Который не слышал бы этих слов?
Игумен Евмений
Батюшка, я — наркоман!
Когда-то, в первой половине шестидесятых годов, мои родители поменяли жилплощадь, и мы из коммуналки на окраине Москвы переехали в центр, в старый деревянный дом на Самотеке. И там в свои шестнадцать лет я впервые узнал о наркотиках. Я видел, как их продают и покупают на Цветном бульваре, некоторые из моих новых знакомых и друзей их пробовали и рассказывали о своих ощущениях. Один из знакомых, живший в нашем доме, получил тюремный срок за их распространение. Меня Бог миловал – я так и не попробовал это зелье. Наркотики мне казались дорогой экзотической забавой богатых сынков высокопоставленных чинуш, к которым я, парень с окраины, относился с презрением. Прожили мы там недолго, около четырех лет. Старые дома расселяли и сносили, мы вновь вернулись на окраину, и я обо всем этом забыл. Позже я стал изыскателем – объездил всю Россию от края до края, видел, как спиваются люди, как бывшие зеки ловят кайф от чифиря, но нигде не сталкивался с тем, что сегодня называют наркоманией. С тех пор, когда я впервые услышал о наркотиках, прошло сорок лет, всего сорок лет, и вот теперь нет уголка «на необъятных просторах нашей Родины», где не знали бы об этой заразе. «Батюшка, я — наркоман!» Есть ли сегодня в России хоть один священник, который не слышал бы этих слов? Наверное, нет. Сегодня с этими словами молодые, но уже с исковерканной жизнью, люди приходят в церковь за помощью, приходят везде – и в центре, и на окраинах. На окраинах приходят, наверное, даже чаще – в центре больше наркологических больниц, больше специалистов, способных помочь, а на окраине одна надежда – на Бога и на Церковь. Но готовы ли мы их принять, способны ли мы помочь этим людям? Я не раз слышал слова, вынесенные в название этой книги, и признаюсь, что каждый раз испытывал полную растерянность и бессилие. Помог ли я хоть кому-то из этих людей? Не знаю, боюсь, что нет. Я давал адреса и телефоны различных наркологических центров, адреса храмов, где служат священники, работающие с наркоманами, но ведь эти люди приходили ко мне, они искали помощи у меня. Кто-то из моих собратьев, возможно, скажет, что мы и не должны брать эту проблему на себя. Ведь наркоманы – грешники, и, если сегодня они страдают и, в конечном счете, гибнут, то так им и надо – Бог воздает по грехам их. Да и разве у нас мало своих проблем – восстановление порушенных монастырей и храмов, возрождение прерванных традиций, окормление сотен и тысяч людей, нашедших или ищущих свою дорогу к Богу. Но ведь и наркоманы – люди, больные люди, тоже ищущие помощи от Бога, по крайней мере, те, которые приходят в храм. Господь наш Иисус Христос оставил нам пример отношения к таким людям: Он не осуждал их, Он помогал им. Важно помнить и то, что сегодня в России, по некоторым данным, около десяти миллионов наркоманов, и в основном это молодые люди. И если Церковь не возьмет эту проблему, точнее, ту ее часть, которую можно было бы назвать духовным окормлением наркозависимых людей, на себя, то может так случиться, что через десять-двадцать лет восстановленные нами храмы и монастыри окажутся никому ненужными. Конечно, священник, искренне стремящийся оправдать свое звание служителя Христова, не оттолкнет страждущего и попытается в меру своих сил помочь ему. Однако этот священник должен понимать различие между воцерковлением и пастырской помощью больному. Наркоману недостаточно сказать – «иди и не греши больше». Малоэффективными будут и советы: «чаще исповедуйся и причащайся, читай молитвы и Священное Писание, и все как-нибудь устроится». Сегодня наркомания – это не «забава богатых сынков», а болезнь, поразившая миллионы людей, и для ее преодоления необходимы специальные знания, которых, мы должны это честно признать, в традиционном церковном багаже нет. Чтобы помочь наркоману, желающему избавиться от наркотической зависимости, пастырь должен знать механизмы воздействия наркотика, процесс развития болезни. И здесь не обойтись без «воцерковления» научного, «светского» знания. Необходимо и знание основных принципов Пастырской Психологии и Психотерапии. Кстати, знание этих принципов необходимо не только для работы с наркозависимыми людьми, но и вообще в пастырском служении. Книги, рассказывающие о наркотиках и наркоманах, мне приходилось читать и прежде. Знакомился я и с различными материалами по Психологии. Но все эти работы имеют одну особенность – они рассчитаны на специалистов, и для не профессионала обобщить в одиночку имеющийся в них опыт и, тем более, приспособить его для использования в пастырской работе практически невозможно. Поэтому усилия Просветительского Центра «Свет Православия», возглавляемого игуменом Евмением, по освоению и православному осмыслению практической Психологии невозможно переоценить. А разработка основных принципов Пастырской Психологии и Психотерапии и создание целой серии Практических Пособий для пастырей по работе с наркоманами являются самым серьезным на сегодняшний день в этой области вкладом в церковную науку. Не знаю, многие ли из священников, прочитавших эту книгу, примут на себя ответственность за помощь наркоманам, но я глубоко убежден, что основные необходимые для этого знания (и много другого полезного) они в ней найдут. С благодарностью автору книги, игумену Евмению, священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Божией Матери, г. Москва
Окормление наркозависимых —
|