Настоящие методические указания составлены на основе рабочего учебного плана заочной подготовки в Международном университете (Калининградский филиал) в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» по курсу «Культурология».
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков по дисциплине «Культурология» изложены в Государственном образовательном Стандарте Российской Федерации.
дисциплина «Культурология» входит в цикл общегуманитарных дисциплин наряду с социологией, политологией, историей, логикой, педагогикой, психологией, правоведением и философией. Культурология изучается на первом курсе второго семестра как на дневном, так и на заочном факультетах. При очной форме обучения данная дисциплина изучается в объеме 102 часа, в том числе 36 часов аудиторных занятий. При заочной форме обучения предусмотрено б часов лекций, 2 часа семинарских занятий, выполнение одной контрольной работы..
Формой контроля по дисциплине является зачет. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения проводится промежуточное тестирование. В качестве зачета предусмотрена и такая форма, как итоговое тестирование на базе тестовых заданий Калининградского филиала Международного университета, так и в рамках общероссийского Интернет-зкзамена.
Курс состоит из двух разделов: теория культуры и искусства; история культуры и искусства.
Цель курса. Цель теоретического раздела курса — познакомить слушателей в соответствии с проблемно-историческим принципом изложения с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии и искусства. Цель исторического раздела — дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.
Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды ученых и творцов на место культуры в социуме, показать представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях. Рассмотреть историко-культурный материал, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие.
Примерный тематический план занятий
Наименование
Разделов и тем программы дисциплины
| Всего по дневной форма обучения аудиторных занятий, часы
| По заочной форме обучения: лекции, часы
| По заочной форме обучения: практические занятия, часы
|
Раздел 1.
Культурология как наука
|
|
| |
Раздел 2.
Мир природы и
Мир культуры
|
| | |
Раздел 3.
Культура как социальный феномен
|
| | |
Раздел 4.
Первобытная культура
|
|
| |
Раздел 5.
Своеобразие культур Востока
|
| |
|
Раздел 6.
Античная культура
|
|
|
|
Раздел 7.
Средневековая христианская культура
|
| | |
Раздел 8. Культура
Эпохи Возрождения
|
|
| |
Раздел 9.
Феномен русской Культуры
|
|
| |
Раздел 10.
Культура Нового времени
|
| |
|
Раздел11.Тенденции развития культуры в XX веке
| |
| |
Раздел 12. Проблема культурного взаимовлияния Запада и Востока
|
| | |
Раздел 13.Историо-
графия русской и западной культурологии
|
| | |
Итого
|
|
|
|
Тема 1. Культурология как наука
Происхождение термина «культура». Многообразие определений культуры. Основные подходы к изучению культуры. Культурология как научная дисциплина. Культурология как наука о сущности, основных функциях культуры и закономерностях ее развития. Междисциплинарный характер культурологии. Основные разделы курса. Основные методологические подходы в преподавании курса.
Тема 2. Мир природы и мир культуры.
(Природное развитие как предыстория культуры. Идеальное как совершенное в природе. Этногенез культуры. Многообразие реальных и номинальных смыслов культурно-исторического процесса.
Естественное и искусственное в культуре - борьба «миров».
Материальное и духовное производство, их сходство и различие. Соотношение материального и идеального в культурных феноменах.
Дилемма «органического» и «механического» способов функционирования культуры и попытки ее преодоления.
Тема 3. Культура как социальный феномен
Культура как форма и результат деятельности человека. Человек как носитель культурно-исторического развития. Культура и цивилизация. Человек- творец и т ворение культуры. Усвоение культуры.
Смысл культурного творчества человека. Психология творчества. репрезентативность, креативность. Передача культурной информации. Язык культуры. Символизм культуры. Предметный мир культуры.
Функции культуры. Проблема культурных норм и культурных ценностей. Иерархия ценностей как отражение специфики определенной культуры. Эволюция ценностей - закономерности и специфика. Морально-правовые детерминанты в культуре. Человек как высшая культурная ценность.
Кризис образования и культурыв контексте глобальных проблем: кризис цивилизации, нарастание разрыва между образованием и культурой, отставание образования от развития науки, дегуманизация образования. Гуманизация и гуманитаризация образования и становление культурологии как учебной дисциплины. Особенности формирования и развития культурного потенциала студента.
Тема 4. Первобытная культура
Культура и мифология. Мифологическое сознание. Познавательные функции мифа. Миф и ритуал. Табу. Роль мифологии как источника духовной культуры.
Культура и религиозно- мифологическое сознание. Культурологический подход к пониманию сущности религии. Культура и культ. Священное (сакральное) и светское (секулярное) в культуре.
Д.Фрэйзер, Э.Тайлор, З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Леви-Строс об особенностях мифологического сознания и о роли мифа в истории культуры. В.Я. Пропп об исторических корнях и морфологии русских волшебных сказок.
Тема 5. Своеобразие культур Востока
Культура Востока как исторический феномен. Историческая судьба восточных цивилизаций. Восточная культурно-историческая модель.
Индо-буддийская культурная традиция, ее основные особенности. Индуизм и буддизм. Памятники индуистской и буддистской культур. Влияние науки на культуру - “восточный парадокс”. Концепция скрытой красоты. Отрешенность от мирской суеты. «Искусство умирать». Конфуцианская духовная и культурная традиция. Достижения культуры Китая.
Классический ислам и культура мусульманского “ренессанса”. Тождество религиозного и светского, сакрального и земного. Исламский менталитет как религиозный менталитет. Прогрессивное развитие как движение к “худшему”. Грядущий миропорядок как «исламский» миропорядок. Традиционализм и культурное противостояние Западу.