Правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций книжного бизнеса
Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия – это совокупность юридических норм, регулирующих правовые отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности. В правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий можно выделить четыре группы правовых норм: • систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создание, реорганизация, ликвидация); • систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-государственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности; • систему норм, регулирующих правоотношение между организациями государственной власти и управления и предприятиями различных организационно-правовых форм; • систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права). 2 Метод правового регулирования – это совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами. К диспозитивным относят методы: • согласования, – то есть субъект правового отношения самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правоотношение с другими субъектами правового регулирования вопросы решаются согласованно; • рекомендаций, – то есть одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию по правовому регулированию хозяйственной деятельности предприятий. К императивным относят методы: • обязательных предписаний, – то есть одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, которое обязательно для выполнения; • запрета, – то есть одна сторона правового отношения запрещает ту или иную деятельность другой стороне. 3 Принципы правового регулирования – это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Среди принципов правового регулирования выделяют: • принцип целенаправленности воздействия – на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъекта хозяйственных правоотношений; • принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: то есть нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений; • принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций; • принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции; • принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов – рабочих) на достижение общественно-необходимых хозяйственных результатов; • принцип законности – в условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц. 4 Под источником правового регулирования понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий являются: 1) Конституция РФ – главный источник всей системы права; 2) Кодекс РФ; 3) Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм; 4) Постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитии и исполнении законов; 5) акты министерств и ведомств, направленные на исполне-ние законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ; 6) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами; 7) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание
49. Массовая литература в современной России: издательский аспект. Принципиальным этапом, вехой и отправной точкой в возникновении современного книгоиздания стало принятие летом 1990 г. закона "О печати и других средствах массовой информации". Закон, ликвидировав институт цензуры, существовавший в России около 200 лет, снял идеологические ограничения, фактически разрушив основу советской системы книгоиздания, заложил базовые предпосылки для организации книгоиздания на новых рыночных принципах. «Массовая литература (паралитература, сублитература) - крупнотиражная развлекательная и дидактическая беллетристика 19—20 вв.; является составной частью «индустрии культуры». «Прямого отношения к истории литературы как искусства слова массовая литература не имеет: ее развитие осуществляется как диктуемый рыночной конъюнктурой отбор наиболее «ходкого» литературного товара и серийное изготовление продукции по его образцу». История появления отчественной массовой литературы Несмотря на то, что перестроечный (86-91 гг.) бум "толстых журналов" частично удовлетворил читательский спрос, прежде всего на отечественную художественную прозу и публицистику, по-прежнему ощущался колоссальный дефицит массовой литературы, в особенности переводной. Это обстоятельство чутко уловили "новые книгоиздатели". Идеологическую цензуру сменил диктат рынка - теперь издавалось прежде всего то, что продавалось. Лотки и прилавки книжных магазинов быстро заполнили "Чейзы, Сандры Браун, Кунцы, Макбейны, Спиллейны и прочие Анжелики". Вал зарубежной литературы, зачастую плохо и наспех переведенной и изданной, но весьма и весьма востребованной изголодавшимися по развлекательному чтению россиянами, захлестнул страну. Жанры м.л.:Тематический выпуск так называемых коммерческих издательств не блистал разнообразием - детективы, женские романы, фантастика, детская, прикладная литература (последние два вида - в основном переиздания) и т.п. Что касается переводных книг, то в 1991-1993 годы преобладали следующие жанры: сентиментальный роман - 60 %, детектив/триллер - 20 %, фантастика - 12 %, прикладная литература - 5 %, детская литература - 3 % [5].
Тогда же появился и расцвел суррогатный литературный жанр "эпохи дикого российского капитализма" - кинороман. Таким образом, начиная с 1993-1994 годов, ситуацию на книжном рынке стали определять частные издательства. За очень короткий срок издательское дело в России перешло на рыночный путь развития. Издательское сообщество, пережив кризис 1994/1995 года, оформилось и консолидировалось. "Базар" постепенно сменился рынком. Исчерпав лимиты, отпущенные советским книжным дефицитом, издатели встали перед необходимостью формирования нового содержания и структуры выпуска, раскрутки собственных издательских и авторских брендов. Для решения этих задач был выбран единственно правильный путь - если имен и названий нет, их надо создавать. Но как?.. Выпуская серии, эмпирическим путем изучая читательский спрос, постепенно "высеивая" из серий отдельные проекты и новые авторские имена, занимая свою нишу на рынке, зарабатывая издательскую репутацию. Если в 1993 году в России существовало 220 книжных серий, то к 1997 году их число достигало уже 1200 [5]! Среди этих проектов отдельного упоминания заслуживают серии "Черная кошка" (издательство ЭКСМО), "Любовный роман" (РМЖ "Панорама") и "Арлекин" ("Радуга"), счет книг в которых шел на десятки и сотни! Количество должно было неминуемо перерасти в качество - постепенно российское книгоиздание обретало "свое лицо". В отличие от начала 90-х литературный процесс стал более "национальным" [7]. Наши литераторы научились создавать любовные романы, фэнтези, детективы, триллеры и в том числе на "отечественном материале". Тут надо отдать должное издательствам ЭКСМО, ВАГРИУС, РИПОЛ и некоторым другим, которые, пойдя на серьезный коммерческий риск, еще в 1993/1994 году начали системно выводить на рынок отечественных авторов. Дорогостоящий "натурный" эксперимент удался - появились, вернее были созданы, авторы-бренды В.Доценко, А.Маринина, Н.Леонов, А.Бушков, Д.Корецкий и другие. Родились и обрели популярность новые жанры - отечественный боевик, российский женский роман и т.д. Возрождался интерес издателей к современной "серьезной" отечественной прозе - книги В.Пелевина, Л.Улицкой, В.Токаревой, Л.Петрушевской, Э.Радзинского все чаще появлялись в списках бестселлеров. По данным ВЦИОМ сегодня самые популярные жанры таковы: детективы, боевики, приключения (около 30%), романы о любви, "женские" романы (23.9%), книги по истории, исторические романы (24.1%), книги по домашнему хозяйству (16.4%), романы русских и зарубежных классиков (14.1%), энциклопедии, словари, справочники (11.5%) Собирательный образ читателя нового века - представитель среднего класса, не потерявший вкуса к чтению и не желающий читать ни элитарную, ни массовую литературу. Именно на него, по нашему мнению, будут работать в ближайшее время издатели. Вкусы и интересы этого класса определяют сегодняшний коммерческий успех изданий Б.Акунина, В.Пелевина, Э.Радзинского, И.Хмелевской, Дж.Роллинг, Венедикта Ерофеева, Дж.Р.Р.Толкиена и других. Среди аспектов, значимых для издателей, отмечу еще один - тенденция последнего времени такова, что вновь возрастает роль издателя, как креативной составляющей книжного бизнеса. Реализаторы, эти "длиннорукие мальчики", воспринимающие книги лишь через прайс-листы, пачки и контейнеры, начинают прислушиваться к издателям, редакторам, художникам. Диктат торговца постепенно снижается. Началось, как уже указывалось, время проектов в книгоиздании. И тут преуспеют те, кто лучше думает, лучше образован, лучше организовал литературный процесс в издательстве. Приходит время мейнстрима, время литературы и книг хорошего качества, но не элитарных, время авторов, ориентированных на успех, в том числе коммерческий, но не на модность [13]. Это равно относится ко всем жанрам от детектива до мемуаристики, от детской до справочно-энциклопедической литературы. Новые реалии порождают новый реализм в литературе. И это хорошо. Это дает издателям надежду на сохранение интереса россиян к книге.
|