Студопедия — ШЕДЕВРЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ШЕДЕВРЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА 9 страница






Самый строгий архитектор позднего классицизма — Ста­сов В. П. (1769—Ц848). Он строил Павловские казармы на Мар­совом поле, Императорские конюшни, проектировал склады и ма­газины, ставил триумфальные ворота, оформлял интерьеры Зим­него дворца после пожара 1837 г.

Знаменитым памятником в Петербурге является «Медный всадник» Фальконе. «Памятник Петру I затмил все, что было создано им ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьбы и сама история его возникновения». Французский скульптор Фальконе при­ехал в Россию для сооружения этого памятника, будучи уже известным у себя на родине. Кто бы мог ожидать, что в создателе кокетливых стату­эток «амуров и купальщиц» скрывался мощный монументалист? Фальконе словно переродился. Его вдохновлял образ Петра-созидателя, человека не­укротимой воли, и сам город, им основанный, — стройные ритмы, боль­шие просторы. Открывается широкая перспектива Невы. Царит силуэт всадника на крутом гребне волны. Ничто не заслоняет памятник, не меша­ет его круговому обходу и восприятию всего богатства его пластических аспектов. Все силуэты памятника выразительны. То он видится в колоссальном напряжении, берущим крутой подъем, то уже одолевшим подъём и над бездной осадившим коня, то всадник выглядит благосклонным, то гневно грозящим врагам, то в нем чудится безжалостная деспотическая сила: сам жест простертой длани неоднозначен в производимом им впе­чатлении. Впечатления меняются не только при круговом обходе монумен­та — они зависят и от того, смотреть ли на них издали или вплотную, виден он сквозь пелену тумана или пелену падающего снега, или при лун­ном свете.

Красота Петербурга легендарна. Его великолепные памятни­ки, его царственные площади и набережные, его белые ночи на­долго заворожили русское искусство, Петербургу посвящали свои произведения Гоголь, Достоевский, Блок, Брюсов, Анна Ах­матова; его без конца рисовали и писали художники «Мира ис­кусств». Но нигде лучше не сказано о нем, чем в этих строках:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла...

А русский поэт Радищев писал в оде «Осьмнадцатое столе­тие»: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро...»

19. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX в.

Историю русской культуры первой половины XIX в. невозможно рассматривать вне тех процессов, которые происходили в Рос­сии. Брожение умов, выход прогрессивных журналов, создание тайных обществ. Всех волновали революционные события, проис­ходившие в европейских странах. Современников волновал воп­рос о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от пут крепостнического права.

Путь русской художественной культуры, начиная с класси­цизма, пролегал в первой половине века через романтизм и реа­лизм. Литература играла в этом движении авангардную роль. В ней в первые десятилетия XIX в. обнаружились ясно выраженные романтические тенденции.

Романтическая концепция провозглашала свободу творческой личности, она ставила творца в ситуацию, отчуждающую его от окружающего общества, разрушала нормативную эстетику клас­сицизма. Поэт видел себя творческой личностью, способной вдохновляться и получать «божественное озарение». Мотив про­теста звучит в лучших произведениях романтической литерату­ры. Именно поэтому романтизм стал важным эвеном в общем движении литературы и искусства к критическому реализму. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь начинали свой путь с романтических произведений. Совершенно иной сравни­тельно с XVIII столетием стала общественная роль художника. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приоб­ретал новые общественные права. Искусство становилось средством борьбы, нравственного воспитания. С первых же шагов новая русская живопись XIX в. связала свою судьбу с романтиз­мом.

Одним из художников, стоявших у истоков искусства XIX в., был Орест Адамович Кипренский (1782—-1836).

Картины Кипренского говорят нам о том времени; в них душа тех лет. В них красота волнения и порыв, стремление к динамике внутренней жизни. Художник искал в человеке возвышенное начало, изображая своих героев в лучшие минуты, передавая их способность чувствовать, их стрем­ление жить духовной жизнью. Кипренский писал портреты. Художник всегда как бы держал перед глазами высокий человеческий идеал, он искал его отблески в конкретных людях, которые оказывались перед его моль­бертом. Художник часто обращался к автопортрету. Он через собственный характер, на опыте своего мира чувств познавал человеческие страсти. Автопортретные образы Кипренского — образ Ростопчиной (1809), образ Давыдова (1809), Жуковского — раздумчивы, они вглядываются в мир, вверяют себя собеседнику. Не случайно эти портреты иногда сравнивают со стихотворными посланиями другу. Герои портретов Кипренского живут в особом мире, открываются зрителю, предлагая почувствовать их внутрен­ний мир — всегда сложный, подвижный.

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной (1788—1832) является пре­красным примером вышесказанного. Она была женой генерала-майора Авдулина. В Петербурге Авдулины имели собственный дом, они давали ба­лы, на которых бывал и Пушкин. В этом портрете появилась гладкая фак­тура и четкость деталей. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с «чрезвычайным отчетом». Так же написан прозрачный чепец, драгоценный веер, золото и жемчуг. Среди этой строгой роскоши выступа­ет бледное, нежно-фарфоровое лицо женщины хрупкой, грустной и мечта­тельной, испытавшей горести и разочарования, сдержанной и замкнутой, погруженной в свой внутренний мир. Одинокий, увядающий белый гиа­цинт — цветок грустной античной легенды, навевает мысль о гибнущей мо­лодости и красоте. Неоднократно возникало сравнение портрета Авдулиной с Моной Лизой Леонардо. Кипренский создавал своеобразный парафраз знаменитого произведения Леонардо. Вместе с тем в портрете Авдулиной запечатлена женщина романтической поры, человек начала века.

Кипренский был не одинок. К формам романтического портрета обращался А. Варнен; как последовательный романтик вы­ступает А. Орловский (1777—-1832). Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791—1830). Природа у Щедрина всегда возвышенная, сияющая радостными красками; она опья­няет человека, приносит ему сладостное ощущение счастья. Та­кими примерами являются картины «Новый Рим» (1325), «Бе­рег в Сорренто с видом на остров Капри».

В 30-е годы романтизм приобрел новый характер — более-конфликтный, иногда пророческий (как у Иванова). После 1825 г. обнаружился кризис государственной системы. К 40-м гг. романтизм постепенно исчерпает свои силы, открывая пути к критическому реализму.

В 30—40-е гг. на первый план выдвинулись исторические кар­тины, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова — тот жанр, в котором пересекались классицизм и романтизм.

Картина была написана очень быстро (1830—1833) в порыве вдохнове­ния. Он изобразил многофигурную сцену: люди, застигнутые в городе извер­жением Везувия, спасаются бегством; над ними уже гремит гром и свер­кают молнии; надвигается смерть. Но в момент смертельной опасности они сохраняют достоинство и величие. Даже погибшие освещены этой челове­ческой красотой. Картина Брюллова Словно знаменует собой предчувствие всемирной катастрофы, которая постигнет человечество. Вместе с тем кар­тина была обращена к проблемам общества, в котором сам художник жил. Ощущение надвигающихся перемен испытывали лучшие люди Европы то­го времени.

А. С. Пушкин восторженными стихами откликнулся на при­везенную в Петербург из Италии картину К. Брюллова.

Везувий зев открыл —дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом. Толпами, стар и млад,

под воспаленным прахом, Под каменным дождем

бежит из града вон.

Высокая зрелость характеризует музыкальную культуру последекабристского периода. Она достигает полной самостоятель­ности и становится в один ряд с наиболее развитыми и богаты­ми культурами европейских стран. В музыке этот период может быть по праву назван глинкинским. Могучая творческая личность Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное ее предшественниками. По­добно Пушкину, Глинка был гением универсальным. Он вопло­тил в своем творчестве многообразнейшие стороны русской жиз­ни и русского народного характера. Всеобщность глинкинского гения проявляется в жанровом многообразии его творчества. Глинка — создатель русской классической оперы, классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма. Глинка поднял русскую музыку на уровень мирового значения. Зарубежные музыканты признали своего русского со­товарища одним из крупнейших композиторов современности.

К композиторам глинковской поры принадлежат Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилёв и другие.

Яркой творческой личностью среди них был Алябьев, разносторонне одаренный мастер, автор опер, но полнее всего высказавшийся, однако, в области вокальной лирики. Песни и романсы Алябьева принесли ему ши­рокую популярность. Чувства разочарования, тоски и одиночества, которы­ми проникнуты многие романсы Алябьева, охватили передовые круги дво­рянской интеллигенции после 1825 г. Вместе с тем композитора привле­кала песенная лирика, на слова Дельвига был написан его лучший романс «Соловей», «Я вижу образ твой» по Гете, «Два ворона» на слова Пушкина и другие. Их можно отнести к ряду самых выдающихся образ­цов вокальной лирики.

В этот общий поток романсовой лирики влились романсы Глинки. Традиционные до того времени жанры любовно-лириче­ского романса, элегии, русской песни, баллады Глинка поднял на новый уровень художественного мастерства. При кажущейся про­стоте средств все романсы Глинки требуют тонкого и совершен­ного мастерства. Шедеврами вокального романса являются эле­гия «Сомнение», «Не искушай», «Разочарование», «Бедный пе­вец», «Я помню чудное мгновенье» и др.

Русское искусство начала XIX в. — это проникновенное пони­мание человека. Русский романтизм — это глубокое выражение той правды чувств, которая заключена в интонации мелодии, рисунке, словах.

Кипренский, Пушкин, Глинка — эти имена говорят о подъеме русского искусства начала XIX.в. Преследуемые царским прави­тельством и великосветской чернью, они находили опору в широ­ких кругах общества. Брошенные ими семена не пропали даром для русского искусства XIX и XX вв., ведь романтики были деть­ми бурной эпохи, во многом определившей будущее человече­ства. Нам трудно представить мировое искусство без ярких, кра­сочных творений романтиков.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

 

20. ИДЕАЛЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

В Европе XVIII в. почти все пространство человеческого знания и разума было заполнено философией Просвещения. Мыслители, ученые и люди искусства отстояли перед церковными и светскими властями определенную свободу научного и художественного творчества. С гордой своей утонченностью цивилизация, потреб­ность в жизненных удобствах в той же мере стимулировали на­учные открытия, что и потребности в познании.

В 1751 г. вышел первый том Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Издание, по выражению Дидро, стало симво­лом «века философии». Руководителями гигантского проекта были Дидро и Даламбер и еще 178 сотрудников. Уже к 1759 году, несмотря на запрет, в свет вышли семнадцать томов текста и одиннадцать томов иллюстраций. Это монументальное произведение вобрало в себя все направления мысли, эпохи Просвещения. Была составлена общая картина всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в. В введении к «Энциклопедии» Даламбер приглашает читателя самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных пропове­дях. Человек сам держит в руках свое счастье; он способен всего достичь, если освободится от оков, мешающих его движению вперед. «Энциклопе­дия» сама того не зная, изменяла мир. Ее идеи провоцировали антипросвещенченские тенденции, вызывали ожесточенные споры. Очень скоро они станут залпами Революции. Чтимые и ненавидимые, авторы «Энциклопедии» выступали в роли ее предвозвестников. Гимн труду, прославление приро­ды, иллюстрации давали представление о реальной жизни и воспевали прогресс. Вселенная просматривалась насквозь — от недр до утробы че­ловека.

Распространение книг, газет и кафе приводит к тому, что в XVIII в. у людей появляются новые привычки, например, читать печатные издания. Аристократические салоны были центрами светской жизни, 300 парижских кафе тоже являлись очагами культуры, где читались газеты и обсуждались новости. Основы­вались публичные библиотеки и читальные залы. Создавались литературные общества, научные общества, например, академии, которые становились настоящими бастионами «литературной ре­спублики».

Именно в XVIII в. в центре общественного внимания оказы­вается личность идеального писателя. «Писатель — это философ, человек света и наставник человеческого разума», — писал Вольтер в своей статье, посвященной литераторам. С 1760-х гг. и до самой Революции культ писателя сочетается с поклонением Прогрессу. Силой своего гения писатель соединяет рационализм и чувствительность, призывает свободу и правит империей об­щественного мнения. Вот эта новая философия и перевернет весь западный мир. Наука эпохи Просвещения делает невиданные успехи и открытия. Важные страницы Ботаники были написаны в Королевском саду (Ботанический сад), вобравшем огромное мно­жество растений. Карл фон Линней (1707—1778) описал тысячи видов флоры, фауны, дал им двойные латинские названия. В 1700 г. Жозеф Турнефор создает научную классификацию цветов, положив в ее основу строение тычинки. Термин «биология» ввел в оборот французский натуралист Жорж Луи Бюффон (1707— 1788), обозначив им «науку о жизни». В 1868 г. Ньютон опубли­ковал главный труд своей жизни — «Математические начала натуральной философии». Парижская Академия наук делает большие успехи в астрономии, установив мощные телескопы, снабженные микрометром — изобретением Озу, и часами с ма­ятником — изобретением Гюйгенса, что позволило увеличить точность измерений в сто тысяч раз.

Двое ученых — Ньютон и немецкий философ Лейбниц — поч­ти одновременно открывают исчисление бесконечно малых вели­чин. Расчеты Ньютона- очень помогли в описании «небесной ме­ханики», вплоть до настоящего времени математики пользова­лись методами и записями Лейбница. Энтузиазм европейской публики вызвали машины, вырабатывавшие электричество. Весь Париж устремлялся на демонстрации опытов аббата Нолле, ко­торый развлекал королевский двор, наэлектризовывая роту гвар­дейцев Людовика XV.

Успехи естественных наук и технические достижения способ­ствовали развитию производства.

В XVIII в. Австрия, Пруссия и Россия утверждаются в каче­стве великих держав. Происходит это благодаря обширным ре­формам, предпринятым европейскими монархами под влиянием философских идей Просвещения. Монархи поддерживали новые веяния, но расставаться с неограниченной властью не хотели: это была эпоха просвещенного абсолютизма. Все они жили в одно и тоже время — король Испании Карл III (1716—1788), россий­ская императрица Екатерина II ('1729—1796), австрийский импе­ратор Иосиф (1741—-1790) и прусский король Фридрих II (1712— 1786). Объединяла их любовь к философии Просвещения, изме­нившей взгляд на мир. Верить теперь нужно не в Господа Бога, а в человеческий разум, науку и технику, доказавшие удиви­тельную способность человека управлять Вселенной, делать ее более гармоничной. Окружив себя великими мыслителями и уче­ными, вооружившись новыми идеями, эти монархи начинают преобразовывать свои страны, стараясь им придать более совре­менный вид, развивая их экономически. Короли-философы по-своему толковали великие принципы Просвещения, особенно при­менительно к политике. Все они оставались убежденными сторон­никами абсолютной монархии и брали пример с Людовика IV, восхищаясь блеском и достижениями его царствования. И все же дух Просвещения стимулировал процесс реформ. В царство­вание Фридриха II Пруссия становится первоклассной военной державой и совершает рывок в экономическом развитии. Екатерина II укрепила российское государство, преобразовала его экономическую и административную системы, но своими реформами только усилила самодержавие и крепостничество. В Европе XVIII в. стал веком общения. Обмен людьми и идеями свиде­тельствовал о существовании взаимного интереса между востоком и западом континента. Философы будоражили умы монархов. Переезжая из одной страны в другую, они содействовала взаимо­проникновению культур и формированию единой общеевропей­ской цивилизации. Философы эпохи Просвещения скептически оценивали возможность существования Господа Бога, восставали против господства Церкви над государством и обществом. Сле­дуя примеру философов, большинство монархов равнодушно от­носилось к религии. Они открыли новую эру — эру веротерпи­мости, в разных странах проявившуюся по-разному.

Рост городов — одна из примечательных черт XVIII в. Благо­даря увеличению числа университетов и театров, города стано­вится средоточением интеллектуального и художественного твор­чества. Горожанам возводятся дворцы для их увеселения. Строи­тельство Московского университета, Смольного института в Санкт-Петербурге лишний раз подтверждает, что Россия принад­лежит Европе.

От сверкающего мира удовольствий был неотделим и интел­лектуальный прорыв Века Просвещения. Развлечения сопровож­дались утонченными беседами, чтением литературных произведе­ний XVIII в. — это и триумф Музыкального искусства. Наступа­ет эпоха гигантских органов. Облагораживается и скрипка, быв­шая до тех пор любимым инструментом деревенских праздников.

В музыкальной Европе эпохи Просвещения все больший тон задает католическая и итальянизированная Австрия Моцарта. За отпущенную ему короткую жизнь испытаниям подвергались и талант Моцарта, и его чув­ства. Он создавал шедевры, но не имел чуткого покровителя. Всемирно признанный сегодня, гений умирает 35 лет отроду, в нищете и нужде. Освоив все музыкальные стили и жанры, создав музыку для всех инстру­ментов, Моцарт воплотил в себе всю музыкальную культуру своей эпохи. Список его произведений насчитывает более 700 опусов, в числе которых оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».

Творчество Иоганна-Себастьяна Баха (1685—1750), сочиняв­шего как религиозную, так и светскую музыку, оказало решаю­щее воздействие на развитие всей западной музыкальной куль­туры.

Оперы, симфонии, квартеты, сонаты, церковная музыка — все это сочинил Иозеф Гайдн (1732 — 1809), ставший вместе с Мо­цартом и Бетховеном одним из законодателей классической вен­ской музыки.

С 1715 г. французский классический театр начинает распространять свое влияние на большинство европейских стран. XVIII в. приносит всеобщее увлечение театром. К 1791 году в Париже был 51 театр. Появились и частные театры: Вольтер, где бы он ни жил, устрашал собственный театр. Буржуазные драмы и сентиментальные комедии ставят реальные проблемы форми­рующегося общества. Дидро и Бомарше облагородили новый те­атр своими именами. А еще были и ярмарочные театры и театры парижских 5 бульваров, учитывающие вкусы простых людей. Не­задолго до французской революции Бомарше (1732—1799) вы­пускает на сцену Фигаро в знаменитой трилогии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Преступная мать».

В гуще народа всегда существовали самые разные социальные категории. Наряду с крестьянами, рабочими, ремесленниками, мелкими чиновниками, низы общества включали и тех, чей труд был совсем уж незавидным, а также домашнюю прислугу. Жанровые сценки художника Шардена помогают представить облики заботы простых тружеников, таких как прачки, кухарки, судо­мойки. Жанровые картины ценились эстетами несмотря на то,
что без прикрас рассказывали о повседневной жизни маленького человека.

Это было время, когда была написана Энциклопедия, когда дух Просвещения будил научные мысли и человек ставил омы­ты во Вселенной... Когда в Европе правили просвещенные госу­дари. Когда Французская революция прославляла свободу, ра­венство, братство.

21. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX в. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА

Это были времена, когда Франция превращалась из революцион­ной страны в буржуазную... Когда Наполеон I со своей Великой армией нес народам идеи революции... Когда Европа внимала звукам и слову романтизма... Когда монархическая Англия ста­новилась первой державой мира... Когда паровая машина, до­менная печь и ткацкий станок совершали переворот в промыш­ленности... Когда народы Средиземноморья сбрасывали гнет им­перий...

Россия. 1812 г. Отечественная война вызвала небывалый об­щественный подъем и рост национального самосознания. Война привела к резкому обострению общественных противоречий. По­является мысль о необходимости изменений в государственном устройстве России. Читаются и передаются вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина. В 1825 г. — восстание и поражение декабри­стов. Реакция Николая I, жестокий полицейский режим. Но ре­акция не могла задушить живое. Молодежь зачитывалась статья­ми Белинского, Герцена. Известность получают произведения Лермонтова, Гоголя, Крылова.

Достаточно только перечислить имена крупнейших представи­телей русской литературы, изобразительного искусства, музыки и архитектуры: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Жуков­ский, Крылов, Белинский, Герцен, Воронихин, Захаров, Росси, Глинка, Мартос, Щедрин, Венецианов, Кипренский, Брюллов, Иванов, Федотов...

Первая половила XIX в. воспринималась одними как конец нормальной человеческой жизни, другими — как начало пути к прогрессу, Это было время всеобщей растерянности, когда на­дежды сменялись разочарованиями. Французская революция и наполеоновские войны наложили глубокий отпечаток на облик Европы, особенно германских стран. Чаяния целых народов и отдельных людей сталкивались и взаимодополнялись, часто при­водили к конфликтам, а иногда сливались воедино. Из этого ха­оса рождался новый мир.

Немецкие романтики пренебрегали солнечным светом — царством ра­зума. Ночная жизнь позволяла им соприкасаться с другим измерением, исполненным чувствительности, поэзии, трепета и общения с духами сти­хий. Но ночь была и символом страхов, гнездящихся в самой глубине ду­ши человека. Песня Франца Шуберта «Лесной царь», сочиненная на слова баллады Гете, сделала страшные ночные тайны действующими лицами дра­мы: не откликнувшийся на зов Лесного царя ребенок умирает на руках отца.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь вздрогнув, малютка приник: Обняв его, держит и греет старик.

—Дитя, что ко мне

ты так робко прильнул?

—Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

он в темной короне с густой бородой.

—О нет, то белеет туман над водой.

Иоганн Вольфганг фон Гете

(перевод Жуковского)

 

Вместе с общественными потрясениями, начавшимися с конца XVIII в., шло становление новой государственной, трепетной и тревожной: «душевные порывы, поддерживаемые уже культурой барокко, начинают заявлять о себе в области творчества. Роман­тизм питался не только иллюзией, но и мечтательностью, исповедальностью, личностным началом. Он открыл эру индивидуализма и выражения чувств. Ведущую роль в развитии этой чувстви­тельности играла музыка. Подобно живописи или литературе, она нуждалась в свободе творчества, не скованного никакими застыв­шими условностями. Это иногда приводило к непониманию слу­шателями некоторых композиторов. Музыкант, вложивший ду­шу в сочинение, переживал такое непонимание очень болезненно.

Немецкий венский романтизм способствовал коренному обнов­лению музыкального жанра.

Бетховен настолько использовал в своих сонатах возможности фор­тепьяно, что форма его пьес изменялась и подчинялась этим возможностям. Опере повезло на талантливого Карла Марию фон Вебера, написавшего в 1821 г. «Вольного стрелка», который положил начало жанру фантастической драмы. В 1843 г. эстафету принял Рихард Вагнер с оперой «Летучий гол­ландец». Но самым романтическим жанром была песня, лучше всего удав­шаяся Францу Шуберту и Роберту Шуману. «Зимний путь» Шуберта (1827) — это самый простой и в то же время самый волнующий песен­ный цикл в истории музыки.

Фредерик Шопен (1810—1849) — первый великий польский композитор, которому удалось придать своему творчеству ярко выраженный национальный характер. При этом Шопен не по­зволял себе прямо использовать народные мелодии родной Поль­ши, а предпочитал творчески создавать собственный польский стиль.

Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Камила Сен-Санс — вот ве­личайшие из композиторов-романтиков.

Великобритания отвергла бесчувственность нового мира про­мышленников и деловых людей и все возрастающую свободу нравов. Вовлеченная вслед за остальной Европой в водоворот ро­мантизма, она обратилась к своему прошлому — в частности, к средневековью, — наделяемому неисчислимыми достоинствами взаимопомощи и счастливой общинной жизни под покровитель­ством феодальных сеньоров. Прочная религиозная основа англий­ской литературы несла беднякам надежду на милость в загроб­ном мире, буржуазии — убежденность в обладании божьей бла­годатью.

Шотландец Вальтер Скотт (1771 — 1832) своими романами «Квентин Дорвард», где действие происходит во времена Людо­вика XI, и «Айвенго», в котором встречаются Робин Гуд и Ри­чард Львиное сердце, порадовал всех приверженцев романтизма, дав им возможность вернуться в средние века к их бедам и ге­роической борьбе против тиранов.

Лорд Байрон (1788—1824), сочинив поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812), в которой были описаны средиземно­морские странствия будущего рыцаря, «предстал перед глаза­ми Европы как виднейший английский поэт-романтик. Смерть Байрона в Мисолонгионе, на земле Греции, которой он хотел по­мочь в обретении независимости, поставила его в ряд одиноких героев, отправившихся на поиски таинственного Грааля. В поэме «Дон Жуан», написанной в последние годы жизни, Байрон об­наружил! дерзость и насмешку, которые не соответствовали его романтическому образу.

Перси Биши Шелли (1792—1822) черпал вдохновение, в сво­ей любви и дружбе. «Для любви, красоты и наслаждения не существует ни смерти, ни изменений».

На заре романтизма большой ценитель красоты Джон Китс (1795—1821) был убежден, что, как сказано в его «Оде соловью», искусство всегда торжествует над смертью.

Лежать у волн, сидеть на крутизне,

Уйти,в безбрежность в дикие -просторы...

Подслушивать стихий мятежных опоры...

Нет, одиноким «быть не может тот,

Чей дух с природою один язык найдет.

Нависавший эти строки лорд Байрон, как и другие романти­ки, восстал против классицизма, его жестких ограничений.

Романтизм был одной из великих литературных революций нового времени: ему предназначалось художественно выразить новый тип сознания. Романтики выразили свою эпоху глубоко, больше чувством, чем разумом. Они видели, что «в крови родил­ся новый век, век шествует путем своим железным, в сердцах — корысть» (Баратынский). Просвещение апеллировало к всеобщим засолам, романтики обращались к личности человека. Романтизм Цвейг назвал «лирической весной Европы». Как развивалось творчество романтиков, что удалось им нового рассказать своим современникам и нам, потомкам, о человеке и об окружающем мире, к чему призывали и призывают нас творцы романтического искусства — об этом поведают нам сами художники, созданные ими произведения и их герои.

Рожденное революцией капиталистическое общество, быстро набирая силы, раскрыло вместе с тем и свое противоречие между трудом и капиталом. В недрах общества происходило станов­ление того класса, которому история судила стать «могильщи­ком буржуазии» — класса революционного пролетариата. Пролетариат выступает уже в качестве самостоятельной исторической силы в период европейских революций 1848 г.

Новые задачи, вставшие в этих условиях перед искусством, определили процесс перехода с позиций романтических на позиции реалистического изображения действительности. Создателями реализма, критиче­ского по своему характеру, явились Бальзак, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Дюма, Курбе, Милле, Федотов и другие. Художник-реалист глубоко изучает действительность окружающей жизни, изображая типические характеры в типических обстоятель­ствах. Буржуазия стряхнула с себя одежды былой революцион­ности и в бешеной защите своих прав и доходов обнажила свое истинное лицо - жестокую эксплуатацию. Создаются произведе­ния такие, как социальная трилогия Гюго: романы «Отвержен­ные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Сюда можно отнести и роман Флобера «Воспитание чувств»; величай­ший роман в мире — «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Ярким представителем реализма в живописи был Оноре Домье (1808— 1879). «Жить работая и умереть в борьбе» — этот лозунг французских про­летариев был лозунгом жизни Домье. В своих политических карикатурах он метко бьет по самым уязвимым местам Июльской монархии. Домье — создатель графического эпоса XIX в., он вывел искусство на улицу, стал любимцем народа. «Улица Трансоне» (1834) Домье представил распростер­тый на полу труп рабочего, злодейски убитого полицией, а под ним уби­тый ребенок, старик, женщина...







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 505. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия