ШЕДЕВРЫ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА 10 страница
Из его рук вышли обширные серии литографий: «Древняя история», «Супружеские нравы» и пр. Он всегда обнажает язвы всего буржуазного общества. Особенное внимание Домье привлекает буржуазный суд с его сложной процедурой, напыщенными судьями, фальшивым пафосом адвокатов. Он показывает самодовольное лицо французского буржуа и преследует его беспощадной насмешкой. В этих картинах Домье человек выглядит как странное существо, вечно подвижное, лживое, кичливое, жадное. Такой меткой социальной сатиры, как у Домье, не знало европейское искусство до XIX в. Франция охвачена лихорадочным возбуждением: страсть к наживе, к биржевым спекуляциям проникла всюду — все было продажно. В таких условиях не могло плодотворно развиваться музыкальное искусство — за «исключением лишь его легких, развлекательных жанров. Танцевальным поветрием были охвачены все слои общества. Увеселительная музыка, с ее острыми, подвижными ритмами и задорными песенками, звучала повсеместно— в варьете, на садовых концертах. Парадная пышность прикрывала внутреннюю опустошенность и моральную беспринципность правящих кругов Второй империи. В музыке реалистические тенденции оформляются позже, чем в литературе. Поэтому реализм в музыке, как господствующее направление проявился лишь в 70-х гг. Особым достижением явилась демократизация музыкального языка. В творчестве Бизе нашли выражение лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Это — высшая точка реалистических устремлений во французской, музыке XIX в. Недолгая жизнь Жоржа Бизе была наполнена кипучей, напряженной творческой работой. 3 марта 1875 г. прошла премьера оперы «Кармен»; спустя три месяца, 3 июня, Бизе скончался. Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа — обычные посетители лож и партера — нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку — слишком серьезной и сложной. «Кармен» в Париже надолго исчезла из репертуара, а в то же время начался ее триумфальный успех на подмостках зарубежных театров. В 1877 г. Чайковский писал о «Кармен»: «Я выучил ее наизусть. По-моему, это в полном смысле слова шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что через десять лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Историческое значение оперы Бизе в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости. Ведущие принципы реализма XIX—XX вв.: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров; жизненная достоверность изображения; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Крупнейшие представители реализма в различных видах искусства — Стендаль, Достоевский, Толстой, Диккенс, Чехов, М. Твен, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И. Репин, В. Суриков, М. Мусоргский, М. Щепкин.
|