Предпринимательство в книжном деле на современном этапе. Современные виды предпринимательской деятельности в сфере книгоиздания
Предпринимательство в книжном деле подразумевает самостоятельную инициативную инновационную деятельность по производству и распространению книг, связанную с вложением денежных средств и риском их потери на основе сочетания личной выгоды с удовлетворением общественного спроса и с целью получения прибыли[21]. Специфика книжного предпринимательства определяется двойственной природой книги. - С одной стороны, книга – результат творчества, отражающий общественные, социальные, политические, научные и культурные реалии эпохи. - C другой стороны, книга является товаром, т.к. цель ее производства в книжном бизнесе — продажа. Предпринимательству в книжном деле органически присуща инновационность. Его специфика состоит в том, что оно не может все время производить и продавать книгу одного и того же наименования. Содержание книг отражает постоянно меняющиеся реалии окружающего мира, поэтому на книжный рынок все время должны поступать новые издания. Новизна, инновационность – характерное свойство предпринимательства в книжном деле, с ним связана постоянная необходимость производства и распространения новинок и повышенный риск. Книга относится к интеллектуальной продукции, поэтому с книжным бизнесом за потребителя конкурируют другие виды бизнеса, также производящие интеллектуальную продукцию и оказывающие услуги в этой сфере, и тем самым сужающие емкость рынка книжного бизнеса. К конкурирующим бизнесам относятся: - аудиокнига и другая медиопродукция, - рынок интернетресурсов, - радио и телевидение, - журнально-газетная продукция. Основные пути вхождения в книжный бизнес: - приобретение активов (в т.ч. приватизация), - инвестирование, - создание независимого субъекта книжного бизнеса. Одним из важнейших источников предпринимательской идеи в книжном бизнесе является автор. Существует авторский рынок, т.е. рынок предпринимательских идей книжного бизнеса. Книжный бизнес обладает привлекательностью для предпринимателей и инвесторов на основании следующих присущих ему свойств: - низкая капиталоемкость, - устойчивый доход, - рост рынка в стоимостном выражении в ближайшие 3-4 года[23], - устойчивость спроса из-за слабого влияния инфляционных процессов, - мобильность бизнеса по отношению к меняющимся условиям рынка, - неограниченность входа, отсутствие монополий, - низкий уровень рисков, - сравнительно небольшой инвестиционный цикл, - наличие множества ниш для выбора. Субъекты книжного дела могут объединяться на основе: - вертикальной интеграции (фирм образующих «сквозную» технологию бизнес-процесса книжного дела: издательство, полиграфия, оптовая и розничная торговля, пример: издательство ЭКСМО); - горизонтальной интеграции (объединение в один бизнес нескольких однопрофильных фирм, например, издательств, магазинов - пример: ТОП-книга). Возможна также смешанная интеграция (пример: группа АСТ). - Основной организационно-правовой формой книжного бизнеса является Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Выбор этой формы связан с преобладанием в книжном бизнесе малых предприятий. В настоящее время частный капитал занимает лидирующие позиции в книжном деле. Книжный рынок характеризуется следующими особенностями: - постоянным обновлением книжного ассортимента; - широким ассортиментом по сравнению с ассортиментом других сегментов товарного рынка; - в производство книг включаются не только новые произведения, но и произведения созданные задолго до появления печатного станка; - на розничный книжный рынок поступают книги прошлых лет изданий (вторичный рынок, букинистический рынок). Для книжного рынка России характерны: - моноцентричность: большинство книг издается в Москве и Санкт-Петербурге; - региональные различия, отражающие степень доступности региона для поставки; - дифференцированность регионов по платежному спросу населения; - сезонность спроса; - ограниченная доля государственного сектора (около 15%); - косвенное государственное регулирование через систему налогообложения, кредитных ставок, арендной платы, стоимости энергоносителей; - преобладание муниципальной собственности на здания и сооружения, что ограничивает по сравнению с развитыми странами возможности размещения офисов, магазинов, складов; - наличие большого количества рыночных сегментов ограниченной емкости, ориентированных на читательские потребности малых языковых групп и религий, интересов. Розничный книжный рынок сегментирован по видам литературы и по целевому назначению книги. Наибольшую долю выпускаемых книг составляют художественная литература и учебники для школ, пользующиеся большим спросом и выпускающиеся относительно большими тиражами. Наименьшую долю по тиражам (но не по названиям) составляет малотиражная литература, выпускаемая издательствами университетов, учебных организаций и научных институтов, государственными организациями и ведомствами. Она практически не имеет выхода на потребительский рынок. Объем книжного рынка России в стоимостном выражении начиная с 1998 г. непрерывно растет, в ближайшие годы прогнозируется рост рынка в стоимостном выражении до $3 млрд.[32] Рост в последние годы обеспечен ростом средних цен на один экземпляр и вызван не только инфляционными явлениями, но и повышением качества изданий, снижением тиражей и увеличением в издательских планов дорогостоящих изданий. Тем не менее средняя цена на книгу в России остается одной из самых низких в Европе и составляет в настоящее время около $2.5[33]. Среди современных тенденций книжного бизнеса наиболее заметна тенденция к появлению объединений фирм, которые предоставляют его участникам новые финансовые возможности. Примерами интеграции нескольких издательств, полиграфии и книжной торговли (оптовой и розничной) могут служить издательская группа АСТ и издательство ЭКСМО. Крупные оптовые книготорговые структуры имеются в группах «ОЛМА», «РИПОЛ», «Центрполиграф», а также во многих крупных издательских группах. На оптовом рынке успешно работает «ТОП-книга». Такие каналы распространения как интернет, книга-почтой, книжные клубы и др. расширяют круг потребителей. В книжной торговле магазинная форма остается для предпринимателей ведущей, но она базируется на современных информационных технологиях, использовании логистических методов в управлении материальными потоками. Успех предпринимателя все больше зависит от его маркетинговой стратегии, умения найти и использовать свои конкурентные преимущества. На повестку дня выходит вопрос о ценообразовании в книжном деле, которое по примеру развитых стран может стать предметом картельных соглашений между полиграфическими, издательскими и книготорговыми фирмами. Очень важен вопрос о едином формате взаимодействия партнеров книжного бизнеса. Большим препятствием для дальнейшего развития книжного бизнеса остается слабая мощность книгопроводящей сети. После развала советской системы оптового книгораспространения «книжный голод» советской эпохи (неудовлетворенный спрос при больших остатках в сети неликвидной политической литературы) сменился состоянием близким к насыщению рынка в мегаполисах России и неудовлетворенным спросом на книги во многих регионах. 51. Шрифт: классификационные подходы, роль в раскрытии содержания книги. Цифровые шрифты: типы, форматы, кодировки. Типометрические системы: виды, области применения, взаимосвязь. Разрешающая способность цифровых устройств. Передача сообщений осуществляется при помощи текста, то есть, с использованием шрифта и типографики - искусства размещения информации в печатном или электронном формате. Шрифт участвует в коммуникации самым непосредственным образом: он придает сообщению визуальный образ, обеспечивает важнейшие информационные процессы: хранение информации, ее передачу и обработку. Роль в раскрытии содержания книги От начертания, цвета, размера шрифта во многом зависит реакция зрителя на представленное сообщение. Для восприятия, осмысления и оценки этих возможностей шрифта нужно обладать визуальной культурой. Шрифт и его правильное использование в оформлении играет важную роль. С эстетической точки зрения шрифт должен быть красивым. Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе, в изданиях равных форматов. Производственно-технико-технологические требования к шрифтам характеризуются двумя показателями: возможной точностью воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механической прочностью и линейной точностью шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине. Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость При выборе шрифта для набора издания необходимо учитывать условия чтения, степень подготовленности читателя (например, по возрасту). Шрифт должен быть подобран так, чтобы содержание текста читатель усваивал быстро, с наименьшим утомлением. Так, например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12 - 16 пунктов, для квалифицированного читателя - шрифты 8 - 10 пунктов; для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль шрифта может быть снижен. классификационные подходы, Классификация по способу оформления: 1. Надпись. Однократно выполненный рисунок, состоящий из особых штриховых знаков. 2. Каллиграфия. Частный случай надписи, выполненный в технике письма. 3. Наборный шрифт. В нем слова и строки текста составляются из отдельных литер или других элементов ручным или механизированным способом. Классификация шрифтов по виду исполнения: 1. Дуктальные. Связь написания с рукописным письмом. 2. Глиптальные. Связь написания с письмом вырезанным на твердом материале. 3. Нарисованные. -//- на мягком материале. Классификация по способу и технологии набора: 1. ручные 2. машинные а) Линотипные. Отдельные литеры, получаемые в процессе отливки, автоматически составляются в слова и строки. б) монотипные. Предназначены для набора на машине монтип, в типографию поступают в виде матриц. в) крупнокегельные. Предназначенный для набора текстов кеглем свыше 14 пунктов. г) цифровые. Шрифт, записанный в виде последовательности цифровых значений, определяющих форму знаков. Предназначены для использования в компьютерном наборе. Существует два основных типа цифровых шрифтов – растровые и векторные – и несколько видов записи (форматов цифрового шрифта). д) фотонаборные. набор на светочувствительный материал с помощью фотонаборных машин различной конструкции. 1. Металлические отлитые из специального типографского сплава – гарта для механического наборного оборудования. 2. Фотонаборные в противоположность горячему или металлическому набору – набор на светочувствительный материал с помощью фотонаборных машин различной конструкции 3. Цифровые шрифт, записанный в виде последовательности цифровых значений, определяющих форму знаков. Предназначены для использования в компьютерном наборе. Существует два основных типа цифровых шрифтов – растровые и векторные – и несколько видов записи (форматов цифрового шрифта). Типометрические системы: виды, области применения, взаимосвязь В настоящем в полиграфической промышленности действуют три системы измерения: • Типографская (система Дидо), основанная на французском дюйме; • Англо - американская, основанная на английском дюйме. • Метрическая - Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах.; Типографская система мер, типометрия – система измерения шрифта, использующая в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье. В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо: • 1 пункт (п) - 1/72 французского дюйма(1 п = 0,376 мм). Пункт Дидо ещё называют европейским пунктом; • 1 цицеро (циц) - 12 пунктов (~4,51 мм); • 1 квадрат (кв) - 4 цицеро, или 48 пунктов (~18,04 мм). В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр. Англо-американская типометрическая система (пайка) – система измерения шрифта. Применяется в Америке и Великобритании. Предложена в 1879 г. Нельсоном Хоуксом. В этой системе основные единицы измерения пункт, равный 0,35146 мм (приблизительно 1/72 английского дюйма), и пайка (pica), равная 12 пунктам. В 80-х гг. ХХ в. фирма Adobe скорректировала величину пункта, сделав его равным точно 1/72 английского дюйма (0,35278 мм). Компьютерные программы набора и верстки по умолчанию используют англо-американскую систему и пункт Adobe. Таким образом, фактически они стали мировым стандартом в типографике. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо,англо-американской).
|