Мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания результативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению поставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И смысл познавательной деятельности заключен в производстве именно истинных знаний. В европейской философии прочно утвердилась восходящая своими истоками к Аристотелю формула, ставшая классической: истина есть соответствие знаний действительности. С одной стороны, истиной здесь называют соответствие знаний действительности. Стало быть, истина - это отношение между знаниями и действительностью, но не знания и не действительность в их раздельности. С другой стороны, знания, соответствующие действительности, называют истинными, то есть истина с отношения переносится на один из его членов - знания. Получается - истин нет в реальности, истинность - важнейшая гносеологическая характеристика знания. Существует объективная, конкретная, относительная, абсолютная истины. Объективность знания можно понимать как такое содержание человеческих представлений и понятий, которое детерминируется внешним миром. Объективность знаний доказывается уже тем, что человек на их основе способен приспособиться к окружающей его среде и даже преобразовывать ее в своих целях. В гносеологии рассматривается также взаимосвязь абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это полное, точное соответствие знания действительности. Но, как мы уже знаем, полностью объективного знания быть не может, из чего следует, что абсолютная истина лишь цель, к которой мы можем стремиться. На каждом этапе развития знания нам доступна лишь относительная истина как единство объективного и субъективного, истины и заблуждения. Относительность истины порождается рядом факторов - невысоким уровнем развития практической деятельности, стремлением перенести знание о части мира на целое, конкретностью истины, обстоятельствами и т. д. Если процесс получения истины рассматривается не как мгновенный акт, но как процесс постоянного изменения и совершенствования знаний, единство абсолютного и относительного в истине становится очевидным. Мышление абсолютно по своему источнику, потому что оно отражает объективный мир. Это придает устойчивость, инвариантность нашим знаниям, служит основой преемственности в их развитии. Это понимание выводит нас на признание безграничных возможностей развития познания, отсутствие пределов выяснения сущности, причин и законов явлений, которые становятся объектами познания. Мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политическим, религиозным и др. Однако целостный и завершенный вид ему придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников. Мировоззрение существует на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.
|