Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Уровни интерпретации





В зависимости от глубины поставленной задачи, опыта и квалификации специалиста можно выделить несколько уровней интерпретации одного и того же проективного рисунка. На самом поверхностном уровне в соответствии с таблицей интерпретатора выделяется список особенностей личности. При этом специалист не заботится о составлении целостного портрета.

Более глубокий уровень предполагает установление связей между определенными чертами рисунка, первичную иерархиза‑цию выделенных черт. При таком подходе как значимые рассматриваются только симптомокомплексы – свойства, подтверждаемые разными элементами рисунка. Таким образом, незначимые элементы впрямую не интерпретируются. Например, наличие глаз средней величины при отсутствии каких‑либо признаков агрессии или защиты, демонстративности и т. п. может не интерпретироваться как страх. Этот уровень позволяет дать характеристику отличительных особенностей личности.

Следующий уровень анализа рисунка позволяет нарисовать динамическую картину личности с точки зрения ее основной проблематики. На этом уровне специалист способен выделить основные проблемы, которые формируют характер личности, стиль поведения и проявления в различных ситуациях.

 

2.3.2. Графический тест «Дерево»

 

Проективный графический тест «Дерево» используется в психологической диагностике с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях рисунка дерева отражение жизненных проблем человека. В литературе известны различные попытки привести более или менее устойчивые диагностические критерии на основании анализа рисунка. Проблема главным образом заключается в создании некоторой «типологии рисунка» дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения (Анатази, 1982; Венгер, 2002; Райгород‑ский, 1998б).

Описание теста «Дерево»

Цель методики: выявление индивидуально‑типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15x10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

Интерпретация I («типология рисунков»)

Тип 1 – «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для людей, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Тип 2 – «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы – это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое встречается у людей, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще это люди, имеющие философское образование или обладающие склонностью к «философствованию», т. е. обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

Тип 3 – «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, со множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большому числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у людей, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».

Тип 4 – «зимнее». Для этого типа характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

Тип 5 – «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще людям, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у людей интуитивного типа.

Тип 6 – «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами.

Тип 7 – «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 – «характерное дерево». Изображение данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

Тип 9 – «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем – солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II («психология деталей»)

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часто у людей, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево – чей‑то дом. Для таких людей характерно стремление ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.

Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося отреагировать противоположным действием, контрвопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарии: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую».

Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто – дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости.

Слишком большие размеры изображения – внутренняя раскованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов или людей, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы. Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

Интерпретация III теста «Дерево» (комплексная, по Р. Стора)

В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)

Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т. е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается рисовать с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т. д.

Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т. п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т. д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость и т. д.

Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:

I. 1‑6с вобода от инструкции;

II. 6‑10 почва;

III. 10‑корни;

IV. 15–22 симметрия;

V. 23–26 кресты;

VI. 26–35 расположение на странице;

VII. 35–69 форма листвы;

VIII. 69–78 штриховка;

IX. 78–97 ствол;

X. 97‑101 общая высота дерева;

XI. 101–113 высота листвы;

XII. 113–120 ширина листвы;

XIII. 1 20‑1 25 выступающие части;

XIV. 1 25‑1 46 особенности линий;

XV. 147–149 разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

Приводимый ниже вариант интерпретации мы считаем полезным дополнением, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошла достаточную апробацию. Тем не менее этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II.

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. Свобода от инструкции

1. Множество деревьев (не связанных почвой – детское поведение; не подчиняется инструкциям).

2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).

3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность.

4. Пейзаж вокруг дерева – чувствительность.

5. Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность.

II. «Основание»

6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой‑либо приказ, указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) – навязывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энтузиазм, увлеченность.

9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность, разбитость.

III.Корни

10. Корни меньше, чем ствол, – хочет узнать, что от него скрыто.

11. Корни на высоте ствола – любопытство, вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол, – большое любопытство, вызывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой, – инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами, – способен различать и распознавать реальность.

IV.Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга – силится казаться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично – напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочередно с обеих сторон – колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность – источник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование – подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвы.

22. Угольное чередование листвы.

Примечание. Наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, никак не проявляемой внешне.

V. Крест

23. Крест в корнях.

24. Крест в стволе.

25. Крест в листве.

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.

VIРасположение на странице

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция – привязанность к прошлому, к матери, к тому, что связано с ее образом.

27. Левая позиция с тенденцией к центру – двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево – желание найти баланс между покровительством и независимостью.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо – желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо – направленность к внешнему миру, будущему.

29а. Строго центральная позиция свидетельствует о потребности в строгой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция – потребность опереться на авторитет.

Иногда – мать, не обеспечивающая безопасности.

З0а. Правая позиция с тенденцией к центру – поиск согласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) – компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) – впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34. Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев – может быть сомнение в своем поведении или богатство воображения, в соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.

34а. Центр дерева – личный способ поиска равновесия.

VIIФорма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов – фрустрированная нежность.

37. Круги в листве – словесная активность, поиск ободряющих переживаний и прощения.

38. Падающие (или упавшие) листья – чувствует себя покинутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва – отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) – порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны – ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) – чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) – ловкость, более или менее проявляющаяся в решении проблем.

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях – при‑

нятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы, – немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. 3акрытая и открытая листва – умение получать и давать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) – сохранение самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – непроявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), – инфантильные суждения, которые ставят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали – тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве – разнообразит свои зна‑

ния. Память.

49а. Детали на стволе – помнит о мелочах в повседневной жизни.

50. Множество серий деталей – тенденция к систематической деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой, – круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны, – инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено) – потребность в поддержке.

52а. «Инфантильное» дерево, подстриженное шапкой, – просто изображен круг на вершине ствола с лучами вокруг – нормально для детей 7 лет. Признаки отставания – после 7 лет.

53. Ветви на одной линии – побег от неприятной реальности, приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке – поиск точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий – хорошее различение мечты и реальности.

55а. Обрезанная ветвь – аффективная травма.

56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве – неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии – менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый осознает свою неудовлетворенность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги – отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов – больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги – испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов – умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд – находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва – желание пользоваться своим обаянием для победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям – осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва – ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением – поиск прогресса через улучшение.

65б. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве – общее, захватывающее чувство беспокойства, тревоги.

65 в. Листва, подобная вышивке – женское начало, обаяние, любезность.

65 г. Переделанная листва (если листва сначала нарисована, а потом рисунок исправлен) – хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его – мягкость, сентиментальность, нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви – внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.

65ж. Пальма – желание путешествий.

65з. Плакучая ива – отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

66. Листва, направленная вправо, – желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево, – возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направления – затрудненный выбор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях, – интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная, – акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) – значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злоба, тоска от покинутости.

72. Равномерная штриховка – значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображении для самоутешения.

73. Черное и белое – ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.

74. Штриховка в виде петли – детская зависимость, покорность, отчаяние.

75. Прямолинейная штриховка – желание предвидеть, любовь к планированию.

76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) – страх перед невозможностью сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может реагировать внезапным гневом.

77. Штриховка в мелких деталях – повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

77а. Заштрихованные круги – неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

IX. Ствол

78. Изолированная ветвь на стволе слева – желание быть похожим на мать или поступать так же, как она.

79. Изолированная ветвь на стволе справа – желание быть похожим на отца, сравняться с ним в силе.

80. Шрам на стволе – сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой, – чувствует воспитательное принуждение, отрицает или принимает его.

82. Ствол в форме конуса – оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол в форме раздавленного купола – сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, – пассивность, мягкость, принятие.

84. Ствол из одной линии – отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии – видит реальность, но не считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в мечтах или в игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой, – хороший интеллект, нормальное развитие.

87. Ствол, входящий в листву, – желание сохранить то, что имеет, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.

88. Ствол, висящий над почвой, – отсутствие контакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом, – повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны.

89. Ствол, отделенный от почвы чертой, – чувствует себя

изолированным, несчастным.

90. Ствол с наклоном влево – отступает в страхе от нападок.

91. Ствол с наклоном вправо – ищет поддержки.

92. Если ствол в одной части наклонен вправо, а в другой ‑

влево – напряженное сомнение. Может внезапно перейти от

одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, – дух предприимчивости.

94. Ствол, опускающийся вниз, – разочарование, грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, – поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный у основания, – чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

97. Высота 1 – зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 – зависимость и робость, менее заметные, чем

в предыдущем случае.

99. Высота 3 – хорошая адаптация в среде.

100. Высота 4 – хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного испытуемого) – амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или оставаться незамеченным.

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

101. Листва 1‑й высоты – отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2‑й высоты – способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

103. Листва 3‑й высоты – хороший контроль и рефлексия.

104. Листва 4‑й высоты – интериоризация, компенсаторные мечты.

105. Листва 5‑й высоты – интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение 104.

106. Листва 6‑й высоты – интеллектуальное напряжение.

107. Листва 7‑й высоты – высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю – возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.

108. Ствол больше листвы – живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.

109. Ствол явно больше листвы, например в 2 или 3 раза, – сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.

110. Ствол равен высоте листвы – поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды.

111. Листва больше ствола – рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.

112. Листва явно больше ствола – высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, склонность к бреду и психозу.

XII.Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины)

113. Листва 1‑й высоты – сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.

114. Листва 2‑й высоты – мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.

115. Листва 3‑й высоты – хороший интеллект, но может трудно объясняться. Сложности в контактах.

116. Листва 4‑й высоты – любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.

117. Листва первого дерева широкая, второго – узкая – проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.

118. Листва первого дерева узкая, второго – широкая – упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным и зажатым. Поиск автономии.

119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V, – защита от опасности, настоящей или воображаемой, воспринимающейся как атака на личность.

XIII.Выступающие части

120. Листва, выступающая слева, – одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность.

121. Листва, выступающая справа, – желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.

122. Выступающий верх – хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.

123. Ствол, выступающий внизу страницы, – поиск безопасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.

124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол – существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней компенсации.

XIV. Характер линии

1 25. Расширяющиеся линии в листве – агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.)

126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве – возможно, говорит об агрессивности, прошлой или назревающей.

127. Заостренные линии в листве – агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений).

128. Заостренные линии на стволе или на почве – разочарование в жизни. Обвинение других и себя.

129. Заостренная листва вправо и вверх.

129а. 3аостренная влево листва.

130. Листва, заостренная вниз. Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Если заострения в листве, агрессивность больше чувствуется, чем проявляется.

131. Жирные линии на стволе – «пропитывается» средой, плохо ей сопротивляется.

132. Жирные линии на стволе и в листве – значимые впечатления препятствуют деятельности.

133. Легкие линии ствола – страх самоутвердиться и действовать свободно.

134. Легкие линии в листве – чувствительность. Поддается влиянию.

135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол, – решительность, деятельность.

136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол, – ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит.

137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол, – замедленная активность из‑за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.

138. Двойные линии – тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139. Плохо выполненные исправления ствола – выявляет ошибки из‑за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.

139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях – то же значение, что и в случае 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

140. Хорошо выполненные исправления на стволе – поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, – реактивный страх перед реальной травмирующей ситуацией. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).

142. Разные линии, очерчивающие ствол, – вариативность состояний из‑за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол, – активность и самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве – скрытность, недоверчивость.

145. Прямые и четкие линии на стволе – решительность, активность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве – тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле – доказательство некоторых

тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

148. Отсутствие ветвей – трудность установления контактов.

149. Круг в основании ствола – чувствует себя защищенным

и в безопасности только в узком ограниченном кругу.

В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется.

 

2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»

 

Это одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование (Венгер, 2002; Райгородский, 1998б).

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым критерием для интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте «Дом‑дерево– человек»

ИНСТРУКЦИЯ:

Нарисуйте дом. Положение листа горизонтальное. Вопросы по рисунку:

Из чего он сделан?

Сколько ему лет?

Кто его строил?

Сколько в нем комнат?

Какая комната самая красивая и почему?

Какая комната самая плохая и почему?

Дом прочный или ветхий?

Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные? Почему именно этот дом Вы нарисовали? Дополнительные вопросы по рисунку: почему здесь то‑то и то‑то, особенно если есть лишние детали.

 

Нарисуйте какое‑нибудь дерево, кроме елки; положение листа вертикальное. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:

Какое это дерево?

Сколько ему лет?

Как оно растет: диким или в саду?

Его посадили или оно само выросло?

Сколько лет оно будет жить?

Климат хороший или плохой?

Дерево больное или здоровое?

Видели ли Вы это дерево раньше?

Почему решили нарисовать именно его?

Рисунок человека; положение листа – вертикальное.

Сколько ему лет?

Как его зовут?

Он здоров или нет?

«Дом»

Дом старый, развалившийся – иногда испытуемый таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.

Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно, – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Стена, у которой отсутствует основа, – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Если на стене более четко прорисованы горизонтальные измерения – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.

Если это только боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Если на стене более четко прорисованы вертикальные измерения – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько) задние или боковые, – отступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты – первый признак откровенности, доступности.

Двери открытые. Если







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.147 сек.) русская версия | украинская версия