Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жанрово-композиционный аспект редактирования текстов СМИ





Редактирование текстов СМИ пред­полагает знание редактором жанровой палитры журнали­стики. Жанровые границы текста — явление универсаль­ное. «След» жанра очевиден не только в публицистике, но и в таких видах человеческой деятельности, как общение, научное и художественное творчество. Жанр можно рассматривать как очень важную категорию процес­са общения, как форму, кот. обеспеч. способ пере­дачи опред. инф. в опред. услови­ях. Овладение стратегией редактирования жанра означает овладение методами коррекции изложения с целью повы­шения эффектив. процесса коммуникации.

В работах по теории и практике журналистики к жанрообразующим признакам относятся в первую очередь предмет, цель и метод отображения, реализуемые осознанно или неосознанно конкретным журналистом в ходе создания того или иного текста. Диалектически взаимосвязанная совокупность этих факторов, может быть обозначена понятием тип отражения действитель­ности. 3 осн. типа:фактографический (эмпири­ческий), исследовательский (теоретический) и художествен­но-исследовательский. =>

3 основных группы жур. текстов — информацион­ные (заметка, корреспонденция, репортаж, обзор, интервью), аналитические или исследовательские (статья, коммента­рий, рецензия) и художественно-публицистические или художественно-исследовательские (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Каждый жанр, в свою очередь, обладает своими жанрообразующими признаками и ориентируется на опре­деленные способы изложения, т. е. отбирает предпочтитель­ные фун-но-смысловые типы речи (пове­ствование, описание, рассуждение).

Сегодня жанровые границы журналистских текстов довольно подвижны.

2 жанровые схемы заметки: а) заметка может последовательно отвечать на вопросы что? кто? где? когда? почему? как? б) инф. в заметке м. б. соед. с базовым комментарием.

Жанровый рисунок обычно обнаруживает связь с ком­позицией — способом организации частей текста. Составляющие композиции: содержательно-смысло­вые элементы (речь идет о событии, образе героя и ав­торской концепции) и объемно-прагматические элемен­ты (речь идет о сильных позициях текста: заголовок, подзаголовок, рубрика, внутритекстовые подзаголовки, зачин, концовка, эпиграф). Раб. с автор. матери­алом, редактор определяет х-р размещ. этих элементов в тексте: нейтрал. или экспрессив.

Выстроенность текста в пространстве и времени очень важная сторона изложения, сообщающая ему достовер­ность. Важный признак репортажа - эффект присутст­вия автора.

Объемно-прагматические элементы также поддаются нейтральному или экспрессивному способу выражения обычно эти части композиции называют категориями ак­туализации. Они актуализируют содержательные состав­ляющие текста: авторскую концепцию, определенные чер­ты образ героя или фрагменты события.

Заголовок в лингвистическом плане яв­ляется именем текста, кот. м. б. уподоблено имени собственному: оно индивидуализ. текст, которому принадлежит. Нейтральный заголовок обнаруживает тесную связь с первым абзацем текста. В газетно-публицистическом и ли­тературно-художественном стилях повтор заглавных слов в начале текста и в самом тексте обычно бывает не столько, тематический, сколько концептуальный: употребленные в заголовке слова связываются с новым содержанием. Причем если в заголовке материала используются экспрессив­ные языковые средства, то редактор следит, чтобы эта экс­прессия опиралась на содержание. Работая с заголовком, редактор должен уметь опреде­лить его функцию в тексте. Нельзя редактировать заголовок без учета его связи с текстом, его роли в нем. Обычно выделяют следующие функции заглавий:

Номинативная - это заглавие по одному из признаков текста, например, его теме Номинативную функцию могут выполнять заглавия с дублирующими, разъяснительными обозначениями (Прохиндиада, или Бег на месте) или заглавия-дескрипции (Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил).

Информативная - такие заглавия содержат «порцию» оперативной информации, которая развернуто представлена в тексте Прыжок на Монблан..

Рекламная - участвуют в создании читательского ожидания, ожидания-прогноза.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1652. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия