КОНЦЕПЦИИ ТОЛКОВАНИЯ ИСТОРИИ
Религиозное-историческое истолкование Религиозная парадигма – трактование истории как процесса, который приобретает смысл лишь при рассмотрении его в контексте вечности и осуществления Божественного замысла и Божественного провидения. Главной чертой религиозных концепций исторического процесса являются дуализм (двойственность) и провиденциализм. Провиденциализм (от лат. «providentia» – «провидение») – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям. Идея всемирной истории, совершающейся под воздействием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые её линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.
Рационалистическое (всемирно-историческое) истолкование С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмысливанию. Характерное для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с её потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Начиная с Возрождения и, особенно в эпоху Просвещения, в противовес религиозной парадигме развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс – осуществление «естественного закона», разума и т. п. Однако, долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека. Отрицание истории в культуре Просвещения способствовало появлению идеи революции как прыжка из «истории» в «природу», из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать «историю», сделать её предметом научного и философского анализа. Отправной точкой создания рационалистической концепции является романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, Шлегель, Скотт), нашедший позднее обоснование в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса. Идея европоцентризма значительно сокращала возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывала особенности существования и развития не только иных цивилизаций (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно – Россия). Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории, более отвечающей духу времени и уровню развития науки. Позитивизм – направление в гуманитарной мысли, основанное на принципе, что все подлинное («положительное») знание может быть получено лишь как результат функционирования отдельных наук. О. Конт в 30-е годы XIX века провозгласил разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо философии. В «Курсе позитивной философии» он отстаивал идею, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят. Наука познает не сущности, а феномены. Позитивистская парадигма – ориентирование на выявление, описание и упорядочение эмпирических сведений, принятие европоцентристской модели исторического исследования, опирающийся на относительно стабильные представления об объекте исторического исследования.
Культурно-историческое (цивилизационное) истолкование. Идея локальных цивилизаций – история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своём существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Рационалистическая концепция истории оказывалась описанием не всемирной истории, а только одной из локальных цивилизаций – европейской. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты и могут только ускорить гибель одной из них. Источники данной теории: кризис идеи всемирности истории, обусловленный неудачей рационализма в её обосновании; чрезмерное давление теоретической конструкции на область фактических данных, рост которых приводил к дальнейшему противоречию между собственно историческим исследованием и его теоретико-методологическими основаниями; тенденция перерастания европейских государств того времени в империи – многонациональные образования, объединённые общностью языка, территории и того жизненного духа, который питал стремление к росту за счёт поглощения слабого, к борьбе за существование и передел мира и проявлялся в откровенно расистских и геополитических концепциях. Специфика исторического факта (его «однократность» и неповторимость, его отнесённость к прошлому и недоступность непосредственному наблюдению и фиксации и т. п., в отличие от фактов естествознания) обусловила появление историко-социологического номинализма, утвердившего принципиальное различие между науками о природе и науками о духе.
Школа «Анналов» («Новая историческая наука») – научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг журнала «Анналы» (1929-1939), «Анналы социальной и экономической истории» (1939-1941), с 1994 г. – «Анналы. История, социальные науки». Эта школа заменила классическую «историю – повествование» «историей – проблемой», а также предприняла попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. Школа «Анналов» произвела решительный разрыв с позитивизмом в истории. В центр исследований стали ставиться не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, с помощью чего пытались вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.
Теория пассионарности – Л. Н. Гумилёв – рассматривает исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. Этнос – это общность людей, населяющих определённую территорию, объединённых действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности), обладающих едиными стереотипами поведения и противопоставляющих себя другим таким же коллективам. Этносы цементируются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадения или несовпадение колебаний вибраций разных этносов делает их враждебными или дружественными. Появление этноса на свет происходит за счёт космического энергетического толчка, порождающего пассионарность. Пассионарность (от «passion» – «страсть») – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса). Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев), высшую ступень развития (акме), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замены пассионариев субпассионариями) и фазу гибели этноса. В конце концов, этнос либо уничтожается другими этносами, либо поглощается ими, либо входит в состав нового этноса (суперэтноса).
|