КИЕВСКАЯ РУСЬ (882-1132)
882 – образование Великого княжества Киевского – объединение Славии и Куябы. 883 – покорение древлян. 884 – покорение северян. 885 – покорение радимичей. 912 – отпадение древлян. 913 – новое покорение древлян. 945 – убийство великого князя Игоря древлянами. 946 – месть великой княгини Ольги древлянам. 965 – Восточный поход Святослава Иду-на-Вы. 981 – покорение Червенских городов. 983 – покорение ятвягов. 1023-1036 – междоусобица между Ярославом Мудрым и Мстиславом Удалым (Тьмутараканский).
Налоговая реформа на Руси IX-XII вв. – существование полюдья – сбора дани с покорных Киеву племён. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань – повоз. 945 – установление размеров полюдья, сроков и периодичность его уплаты – оброков (уроков) и уставов, а также мест его сбора – погостов, управлявшиеся тиунами. К XI в. дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев.
Религиозная реформа на Руси 860 – Первое (Аскольдово) крещение Руси. 957 – крещение великой княгини Ольги в Константинополе лично императором Константином VII Багрянородным, – для установления твёрдых дипломатических отношений. 961 – выступление знати Киева против христианизации, уступление Ольгой всей власти своему сыну, язычнику, Святославу Иду-на-Вы. 980 – перунизация Руси. 987 – Владимира Красного Солнышка с восточно-римской царевной Анной и, по условию, поставленному императором, принятие им христианства; 988 (990 или 991) – Второе (Владимирово) крещение Руси. Митрополитом киевским, видимо, стал грек Феофилакт. Сер. IX – нач. XVII вв. – христианизация Руси. 1015 – «Устав о церковном суде». 1034 – признание Русской церкви подчинённой патриарху Константинопольскому. 1051 – становление митрополитом Киевским русича Илариона без согласия Константинополя, но по воле Ярослава Мудрого. 1054 – Великая схизма – разделение общей христианской церкви на католическую и православную. Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Восточной Римской империи. Узнав, что греческий обряд там вытесняется, Константинопольский патриарх Михаил I Келуарий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Римского папы Льва IX признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Тот отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16.07/1054 самовольно объявил анафему Константинопольскому патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением и анафемой на всё посольство. 1072 – канонизация первых русских святых Бориса и Глеба в Вышгороде. 1091 – последний мятеж язычников (в Ростове Великом), зафиксированный в русских летописях. 1158 – спор между Андреем Боголюбским и митрополитом Киевским из-за того, что князь хотел иметь особого митрополита для Владимира-Залесского. Однако патриарх Константинопольский подтверждает, что киевский архиепископ является «митрополитом всея Руси» и что Владимир имеет право лишь на то, чтобы иметь собственного епископа. 1167 – получение Великим Новгородом права самостоятельно избирать своего архиепископа. 1214-1218 – попытка Андрея II Венгерского подчинить Галицию Венгрии и насадить там католичество, чтобы затем оставить её своему сыну Коломану, – появление идеи церковной унии.
Юридическая реформа на Руси Сначала был «Закон русский», основанный на обычном праве, в его основе – кровная месть. 1036 – «Правда Ярослава» – I часть «Русской правды» – ограничение кровной мести (она следовала лишь за убийство кровных родственников), плата за убийство свободного человека – 40 гривен (8 кг. серебра). 1072 – «Правда Ярославичей» – II часть «Русской правды» – отмена кровной мести, защита имущества, чиновничества и населения княжеских вотчин, плата за убийство тиуна или огнищанина – 80 гривен (16 кг. серебра), смерда – 5 гривен (1 кг. серебра). 1113 – восстание в Киеве зависимых (кабальных) людей против произвола купцов-ростовщиков, которым покровительствовал Святополк, призыв на великое княжение Владимира Мономаха, который принял «Устав», упорядочивавший ростовщические проценты, положение купцов и закупов.
|