреннего пространства и централизация обслуживающих функций. 32 • недекорований сарай или ангар (максимально гибкие сооружения галерейного типа);
33. Архитектурный технократизм опирался на ключевые пространственные идеи послевоенной архитектуры, среди которых универсальный пространство универмага и лабиринтоподибний пространство конторских помещений «бюроландшафт». Для продуктивизму характерно наличие многоэтажного галерейного внутреннего пространства и централизация обслуживающих функций.
35 Р. Роджерса, P. Пиано, Н. Фостера. Среди их произведений следует отметить: дом страховой компании Ллойд в Лондоне (Р. Роджерс), центр современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже (Р. Роджерс, Р. Пиано), аэропорт Кансай в Осака (P. Пиано), фабрика «Рено» в Суиндоне, банк в Гонконге, аэропорт в Гонконге, башня тысячелетия в Токио, Рейхстаг в Берлине (Н. Фостер.
(36. терминал аэропорта Кансай на искусственном острове у Осака построил Р. Пиано (1988-94 гг.) Эти и другие огромные аэропорты и вокзалы открыли новые горизонты в развитии стиля. Среди них: терминал Ватерлоо в Лондоне (Н. Гримшоу, 1990-93 гг), вокзалы в (37. Одним из лидеров хайтека считается Н. Фостер и его фирма, которые Пользовались опытом самолетостроения, аэрокосмического и строительства, военных учреждений, строят мосты и др. В творчестве мастера переплетаются все вышеупомянутые направления в развитии [стиля. Его творческие поиски открыли новые горизонты и перспективы хай-тека. 38)ПОСТАВАНГАРД - общее обозначение явлений художественной культуры 1970-1980-х гг. Поставангард отличается эклектизмом, включает в себя множество направлений, основанных на обращении к искусству прошлого - сюрреализм, новый конструктивизм и др. 38)Венецианское биеннале и начало постмодернистского движения Ч. Дженкс в своей книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1978 г.) дал широкое определение постмодернизма как популистско-плюралистического искусства непосредственной коммуникабельности между людьми. Как показало дальнейшее развитие это определение охватывало не только постмодернизм как стиль, но также многие его разветвлений, которые в совокупности, по словам К. Фремптона, можно определить как поставангардизм. Таким образом поставангардизм представляет собой направление контрсучасного, т.е. после авангардного, развития архитектуры.Поставангардизм имеет тесную связь а архитектурной практикой таких мастеров архитектуры, как Г. Голляйн, И. Кляйхус, Л. Крие, Р. Вентури, г. Грейвз, Р. Стерн и Других. Этот и другой творческий опыт был обобщен в вышеуказанных книгах Ч. Дженкс и Р. Вентури, а также в книге Ч. Мура «Тело, память и архитектура» (1977 г.) В этих теоретических работах развитие поставангардистського движения анализировалось с позиций историзма и регионализма, концептуализма и контекстуалuзмa, метафоричности и багатозмистовности, а в целом - с позиций плюралистичности нового направления в развитии архитектуры и идей программированного эклектизма.
|