От логики науки к истории науки. Философия науки и история науки
Философия как логика науки. Неокантианство. Фс нк - логика и методология нк. Фс д. исследовать не стр-ры Б, а стр-ры З(«В нке столько нки, сколько в ней мат-ки"). нка-самодостаточное образование (развивается за счет внутр-х возм-тей); важна история нки, т.к. науч.истины, кот-е добывались ранее входят в сод-е совр.нкипроцесс развития нки-процесс усиления рациональности. Неорационализм. Башляр, Кангельям, Пиаже. Выделяли общий недостаток: все, что подается от лица фс нк, носит нормативный характер. Нк не имеет той фс, кот-ю она заслуживает. Их подход к нк - прикладной рационализм, т.е. фс д.учитывать вариативность, изменчивость в нке, противоречивость ист-и нки. Все, что связано с учеными - сконструировано в лабораторных усл-ях. Научная R искусственно создана. Структурализм. Лакан, Леви-Стросс, Фуко, Барт. Центр-е понятие- стр-ра, сис-ма, кот-я глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас, поддерживает нас во времени и пространстве. Переход от эмпирич. к теорет. уровню исследования. Феноменология Гуссерль. Цель фс нк-понять смысл нк. Вписывает нку в жиз.мир: "жиз.мир - это забытый смыслообразующий фундамент ез", он до-, сверх-, вне-научен. Контакт с реальностью обеспечивает жизненный мир, а не природа. Процедура прояснения предпосылок. Герменевтика. Шлейермахер, Гадамер. От герм.-текст, поэтому проблемы нки связаны с вопросами истолкования текста. Само П и исследование - это понимание. Понимания текста как целостности: предвосхищение общего смысла-смутное понимание, кот-е возвышается до ясного. Герм.круг - части соотносятся с целым(текст как целое появляется чз части, а части чз целое). Альтернативные модели науки. 1. Вернадский-Фейерабенд.В: Наука занимает главное место(геолог.сила) Ф:У нки нет преимуществ пд др-ми формами ж. 2. Маркс и Хайдеггер. Их позиции прямо противоположны как метафизический подход и соц.-полит-й. Х:Нка-это решающий способ, каким для нас предстает все, что есть в этом мире. Нки вырастают из фс. М: Нк не охватывает целостность Б, она-фактор и функция производства. Роль науки - освободить человека от тяжелого физического труда. 3. О. Конт и В. Соловьев.К: Стадия возвышения человеческой цивилизации: богогслолвская, метафизическая, позитивистская-создает наилушчие условия для умственного обновления ч-ка. Наука способна создать рац. отношение к миру, которое держится на порядке и прогрессе (2 условвия новейш. цивилизации). Научный метод универсален и примение ко всем обл. чел. сознания. С: Нк и ее истины нработаны ч-вом для того, чтобы освоить прду ч-ка. Истины науки - т-ко орудие для более глубокого ч-ка. Концепция всеединства: полная истина в богоч-ве - синтез прир., рац. и мистического знания. Научная теософиия - это единство 3-х дисциплин. Причины перехода: фаллибилизм, учёт социально-политического контекста, психологических аспектов. От логики нки к истории нки. Лакатос: "Фс нки без ист. нки пуста, ист. науки без фс нки-слепа". Без ист. нки нельзя понять сущность нки. В к.19в. ист. нки признана как самост. дисциплина. Вернадский: 2 типа ист.нки: внешняя(описание открытий, разворачивание новых теорий, т.е. эмпирич. база-факты) и сравнительно-генетическое изучение различных учений различных эпох- закономерности смены науч. мвз-ий. История нк длит. время носила описат. х-р (хронография, география) в связи с науч. открытиями. Теннери: критика описат. подхода – история нк д.б. не простым собранием фактов. Гуманистич. подход: абстрактная история нк: история науч. знания, науч. открытий, смена одних идей другими. Конкретная история нк: события нк в контексте истории культуры. Гессен, Бернал при объяснении событий в истории нки руководствуются внеш. Факторами - экстернализм. Интернализм (Койре) все события в истории науки имели чисто теоритич., интеллектуальные причины. Ход самой эволюции ист. науки Интернализм рассматривает этапы смены науч. картин мира: НВ – смена «космоса» на «универсум». Античность, СВ – космос базируется на идее разнокачеств. бытия. Кун объяснял через науч-е революции. Конт: эволюция, непрерывный ход, неизмен. законы, значимость всех прошедших событий, прогресс. Гуссерль: ист-я нки - это проблема истоков, первоначал (геометрия, идеальная предметность). Ист-я нки -процесс рождендия смыслов, их оседандие, их продуктивное смыслообразование (традиция). Фуко: отвергает то, что ист-я нки- благород. дисциплина. Обратился к медицине, биол, т.е. к нкам о жизни. Обращается к прерывностям. Представители самой ист-ии нки не м.б. историками нки. Ими могут быть эпистемологи. Археология исследует пространство знания и те мутации, кот-е приводят к появ. нового порядка (порог позитивности). + Кун, Поппер и еже с ними
7. Постпозитивистские концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани). Кун:Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для решения исследовательских задач. При этом ученые опираются на особые ценности, используют замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации эмпирических фактов. Сравнение парадигм происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Нормальная наука, развивается в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее эффективные для решения соответствующих задач. Каждая парадигма обладает своими критериями рациональности. Поппер: Действует правило фаллибилизма Пирса, нет абсолютной истины перед нами, а потому важно то, как находится более продуктивная история, а потому именно история развития научного знания. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными утверждениями (предложения чистого чувственного опыта субъекта). Если относительно теории и протокольных предположений, а также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной (отсюда конвенционализм – идеи Пуанкаре, Айдукевича). Вера в возможность решающего эксперимента. Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Отказался от узкого эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами органической связи теоретического и эмпирического уровня знаний. T2>T1 <-> T2t>T1t и T2f<T1f T=P(x)+gx+rx+sx+n. Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3) мир объективной истины без познающего субъекта. Лакатос: Реальны лишь те науки, которые позволяют изучать себя с точки зрения определенных логических требований. Метафизика не доказуема и не опровержима. При этом предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений (отбрасывание не тождественно опровержению). Отрицает возможность решающего эксперимента: так как не может быть нейтрального эксперимента, все они нагружены нашими ожиданиями (здесь в пример можно привести вести об открытии холодного ядерного синтеза). Так же теории запрещают определенные исследования, называют их ненаучными, нецелевым расходом средств. Важность сравнений разных теорий друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро программы переходит от одной к другой, а защитный пояс (ad hoc) может частично разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению подвергается твердое ядро. При этом Лакатос не признаю теорию Дюгема – симплицизм. Новая программа должна быть насыщена новым эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сравнивая свой подход с подходом Поппера он отделяет себя как от методологического фальсификационизма (критицизм+фаллибилизм), так и от догматического фальсификационизма. Необходимо придерживаться утонченного фальсификационизма. Новая теория должна содержать больше истинных утверждений плюс больше непротиворечивых предположений. А следовательно: нужно принимать рисковые решения! Важна элиминация – исключение неизвестного из системы уравнений. T2>T1 <-> T2t>T1t и T2f<T1f и T1+nNew=aT2; T=P(x)+gx+rx+sx+n. Кроме ядра и защитного кольца теорий важно выделять положительную (дальновидная политика предвидения опровержений) и отрицательную эвристику (не позволять опровержениям ломать ядро, фундаментальные допущения). Фейерабенд: Концепция эпистемологического анархизма. При столкновении теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. Для этого он выдвигает и разрабатывает принцип полифернации - размножение теорий. Отстаивает правомерность любой новой теории. Каждый ученый должен творить свободно, как он хочет. Много внимания уделяет проблеме терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов. При этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже противоречить друг другу. Некритические заимствования их терминологии и языка могут повредить ученому. Полани: идеи личностного и неявного знания. Тулмин: эволюционная модель науки. Итого: Повышение роли конвенциональности; Рассмотрение субъективных и социальных элементов в науке; Расширение границ научности; Ослабление роли эксперимента; Повышение роли воображения, теоретизирования на допущениях.
|