Фаза напряжения
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. - симптом "переживания психотравмирующих обстоятельств"; - симптом "неудовлетворённости собой"; - симптом "загнанности в клетку"; - симптом "тревоги и депрессии".
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений: - симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования"; - симптом "эмоционально-нравственной дезориентации"; - симптом "расширения сферы экономии эмоций"; - симптом "редукции профессиональных обязанностей".
Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Фаза включает: - симптом " эмоционального дефицита"; - симптом "эмоциональной отстранённости"; - симптом "личностной отстранённости, или деперсонализации"; - симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений".
Симптом проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе не устранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растёт,
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности.
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложнённых обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворённости работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии профессии, в конкретной должности или месте службы.
Несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестаёт улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идёт о выработанном со временем полезном навыке (подчёркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с деловыми партнёрами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: лёгкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Он вполне оправдан в случаях, если: - не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности; экономия эмоций не снижает "вхождение" в партнёра, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решения и формулировке выводов; - не настораживает и не отталкивает партнёра; - при необходимости уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию; например, профессионал, когда требуется, способен отнестись к партнёру подчёркнуто вежливо, внимательно, с искренним сочувствием. Действует принцип "хочу или не хочу": сочту нужным - уделяю внимание данному партнёру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения он весьма распространён. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное - эмоциональную чёрствость, неучтивость, равнодушие. Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнёрами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.
Данный симптом как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнёром. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: "это не тот случай, чтобы переживать", "такие люди не заслуживают доброго отношения", "таким нельзя сочувствовать", "почему я должен за всех волноваться". Врач не имеет морального права делить больных на "хороших" и "плохих".
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе человек до того устаёт от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой "жертвой" эмоционального выгорания. На службе человек ещё держится соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкается или, хуже того, готов послать всех подальше, а то и просто "рычит" на супруга и детей. Можно сказать, что он пресыщен человеческими контактами и переживает симптом "отравления людьми".
Термин "редукция" означает "упрощение". В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По "законам редукции" субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием.
|