Его як сукупність механізмів психологічного захисту
В своей второй книге "Эго и механизмы защиты" (1936) А.Фрейд систематизировала всё, что было известно в то время о действии используемых Эго защитных механизмов. Когда отношения между двумя соседними силами — Я и Оно — спокойны, первая из них превосходно выполняет свою функцию наблюдателя за второй. Различные инстинктивные импульсы постоянно прокладывают себе путь из Оно в Я, где они получают доступ к моторному аппарату, посредством которого и достигают удовлетворения. В благоприятных случаях Я не протестует против «пришельца», а предоставляет в его распоряжение свою собственную энергию и ограничивается наблюдением; оно отмечает начало инстинктивного импульса, величину напряжения и чувства страдания, которыми он сопровождается, и, наконец, исчезновение напряжения при достижении удовлетворения. Наблюдение над всем процессом даёт нам ясную и неискаженную картину инстинктивного импульса, количества либидо, которым он наделен, и цели, к которой он стремится. Если Я находится в согласии с импульсом, то оно в эту картину вообще не входит. К сожалению, переход инстинктивного импульса от одного образования к другому может сигнализировать о самых различных конфликтах, в результате чего наблюдение Я прерывается. На своем пути к удовлетворению импульсы Оно должны пройти через территорию Я, а там они будут в чуждой среде. В Оно преобладают так называемые первичные процессы: здесь нет синтеза идей, аффекты подвержены вытеснению, противоположности не являются взаимоисключающими и могут даже совпадать, а конденсация вполне естественна. Ведущим принципом, управляющим психическими процессами, является принцип достижения удовольствия. В Я, напротив, ассоциация идей осуществляется в соответствии со строгими условиями, которые мы обозначаем общим термином «вторичные процессы»; кроме того, инстинктивные импульсы уже не могут стремиться к непосредственному удовлетворению - они должны учитывать требования реальности, и более того, они должны подчиняться этическим и моральным правилам, при помощи которых Сверх-Я стремится контролировать поведение Я. Следовательно, эти импульсы рискуют навлечь на себя неудовольствие в основном чуждых по отношению к ним образований. Они подвержены критике, отвержению и самым различным изменениям. Мирные отношения между соседствующими силами прекращаются. Инстинктивные импульсы продолжают стремиться к своим целям с присущими им упорством и энергией и совершают враждебные вторжения в Я, надеясь одержать над ним верх при помощи внезапной атаки. Я со своей стороны становится подозрительным; оно контратакует и вторгается на территорию Оно. Его цель заключается в том, чтобы постоянно держать инстинкты в бездейственном состоянии при помощи соответствующих защитных мер, призванных обезопасить его собственные границы. Картина этих процессов, получаемая нами при помощи способности Я к наблюдению, более неопределенна, но в то же время и более ценна. Она показывает нам два психических образования в действии в один и тот же момент. Мы видим уже не искаженный импульс Оно, а импульс Оно, измененный определенными защитными мерами со стороны Я. Задача анализирующего наблюдателя заключается в том, чтобы разделить картину, представляющую собой компромисс между различными образованиями, на ее составляющие: Оно, Я и, возможно, Сверх-Я. А.Фрейд предложила считать защитными следующие "психодинамические" механизмы: 1. Вытеснение (подавление); 2. Регрессия; 3. Образование реакции; 4. Изоляция; 5. Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6. Проекция; 7. Интроекция; 8. Обращение на собственную личность; 9. Превращение в свою противоположность; 10. Сублимация. А.Фрейд, по-видимому, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. Другая особенность предложенного ею списка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, которые непроизвольно или частично осознанно используются преимущественно для защиты от внутренних фрустраторов. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: 11. Бегство (уход) от ситуации; 12. Отрицание; 13. Идентификация; 14. Ограничение Я. а) вытеснение (или «мотивированное забывание») — проявляется в удалении из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек не осознает своих конфликтов, вызывающих тревогу, а также не помнит неприятные подробности произошедших психотравмирующих событий. Вытесненные воспоминания, мысли и импульсы сохраняют свой энергетический потенциал в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Однако вытесненный материал прорывается в психическую деятельность в форме сновидений, оговорок, описок, неожиданном забывании какой-либо информации и т.д. Эти прорывы Фрейд назвал «психопатологией обыденной жизни». Вытесненное может также способствовать возникновению различных заболеваний (например, язвенной болезни, импотенции или фригидности); б) проекция — проявляется в том, что индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. В результате проекции человек возлагает вину за свои недостатки или промахи на кого-нибудь или что-нибудь. Одной из форм проявления проекции является феномен «козла отпущения» в той или иной социальной общности (например, евреи, «черные» эмигранты); в) замещение — проявляется в переадресовке инстинктивного импульса (например, агрессивного или сексуального) от более угрожающего или запретного объекта к объекту менее угрожающему или запретному. Например, не имея возможности выразить свое возмущение начальнику, человек неосознанно возмущается поведением близких. В некоторых случаях замещение направляется человеком против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя; г) рационализация — проявляется в том, что человек обеспечивает внутренний психологический комфорт, чувство собственного достоинства, самоуважение за счет сокрытия от осознания истинных мотивов своих действий, мыслей и чувств. Рационализация осуществляется благодаря ложной аргументации. Например, человек, едущий в автобусе без билета, будет убеждать себя в том, что глупо при низкой заработной плате покупать такие дорогие проездные билеты. При этом размер заработной платы по сравнению с заработной платой других пассажиров может быть достаточно высоким; д) реактивные образования — проявляются в том, что человек, защищаясь от запретных импульсов, демонстрирует в реальности противоположное поведение. Этот защитный механизм реализуется двуступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; во-вторых, на уровне сознательного поведения проявляется поведение совершенно противоположное подавленному импульсу. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать активным борцом с порнографией; е) регрессия — проявляется в том, что человек в трудных для него ситуациях возвращается к способам поведения, характерным для более ранних периодов его развития и способствовавшим достижению желаемых в прошлом целей. Например, взрослые, проникнувшие в чужую квартиру и застигнутые на месте преступления, могут по-детски просить их отпустить и обещать, что они больше не будут так делать; ж) сублимация — проявляется в том, что человек выражает социально неприемлемые или нереализуемые в настоящий момент инстинктивные желания в формах поведения, которые более приемлемы для общества и него самого или возможны в сложившейся ситуации. Например, женщина с сильными неосознаваемыми садистическими наклонностями может стать хирургом; мужчина, обладающий большой либидозной энергией, может стать художником, изображающим на своих полотнах обнаженных женщин. По Фрейду именно сублимация способствовала великим достижениям в науке, искусстве и общественной жизни; з) отрицание — проявляется в том, что психотравмирующая для человека информация не допускается в сознание. Так, мать не допускает мысли о том, что ее сын погиб на войне, хотя об этом говорят свидетели гибели; больной не верит в скорую смерть от хронической болезни, несмотря на диагнозы врачей. и) интеллектуализация — проявляется в том, что человек вместо непосредственного переживания жизненно важного для него события хладнокровно рассуждает и обсуждает произошедшее (например, раковый больной хладнокровно рассуждает о степени вероятности выживания так, как будто речь идет не о нем самом, а о другом человек); к) идентификация — проявляется в том, что человек отождествляет себя с более сильной личностью (героем), в частности, имитируя агрессивную или дружелюбную манеру поведения в зависимости от ассоциируемых с этой личностью (героем) чувств страха или любви (например, дети неосознанно отождествляют себя с более успешным героем мультфильма и копируют его поведение в игре). 2. Організація захисних механізмів. В соответствии с теорией Анны Фрейд, Ego и механизмы психологической защиты развиваются. Процесс развития Ego состоит в формировании все более совершенных способов защиты от внешних и внутренних конфликтов; таким образом снижается уровень тревожности, исчезает субъективное чувство дискомфорта, которое мешает процессу адаптации. Более совершенным механизмам психологической защиты отвечает большая зрелость личности и более эффективная ее адаптация. Механизмы психологической защиты формируются в детстве; их индивидуальный набор зависит от отношений ребенка с родителями, а именно от образцов, моделей защитного реагирования взрослых. Таким образом, А.Фрейд вносит существенные коррективы в существующую концепцию: 1) механизмы психологической защиты рассматриваются как результат (продукты) развития; 2) набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов (индивидуальным набором защитных механизмов), которые помогают разрешать внешние и внутренние конфликты. Каждый человек учится по-своему преодолевать трудности и препятствия, решать внутриличностные проблемы и конфликты. Способы защиты, которые помогли один раз, могут опять и опять использоваться в аналогичных ситуациях, все сильнее фиксируются в личности. Некоторые люди продолжают защищать себя даже в таких обстоятельствах, когда это совсем нецелесообразно, когда обстоятельства не требуют этого. «Механизмы защиты — это способ, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений».Все защитные меры Я против Оно срабатывают тихо и незаметно. Это же относится и к успешному реактивному образованию, которое является одной из наиболее эффективных мер, предпринимаемых Я в качестве постоянной защиты против Оно. Такие образования появляются в Я почти незаметно в ходе детского развития. Мы даже не можем сказать, что внимание Я было предварительно сосредоточено на противоположных инстинктивных импульсах, которые замещаются реактивным образованием. Как правило, Я ничего не знает ни об отвержении импульса, ни обо всем конфликте, в результате которого возникает новое образование. Анализирующий наблюдатель мог бы легко принять это образование за результат спонтанного развития Я, если бы не его чрезмерный характер, указывающий на наличие долговременного конфликта. В данном случае также наблюдение конкретного вида защиты ничего не говорит о процессе, при помощи которого он осуществляется. Отметим, что вся приобретенная нами важная информация была получена при изучении вторжений с противоположной стороны, а именно со стороны Оно в Я. Скрытое содержание вытеснения становится явным при обращении движения, т. е. когда вытесненное содержание возвращается, как это можно видеть при неврозе. Здесь мы можем проследить каждую стадию конфликта между инстинктивным импульсом и защитой Я. Точно так же реактивные образования могут быть изучены при их распаде. В этом случае вторжение Оно приобретает форму подкрепления либидозного катексиса первичного инстинктивного импульса, скрывающегося за реактивным образованием. Это позволяет импульсу проложить путь в сознание, и на время инстинктивный импульс и реактивное образование видны в Я бок о бок. Возникающее благодаря другой функции Я-стремлению к синтезу - это состояние дел, чрезвычайно благоприятное для аналитического наблюдения, длится лишь несколько мгновений. Затем возникает новый конфликт между производным Оно и активностью Я, в котором решается, кто из них одержит верх или какой компромисс будет достигнут. Если благодаря подкреплению ее энергетического катексиса защита, созданная Я, оказывается успешной, вторгшаяся из Оно сила изгоняется, и в душе вновь воцаряется покой — ситуация, максимально затрудняющая наши наблюдения.
|