ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ
Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были: • кризис феодализма; • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии; • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств; • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций; • распространение в Европе идей гуманизма; • рост самосознания личности, индивидуализм; • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма. В Реформации выделяются два основных течения: • бюргерско-евангелическое; • народное. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др. Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер(1483 - 1546). Основные идеи М. Лютера сводились к следующим: • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; • между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; • необходимо упрощение обрядов; • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям; • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; • должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан; • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; • необходимо запретить индульгенции. Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем: • необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом; • цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле; • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); • жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу; • власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям". Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
|