Студопедия — От нас — старание, а от Бога — результат
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От нас — старание, а от Бога — результат






Книга отца игумена примечательна во многих отношениях. Уже само название ее указывает на момент исповедания страждущим своей страсти. Это отправной пункт, точка отсчета начала движения к исцелению. Словно Промысел Божий, выбрав орудием священнослужителя, откликается на кажущуюся безысходность.

Книга эта, в отличие от иных апокалиптических брошюр, жизнеутверждающа. Автор стремится увидеть бесценную человеческую душу в наркотическом мраке. Он убежден, что это и возможно, и должно. Но для того, чтобы излучать свет, надо самому быть светильником. Потому неслучайно значительная часть книги содержит рекомендации для возгревания личности самого пастыря, отваживающегося помогать наркозависимым страдальцам.

Каким должен быть православный священник наших дней? Его служение — пересечение осей — крест. Вертикальная ось — безусловное пребывание в спасительной традиции, нелицемерная верность церковной истории, канонам и уставам. Горизонтальная же — открытость окружающей нас реальности, сопричастность изменившейся действительности, грамотная ориентация в обстоятельствах нынешних времен.

В согласии с образом мышления Святителя Тихона Задонского, озаглавившего свой труд «Сокровище духовное от мира собираемое», отец игумен авторитетно заимствует достижения современной светской психологии, на опыте убеждается в их эффективности и компетентно использует их в искусстве пастырского душепопечения.

Закономерен вопрос: не вторгается ли отец игумен на сопредельную территорию? Корректно ли клирику заниматься наркологической практикой? С нашей позиции ответ будет безусловно утвердительным. Сегодня государство не в состоянии предусмотреть для своих граждан ни адекватно медикаментозную, ни поддерживающе-социальную, ни информативно-концеп­ту­альную помощь больным, зависимым от многочисленных и распространяющихся наркотических субстанций. Частная же практика в этой области чревата опасностями вследствие некомпетентности, нечестности и стремления к наживе.

Врачующее служение Церкви, насущность которого обоснована в апостольском послании (Иак. 4, 14-15), осуществляется в разнообразной форме на протяжении двадцати веков, и нет резона тому, чтобы оно прекратилось в наши дни. Церковь не может умывать руки, стоять в стороне, взирая на обезображенный мир. Дух непрестанно обновляет Тело Христово и в сострадающем диалоге с миром у Церкви рождаются новые целительные слова.

К достоинствам книги отца игумена следует отнести обилие цитируемого материала. Говорят, хорошая книга та, где меньше всего автор говорит от лица собственного «я». Эта книга полифонична, в ней звучат голоса подвижников Христианства, человеколюбивых мыслителей, исповеди наркоманов. Творческим трудом автора они подтверждают Благую весть — исцеление возможно! Необходимо только решиться. Преподобный Серафим Саровский говорит о том, что разница между грешником и святым состоит только в степени решимости.

Судьбы наркозависимых людей различны. Роднит их одно: наркоман — это всегда личность психологически незрелая. А ведь степень личностной зрелости определяет возможность ответственности. Ответственности, как способности ответа самому себе, близким, миру и Богу. И оказывается, что такой человек не в состоянии внятно отвечать никому. Он бежит от ответов, через ложь, уловки и прочую фальшь, бежит туда, где он оказывается в кажущейся безответности, в изоляции, в нирване, в кайфе... Так, «не знаю, разве я сторож брату моему», — глумливо отвечает Каин Господу (Быт. 4; 9). Он хочет быть никем. Отец игумен предлагает осмысленные и надежные стратегии призвания этого несчастного человека обратно, в наш мир, где принят принцип «Духовность как ответственность» (тема еще одной доброй книги отца Евмения).

Возможно, кто-то ждал от этой книги акафистов и редких молитв, развернутых программ катехизации или рецептов по моментальному снисхождению благодати... Впрочем, такой рецепт есть: подготовить сердце, очистить душу, привести в порядок тело. И ждать. Но не пассивно-расслабленно и не суеверно-экстатически, а трезвенно и бодрственно. «От нас — старание, а от Бога — результат» — вновь прислушаемся к святоотеческой мысли. И этому старанию учит предлагаемая книга.

Сергей Анатольевич Белорусов,

врач-психиатр, выпускник Свято-Тихоновского Богословского института (1992), Institute of Formative Spirituality (Pittsburgh, USA 1994), автор более 50 опубликованных научных и научно-популярных работ, практикующий психотерапевт

* * *

По прочтении сего душеспасительного труда я испытал одновременно два чувства: радость и боль. Радость за то, что в нашей Церкви есть люди, с состраданием относящиеся к данной проблеме и глубоко пытающиеся ее изучить. Как человек, соприкасавшийся с наркотиками, могу сказать, что книга будет крайне полезна всем, кто имеет сей плачевный опыт, т.е. бывшим наркоманам, поскольку люди, вышедшие, что называется, сухими из воды, на этом самом выходе не имеют четких ориентиров, у них не сформировались еще новые ценности, и это может продолжаться несколько лет. Отец Евмений же указывает направление, а это очень важно, ибо может начаться движение вспять.

Что же касается грустных эмоций, — обидно до слез, что книга вышла так поздно, когда многих знакомых и друзей уже нет в живых.

Роман,

послушник Московского Ставропигиального

Свято-Данилова монастыря

 

Предисловие

Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых.

Посему душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку.

Преп. Макарий Великий

Нет человека, который был бы, как остров, — сам по себе; каждый человек — часть суши, часть материка. Смерть каждого умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе.

Джон Донн (1572-1631)

Каждый человек, живущий на этой планете, хочет он того или нет, связан с другими людьми. Ни один человек, рожденный на нашей планете, не может прожить изолировано, в одиночестве. Каждое явление, даже самое незначительное, оказывает влияние на окружающий мир.

Миллионы людей сегодня находятся в совершенно разрушенном состоянии духа, души и тела. Все ценности у них заменила одна-единственная страсть — наркотик. Их психика развернута только в сторону приобретения наркотического яда. В их душе — как будто выеденная кислотой зияющая рана. Эти люди являются частью нашего с вами мира, мира, в котором мы живем, дорогой читатель!

В науке известен эксперимент под названием «эффект бабочки». Выявил его Эдвард Лоренц, метеоролог Массачусетского технологического института.

«Лекция, которая в виде монографии называется «Может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе», стала результатом проведенных Лоренцом в 1961 г. исследований компьютерных моделей погодных явлений. Как-то раз он решил получить результаты для промежутка времени, в два раза большего, чем прежде, и чтобы не возиться вновь с указанием начальных данных, запустил программу с полпути, задав в качестве начальных условий результаты, полученные в предыдущих вычислениях. Вернувшись через некоторое время, он, к своему удивлению, обнаружил, что новые результаты, которые он ожидал получить, в общем, похожими на предыдущие, оказались разительно иными. Дело в том, что, набирая на компьютере исходные данные, Лоренц их для удобства округлил. Он ввел три цифры после запятой вместо шести, предполагая, что столь незначительные изменения не смогут вызвать серьезных последствий. Однако исправно проведенные компьютером вычисления показали, что в такой сложной системе, как погода, крошечное изначальное изменение после ввода в систему может быть усилено настолько, что через некоторое время получатся абсолютно неожиданные результаты. Прогнозы погоды на ближайшее время, как правило, оказываются достаточно точными; но по мере удаленности во времени степень их неопределенности экспотенциально растет». [1]

А теперь я предлагаю подумать об этом эксперименте в контексте захлестнувшей современное общество проблемы наркомании...

Мы строим свое будущее из тех мелких и, казалось бы, не имеющих особого значения решений, которые принимаем каждый день, но узнаем о степени их важности лишь позже, когда можно только вспоминать о них. Но у самых незначительных событий могут быть серьезнейшие последствия. В Священном Писании этот Богом установленный закон жизни выражен в словах «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).

Неизменно продолжает расти количество и скорость взаимодействий между людьми во все больших масштабах. Кроме родственных связей, взаимоотношений, определенной атмосферы, сегодня мы связаны глобальными информационными системами, наподобие телевидения и интернета.

В этих условиях становится особо очевидной значимость осознания каждым христианином, каждым пастырем того, что мы не можем оставаться в изоляции, не можем быть равнодушными к тем проблемам, которые охватывают наших с вами современников, живущих сегодня за пределами Церкви и обращающихся к ней, как к последней надежде, последнему прибежищу.

Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II, которому вверен Господом церковный корабль в наше непростое время, говоря о лежащей на современных пастырях великой ответственности, отметил:

«И Господом, и историей с нас будет нелицеприятно спрошено, насколько мы были внимательны ко всему, что происходило в быстро меняющемся мире, насколько мы были открыты к современной жизни....Сегодня, когда вокруг нас разлилось море страдания, мы виноваты перед каждым страждущим в том, что не всегда согревали его теплом нашего сердца, не всегда жертвовали собой ради его блага. Любой человек грешен пред лицом Божиим. Но больше всего вины лежит на нас — архипастырях и пастырях, ибо мы несем на себе бремя грехов своей паствы, бремя осуждения за то, что не всегда были добрым примером для подражания. Не всегда достойно научали пасомых наших». [2]

В последние десятилетия в церковном обществе положено много усилий на то, чтобы восстановить нити духовной преемственности. Издано огромное количество духовной литературы прошлых веков. Именно на этом материале было построено мировоззрение воцерковившихся в последние годы людей.

И сегодня, как нам кажется, настало время задуматься над тем, каким образом будет осуществляться христианское душепопечение людей в XXI веке с его непростыми проблемами: спешкой, информационной перенасыщенностью, обрывочностью мышления, нарастающей взаимосвязанностью мировых процессов, непривычными для прошлых веков социальными проблемами, компьютерной зависимостью, бизнесом и целым рядом новых нравственных проблем, связанных с семьей и воспитанием, усилением влияния на общество знаний по психологии и психотерапии, новыми информационными технологиями, наркоманией. Все это требует дополнительного пастырского осмысления с позиций Священного Писания и Священного Предания нашей Церкви.

Одним из примеров подобного рода церковных документов нашего времени, освещающих взгляд Православной Церкви на большинство явлений современной жизни, являются принятые Освященным Архиерейским Собором 2000 года «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви» [3] — канонически принятый и потому авторитетный свод воззрений Церкви на жизнь в современном обществе.

Разумеется, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Неизменным остается учение Церкви, Символ веры, авторитет святых отцов. Но современная жизнь предлагает нам решить множество непростых вопросов. И здесь необходимо наше со-действие Господу, со-творчество, со-участие и, безусловно, живой опыт сердца, открытого на то, чтобы деятельно помогать ближнему, то есть тому, кто оказался рядом, любить его заповеданной Господом нашим любовью, принимать его, как брата или сестру.

Как уже было упомянуто, одной из наиболее проблемных областей современной жизни является поработившая значительную часть нашей молодежи наркотическая зависимость. В «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» сказано, что наркомания — страсть, которая еще в большей степени, чем алкоголизм "делает порабощенного ею человека крайне уязвимым к действию темных сил. С каждым годом этот недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование — особенно в молодежных кругах — особой "наркотической" псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве "нормального" и даже непременного атрибута общения.

Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь ";.[4]

На эту тему в церковных изданиях последнего времени вышло несколько книг, одной из которых была моя работа «Луч надежды в наркотическом мире»,в которой читателям было предложено описание наркомании и тех разрушительных действий, которые оказывает наркотик на душу и тело человека. Эта книга была написана не столько на основании научных трудов, сколько на непосредственном опыте работы с наркозависимыми, т.е. она о живых людях и для живых людей. Большое спасибо всем моим читателям, в особенности пастырям, отметившим искренность и доступность этой работы.

В процессе описания контекста проблемы я не старался «упаковать» жизненную реальность в привычные для воцерковленного человека благочестивые слова. Мне кажется, что подобных изданий, подгоняющих многогранность меняющегося мира под «правильные ответы» вышло уже немало. И поэтому в книге рассматриваемое явление описано таким, каковым мы можем его наблюдать в реальной жизни: что такое наркотик, какова природа наркотической зависимости, каковы причины ее возникновения.

Во второй книге этой серии «Батюшка, я — наркоман!», которую вы держите в руках, описаны родившиеся в процессе практической работы формы и методы помощи наркозависимым людям, даны практические рекомендации, основанные на непосредственном опыте. В написании этой книги автор руководствовался принципом: предлагать к практическому применению только то, что легко и просто освоить, что может быстро дать ощутимый результат, что проверено опытом и находится в гармонии с христианскими ценностями.

Эта книга отвечает на вопрос, как конкретно, пошагово пастырь может оказать практическую помощь наркоману. Хочется обратить Ваше внимание на одну очень важную деталь. Если мы знаем ответ на вопрос «Как конкретно помочь человеку, который стал наркотически зависим?», поиск причин вообще может не иметь никакого смысла. Найденный ответ на вопрос «Как?» позволяет, вообще не искать ответы на вопросы «Что?» и «Почему?», поскольку позволяет, не застревая в длительных и порой бесплодных поисках причин, сразу же искать пути выхода из создавшегося положения.

В третьей книге «Собранные во Имя Мое», которая готовится к выходу в свет, описаны несколько практических подходов, которые, несмотря на их различия, объединяют два принципа: полное восстановление личности невозможно без обретения живых и глубоких отношений с Господом и искренних, доверительных, глубоких отношений с другими людьми.

Повторяя слова из предисловия к предыдущей моей работе, еще раз напомню, что книги лучше изучить последовательно, однако каждая из них в отдельности несет в себе законченную авторскую идею. Если же читатель всерьез занимается помощью наркозависимым, лучше найти возможность приобрести все три, поскольку в первой изложен минимум теоретических знаний для работы с проблемой, вторая излагает практический опыт, личнос­тно-ориенти­ро­ван­ный «алго­ритм» работы, в третьей можно почерпнуть знания о создании структуры по оказанию такой помощи на основе уже работающих и хорошо зарекомендовавших себя подходов.

Заранее благодарен всем, кто найдет повод не согласиться с тем, что написано в моих книгах. Подумайте, как можно об этом же сказать иначе и напишите мне. Может быть, благодаря этому совместному труду, родится второе издание.

В книге, которую Вы держите в руках, нет безошибочно точных ответов. Здесь изложен, по преимуществу, опыт, которым можно или воспользоваться, или не воспользоваться. Насколько каждое из предлагаемых в книге упражнений результативно, насколько оно помогает обрести человеку свой путь к выздоровлению, вы сможете убедиться только на практике. Пусть каждый читающий возьмет только то, что подходит лично ему, попробует предлагаемое в конкретной ситуации и сам для себя оценит результат.

Если же вам пока не хочется впустить в свой мир боль людей, погибающих в наркотическом аду, если нет желания деятельно отреагировать на эту боль, тогда пока отложите эту книгу. Я не сомневаюсь, что если книга попала к вам, то вы — человек искренний, честный и неравнодушный, со временем вам эта книга может пригодиться.

Если же вы уже заинтересовались, то — в путь.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия