Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают Я, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни человека. "Форма мира, в котором он рождается, уже является врожденной как виртуальный образ". Этот виртуальный образ становится конкретной перцепцией или идеей через отождествление с соответствующими ему объектами мира. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью – иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие. Коллективное бессознательное — нечто вроде осадка опыта и одновременно — образ мира как некое его a priori5. Содержание коллективного бессознательного каким-то образом реагирует на исторические и культурные изменения среды. Юнг замечает, например: «Печальная правда заключается в том, что жизнь человека состоит из комплекса неумолимых противоположностей: дня и ночи, рождения и смерти, счастья и страдания, добра и зла. Жизнь — это поле битвы. Именно этот конфликт внутри человека и привел ранних христиан к ожиданию и надежде на скорый конец мира, а буддистов — к отвержению их земных желаний и надежд». Мифологические мотивы не содержатся в психике, а возникают и существуют как результат психической деятельности. Они выражают не содержания психической жизни как таковой, а представляют наличествующие в человеческой психике механизмы восприятия, переработки и использования информации, идущей, главным образом, извне, так как первобытный человек приспосабливается, выживает прежде всего во внешней среде. В этом смысле коллективное бессознательное — это не то, что всегда присутствует в индивидуальной психике, но то, что вводится культурой и культурно же (а не генетически) наследуется. Это бессознательно усвоенный механизм общения с миром, механизм, который транслируется социумом не только специальными процедурами передачи традиции, но и всем своим способом существования. В этом смысле коллективное бессознательное как задаваемый мифоритуальной культурой паттерн восприятия и обработки информации, реализуемый заинтересованным сознанием и актуально воспроизводящийся адекватный инструмент адаптации к окружающей природно-культурной среде, может быть понято как культурное бессознательное.
Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые из тех, что были выявлены – архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка. Бога, мудрого старца, матери-земли, животного.