Дизайн товара
Существенное значение для упаковки имеет ее дизайн. Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной сферы. В узком смысле под дизайном понимают художественное конструирование, т.е. проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами. ИЛИ Дизайн обозначает различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств проектируемых изделий. На конгрессе международного совета организаций по дизайну (ИКСИД) в 1969 году было принято определение дизайна. Под дизайном понимают творческую деятельность, целью которой является определение формальных качеств выпускаемых промышленностью изделий. Эти качества включают внешний вид изделий, но главным образом — структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как сточки зрения потребителя, так и сточки зрения изготовителя Дизайн к настоящему времени проник во все сферы производства. Его методы положены в основу при создании даже таких уникальных аппаратов и систем, как интерьеры и оборудование подводных лодок, самолетов, космических кораблей. Оформление упаковки с точки зрения формы, цветового решения, текстовых и графических материалов, соблюдение пропорций, элементарного вкуса оказывают непосредственное влияние на покупателей, создают у них определенное отношение к товару и его производителю. Чем большее внимание дизайнер уделяет запоминающимся элементам, тем успешнее складывается судьба товара на рынке Дизайн начинает играть главную роль в процессе реализации товара, поскольку внешний вид в понимании потребителя является частью предложения. В современных супермаркетах, где практически одинаковые по качеству товары предлагаются для выбора по одинаковым или сближенным ценам, упаковка наряду с рекламой становится главным орудием борьбы за потребителя. Упаковка фактически предлагает не товар, так как известно заранее, что товар определенной стоимости не может не обладать определенными качествами, а предлагает... упаковку. Однако очевидно, что производство как сфера профессиональной деятельности может торговать упаковкой только в тех случаях, когда в глазах массового потребителя всех уровней упаковка превратилась в самостоятельную ценность. Подобного результата невозможно добиться исключительно усилиями самого производства, нуждающегося в сбыте. Успех этих усилий возможен только в особой ситуации, в обстановке широчайшего распространения особых символических ценностей, искусственных мотивировок, престижных соображений и нерациональной (в сугубо техническом смысле) экономики; Чтобы выполнить эти задачи, упаковка должна создать запоминающийся, метафорический образ заключенного в ней продукта, то есть на своем языке (языке упаковки) донести необходимое закодированное сообщение до потребителя. С этой задачей может справиться только упаковка, созданная профессиональным дизайнером. Можно говорить о том, что понятие «упаковка» стало формироваться одновременно с появлением новой творческой деятельности — дизайнерской. Современная упаковка, кроме того, являет собой целый комплекс со сложной структурой, рассчитанный не только на покупателя, то есть должна удовлетворять не только его запросы (быть привлекательной, информативной, удобной в переноске и т.д.), но и на продавца, то есть должна быть для него удобной; она теперь включает различные варианты расфасовки, например конфетный комплекс может использоваться для штучной продажи конфет, для продажи коробкой, бывают и другие варианты и сочетания. Конфетный комплекс может трансформироваться так, что при штучной продаже большая коробка превращается в мини-витрину и таким образом помогает продавцу привлекать покупателя. Помимо самой упаковки, служащей для сохранения и показа товара, современные дизайнеры в этот комплекс закладывают дополнительные возможности, учитывающие прежде всего возрастной ценз потребителя. Имеются в виду различные наклейки, разборные конструкторы, другие виды игровой направленности, а также страсть детей к коллекционированию. Для взрослых это может быть рекламно-сувенирный комплекс. В любом случае появляется то, что называется рекламно- упаковочным комплексом. Дизайн упаковки товара должен обладать следующими свойствами: быть оригинальным, эффектным, привлекать внимание потенциального потребителя; подчеркивать характеристики продукта — его выгоды, действие, свойства, использование, результат применения; быть патентоспособным с целью недопущения его использования другими производителями; концептуально подходить для новых товаров, которые могут быть добавлены в линию существующих уже товаров данного производителя; быть технологически осуществимым и экономически целесообразным с учетом сложившихся особенностей производства упаковки. Секрет удачного дизайна заключается в соотношении главных и второстепенных элементов на упаковке. Часто кажется, что чем больше информации будет размещено на "фасаде" упаковки, тем лучше для покупателя. В таких случаях необходимо выяснить, что является главной характеристикой продукта, а чем можно пожертвовать или перенести на обратную сторону. В условиях ограниченного пространства упаковки важным становится принцип "разумного минимализма", ведь обилие информации о товаре скорее запутает потребителя, а не поможет ему сориентироваться. Иногда возникает другой соблазн — отдать предпочтение эстетике упаковки, а не ее информативности. Однако следует помнить, что в большинстве случаев важнее сделать товар понятным, "своим" для потребителя, чем стильным, демонстрируя новый "крутой" дизайн.
|