Каково состояние развития культуры, науки и религии в средневековье. Что
означает теоцентризм средневековой философии? Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его. островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика. Наука в середине века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышления. При непосредственном обращении к природе она пользовалось, как правило, методами наблюдения и эксперимента; видела свою цель не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания, не вмешивающегося в естественных ход событий и не руководствующегося соображениями практической пользы. В средние века не произошло подлинной дифференциации научного знания. Многие ученые занимались разными науками. В средние века процветали такие своеобразные науки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звездам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники, прежде чем что–либо предпринять. Алхимики были заняты поисками «волшебного камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Как ни фантастичны были цели алхимиков и астрологов, их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний по астрономии и химии. Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианством. По мере того, как христианство приобретает все большее влияние и распространение, оно все больше нуждается в рациональном обосновании своих догм. Отсюда попытка использовать для этой цели учения античных философов. Поэтому средневековое мышление и миросозерцание определяли 2 разные традиции: христианское откровение и античная философия. Христианская мысль пыталась ассимилировать философские идеи античности, особенно идеи неоплатонизма и стоицизма. Возникшее христианское учение основывалось на средневековом мышлении. Специфической чертой средневековья был Теоцентризм. Теоцентризм — когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а бог. В основе лежат 2 принципа, тесно переплетающихся друг с другом: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идеи откровения составляют фундамент учения о познании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии.
|