Романтизм в европейской историографии
1. Приготовление раствора меньшей концентрации из раствора большей концентрации.
Литература:
1. Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия. 1979. С. 213-216, 223-243. 2. Ершов Ю. А, Попков А. А., Берлянд А. С. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Под. ред. Ю.А. Ершова – М.: Высшая школа, 1993. С. 42-51. 3. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия. М.: Высшая школа, 1975, ч. 1, гл. II. 4. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М.: Высшая школа, 1989, с.93-102, 112-125.
Романтизм в европейской историографии. На смену эпохе Просвещения, из его отрицания приходит другое мировоззрение, романтизм, философия истории Шеллинга и Гегеля. Романтики делают акцент на ирациональной стороне природы человека. Главным преобразователем общества становитчя совокупность нравов, обычаев, представляющих «народный дух», народ, воплощающий в своей культуре и исторической индивидуальности, присущие только ему особенности. Происходит осмысление того, что каждая эпоха, каждое событие отличается своим характером, все развитие происходиторганично, прошлое входит в плоть и кровь народа. Сущность романтического мировоззрения составляло главнейшую идею общественной и исторической мысли – историзм, жающий понять и установить связь времен, связь прошлого, настоящего и будущего. В романтизме безусловный интерес представляло утверждение о национальном своеобразии исторического развития народов, основу которых составлял «народный дух», и о необходимости глубокого и всестороннего познания человека. Учение Шеллинга. Ей было присуще понятие о единстве мира как движение к единой цели поставленной Богом, на пути к которой народы проходят через общие для всех ступени. При этом каждый народ индивидуален по своей сути и в реальной жизни выражает какую-либо сторону всемирной истории. Поэзия, религия рассматривались как один из возможных путей познания.
Немецкий романтизм. Родился как реакция на ВФР. Формирование НР связано с деятельностью йенского кружка (нарративная школа) (Ф.Шлегель, А.Шлегель, Ф.Гарденберг (Новалис)). Ранний немецкий романтизм был литературно-эстетическим течением. Выступал в двух вариантах: реакционном и либеральном. Отрицая все созданное Просвещением, немецкие романтики подчеркивали индивидуальный характер исторического явления. Вместо разума – чувства, фантазии и мистика. Идеализация патриархального феодального СрВ уклада («рыцарей и святых»). Внесли, т.н.м., важный вклад в развитие историзма. Каждый этап в истории – необходимое звено. Преемственность этапов нельзя нарушать даже реформами, не говоря о революции. Историческая школа права. Ими создан немецкий историзм. Ф.Савиньи (1779-1861). (с 1842 – министр юстиции Пруссии). «О призвании нашего времени к законодательству и науке о праве». Отвергал идею о праве как продукте разума. Право – сущность любого народа, подобно языку и обычаям. Его нельзя сконструировать или заимствовать. Каждая эпоха- продолжение и развитие предыдущей. К.Ф.Эйхгорн (1781-1854). «История немецкого гос-ва и права». Опровергал взгляды просветителей на право как собрание анахронизмов. Право – продукт закономерного развития. Историческая концепция Л.Ранке (1795-1886). «История германских и романских народов (1494-1535)». Богатство фактического материала, тщательность его обработки – после чего был приглашен в Белинский университет. Ранке ввел новую форму работы со студентами – семинары, где критически изучались источники. На этих семинарах создавалась школа Ранке. Ранке был противником рационализма и приверженцем религиозно-консервативной трактовки истории. Его знаменитое предписание «писать историю так, как это происходило на с.деле» - было направлено как против морализма просветителей, так и против романтиков, которых Р.упрекал в стремлении приукрасить истину. Считая, что ход истории определяется божественным провидением, Р.видел в каждой эпохе и в каждом государстве индивидуальность – воплощение конкретной божественной идеи. Ход всемирной истории изображал только в идейно-политическом аспекте, игнорируя соц.-эк.факторы. Крестовые походы объяснял духовным стремлением христиан вырвать святыни из рук мусульман. В отличие от школы права, Р.утверждал, что внутреннее развитие народа определяется и внешним воздействием. Так, ВФР была, по его мнению, вызвана тем, что Фр утратила положение господствующей на континенте державы. Был противником решительных буржуазных преобразований и выступал за классовый компромисс между дворянством и буржуазией. Особенно неприемлемой для Ранке была идея народного суверенитета. Либерально-романтическая Иг. (Г.Луден, К.Роттек,Ф.Дальман). За конституционное устройство общества (как в Англии). Государство – результат общественного договора. Либерально-просветительская гейдельбергская школа. (Ф.Шлоссер, Г.Гервинус, В.Циммерман). Шлоссер «История восемнадцатого столетия». ВФР была полезна для развития Франции: якобинцы основали новый «дух свободы» и истребили с корнем все средневековое зло. Разделял концепцию «просвещенного абсолютизма». Против Герм.революции 1848. Циммерман «История великой крестьянской войны» (1841-1843), «Германская революция» (1848). В основном говорит о деятельности Франкфуртского парламента, членом к-го сам являлся. Г.Гегель (1770-1831). (читал лекции по философии истории в Берлинском универ-е). Всемирную историю Гегель понимал как саморазвитие первичного мирового духа, заключающееся в непрерывном росте осознания свободы. Мировой дух – это человечество, взятое в целом. Строение МД разбивается на 3 элемента: общее (сам МД), единичное (человек), особенное (народ). Главный субъект мировой истории – народ. Делил народы на исторические и неисторические. На авансцену истории в ТИИ период вр. выдвигаются определенные народы, а остальные остаются за сценой. Но не существует раз и навсегда избранного народа. Не великие личности делают историю, а история сама создает героев. История начинается на Древнем Востоке, где МД пробудился впервые, но был задушен деспотиями, затем МД перемещается в Др.Грецию. Третий этап – с возникновением христианства (человек как таковой свободен). Наилучшая форма гос.устройства – конституционная монархия. Романтизм в дворянской Иг Европы и России Франция. Ж. де Местр (1753-1821). Представитель консервативного крыла. «Соображения о Франции», «О папе», «Петербургские вечера». Человек по природе – зол, поэтому в обществе творятся преступления. Для управления обществом требуется непререкаемая власть церкви и государства, жестокость и насилие, инквизиция и палач. Лучший государственный порядок – неограниченная власть короля, который правит при помощи дворянства. Выше короля лишь власть РКЦ. Противник ВФР, общество нельзя преобразовать с помощью написанных в духе «разума» конституций. Суть дела в народном духе (нравы, обычаи, предрассудки, инстинкты). Религиозно-провиденциалистский взгляд: хоть сама революция была делом сатанинским, здесь ясно прослеживается рука Провидения: это кара на впавших в грех французов. Л. де Бональд (1754-1840). «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе». Общественный порядок стоит на трех основах: господство религии, сословное неравенство, абсолютная монархия. Неограниченность монархии вытекает из основ мироздания – мир устроен монархически: бог правит миром, душа – человеком, отец – семьей. Англию де Бональд считал отсталой страной. Ко времени революции французский народ был счастлив как никогда ранее. Причины проблем – просвещение, Виклиф, Ян Гус, а также нищенствующие монахи-минориты XIII-XIV вв. де Токвиль. Дворянин. Аристократию с ее традициями считал лучшей частью нации, способной препятствовать установлению деспотизма (абсолютизма). Возвращение к старому порядку, однако, считал невозможным; необходим компромисс с буржуазией. Известен своим трудом «О демократии в Америке» (1835-1840), опубликованном после его путешествия в Америку. Главная проблема: как в условиях демократии (т.е.гражданского и политического равенства) обеспечить свободу (т.е. гарантию для образованного меньшинства против «тирании большинства»). Он считал, что тенденция к демократизации общества опасна, ибо может привести к установлению тирании. Установление власти Бонапарта явилось именно таким следствием. О многих сторонах американского общества он отзывается отрицательно (нищета рабочих, алчность буржуазии, продажность политиков), но было и то, что ему нравилось: система «которая ограничивала влияние широкой массы» (т.е. 2-партийная система, административная децентрализация, 2-палатный парл., Верховный суд, широкие права исполнительной вл.). К ВФР относился отрицательно, а к американской рев. – положительно, считая, что она развивалась «с любовью к порядку и законности». Ж.Мишле (1798-1874). «История Франции» (17 тт.) «История Фр.Революции» (6 тт.). Мишле – историк-романтик, испытавший заметное влияние немецкого романтизма. Он стремился к «живому воскрешению прошлого», к «сопереживанию» с ним, проникновению в «дух» («гений») народа. Его работы написаны художественно ярко, эмоционально приподняты, с лирическими отступлениями. Главный герой ВФР – народ. Противопоставление буржуазии народу имеет социокультурный смысл: в отличии от бурж-и, и ото всех образованных людей, народ сохраняет естественное совершенство. Он руководствуется в своих действиях не «рассудочными умствованиями», а «могучим инстинктом» - это проявляется в таких чувствах как: любовь к родине, глубокая привязанность к земле, героизм, самопожертвование. Мишле первым среди историков ВФР обратился к архивным документам (с 1831 он заведовал историческим отделом Национального архива). Хотя ссылок на источники у него нет. В основе революции – не материалистические интересы, а идеи братства, свободы, справедливости. Наибольшие симпатии у него вызывал Дантон «трогательно стремившийся к примирению партий». Напротив, в якобинцах он усматривал нечто вроде инквизиторской, священнической корпорации, чуждой народному духу. Высшим достижением революции считал провозглашение республики.
|